Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание и образование"»
Духовно-нравственное воспитание и образование
Учитель технологии :
Секретарева А.В.
МБОУ «Баратаевская средняя школа»
Цель – создание условий для духовно-нравственного воспитания и образования детей в рамках урока.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой деятельности;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле;
- освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания;
- уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа;
- восстановление традиционного образа семьи.
Актуальность.
Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает неутешительные факты ухудшения не только физического здоровья детей, но и духовного благополучия. Объективными показателями снижения уровня духовности являются: табакокурение, алкогольная, наркотическая зависимости, рост подростковой преступности, жестокости, самоубийств. Корень подобных проблем – в духовно-нравственном здоровье и развитии ребенка, в нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой.
Основными средствами духовно-нравственного воспитания является создание духовно-обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности.
Важнейшей составной частью образовательной и воспитательной среды для ребенка являются игры и игрушки. Однако современные дети все большее предпочтение отводят компьютерам и телефонам.
Также современные игрушки зачастую, по сути, являются антиигрушками, так как пусты по содержанию, ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образы, а насаждают стремление к насилию, ненависти, распущенности.
Серийные игрушки, с которыми, чаще всего, имеют дело современные дети, организуют конкурентные игры за право обладания вещью, за успех, превосходство. Кроме того, такие игрушки начисто лишены индивидуальности, что делает ненужным творческий подход к ней.
Игрушки, сделанные своими руками, не только знакомят детей с разными видами труда и материалами, но обладают мощным воспитательным потенциалом, позволяющим формировать ценности и мировоззрение ребенка.
Для ребенка игрушка-самоделка – это умение, выразить свое видение того или иного предмета, возможность создания собственной уникальной вещи, а значит, возможность быть творцом, автором.
Фрагмент тематического плана раздела «Художественные ремесла», 5 класс.
№
Тема занятия
Теоретические сведения
Практическая работа
Объект труда
Материалы и оборудование
Нетрадиционные формы урока
3.
2ч.
Лоскутное шитье
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможность лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Применяя данную тему на уроках, мы приобщаем детей к народному творчеству, позволяем им заглянуть в историю своего народа, тем самым создаем условия для духовно-нравственного воспитания и образования детей.
Использование нетрадиционных форм уроков положительно влияет на качество обучения, повышает активную мыслительную деятельность у школьников, позволяет заинтересовать их предметом, способствует формированию прочных знаний, умений и навыков.