Статья "Лэпбук как средство повышения эффективности урока домоводства и социально-бытовой ориентировки"
Статья "Лэпбук как средство повышения эффективности урока домоводства и социально-бытовой ориентировки"
Лэпбук – (lapbook), дословно переводится с английского языка как «наколенная книга», или как его еще называют "тематическая папка", - это самодельная интерактивная папка подвижными деталями: с кармашками в виде дверок, окошек, конвертиков, блокнотиков и т.д. Содержание папки-книжки отражает материал, изучаемой на данный момент теме, например, «Мой уютный чистый дом», «Чудесный горшочек», «Приходите в гости к нам», которые соответствуют учебным темам «Жилище», «Питание», «Культура поведения» и т.д. Применяемый в таком качестве, лэпбук - это не просто красочная поделка, а рабочий инструмент обучающегося в изучении учебного материала. Нарушения познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью нивелируются, так как в полную силу включаются в работу такой вид мышления как наглядно-образное, а также задействуются зрительные, тактильные анализаторы. Лэпбук может применяться как на отдельных этапах одного урока: этапе проверки понимания учебного материала или закрепления новых знаний, а также может использоваться как учебное пособие на заключительном этапе самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся выполнил в ходе изучения тематического раздела.
Механизм работы с папкой-книжкой прост: ученику нужно будет выполнить учебные задания, провести наблюдения, исследовать и изучить представленный материал, чтобы необходимо заполнить папку. В конечном варианте, когда все кармашки будут исследованы, заполнены, можно сказать, учащиеся создали лэпбук. Для детей это и работа, и игра. Создание лэпбука способствует закреплению и систематизации изученного материала, а повторное обращение к папке в дальнейшем позволит легко вспомнить и повторить пройденные темы.
Какова эффективность применения лэпбука?
Работа в ходе исследования содержания папки способствует приобретению знаний и умений.
Учебный процесс в рамках изучаемой темы представляет собой увлекательную игру и заметно повышает мотивацию к познанию.
Учащийся здесь выступает как равный участник. Он рассматривает книжку, содержимое кармашков, конвертиков, дверок, и.д., которым сам заполнил, выполняя задания.
Лэпбук - отличный способ для повторения пройденного. Учащийся может обращаться повторно к папке-книжке на уроках повторения, уроках обобщения и систематизации знаний. Выполненная работа вызывает у ребенка чувство причастности к большому делу.
Лэпбук для учащегося – подготовка к составлению связных высказываний (он исследует, обрабатывает материал, готовится рассказать нем), возможность выстраивать коммуникативно-речевые отношения (передача приобретенной информации своим одноклассникам, родителям, близким).
Преимуществом лэпбука является то, что при его применении может учитывать психологические и познавательные способности каждого ребенка, предлагая ему посильные задания, игровые упражнения. Все дети могут стать авторами книжки!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Лэпбук как средство повышения эффективности урока домоводства и социально-бытовой ориентировки"»
Лэпбук как средство повышения эффективности
урока домоводства и социально-бытовой ориентировки
Лэпбук – (lapbook), дословно переводится с английского языка как «наколенная книга», или как его еще называют "тематическая папка", - это самодельная интерактивная папка подвижными деталями: с кармашками в виде дверок, окошек, конвертиков, блокнотиков и т.д. Содержание папки-книжки отражает материал, изучаемой на данный момент теме, например, «Мой уютный чистый дом», «Чудесный горшочек», «Приходите в гости к нам», которые соответствуют учебным темам «Жилище», «Питание», «Культура поведения» и т.д. Применяемый в таком качестве, лэпбук - это не просто красочная поделка, а рабочий инструмент обучающегося в изучении учебного материала. Нарушения познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью нивелируются, так как в полную силу включаются в работу такой вид мышления как наглядно-образное, а также задействуются зрительные, тактильные анализаторы. Лэпбук может применяться как на отдельных этапах одного урока: этапе проверки понимания учебного материала или закрепления новых знаний, а также может использоваться как учебное пособие на заключительном этапе самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся выполнил в ходе изучения тематического раздела.
Механизм работы с папкой-книжкой прост: ученику нужно будет выполнить учебные задания, провести наблюдения, исследовать и изучить представленный материал, чтобы необходимо заполнить папку. В конечном варианте, когда все кармашки будут исследованы, заполнены, можно сказать, учащиеся создали лэпбук. Для детей это и работа, и игра. Создание лэпбука способствует закреплению и систематизации изученного материала, а повторное обращение к папке в дальнейшем позволит легко вспомнить и повторить пройденные темы.
Какова эффективность применения лэпбука?
Работа в ходе исследования содержания папки способствует приобретению знаний и умений.
Учебный процесс в рамках изучаемой темы представляет собой увлекательную игру и заметно повышает мотивацию к познанию.
Учащийся здесь выступает как равный участник. Он рассматривает книжку, содержимое кармашков, конвертиков, дверок, и.д., которым сам заполнил, выполняя задания.
Лэпбук - отличный способ для повторения пройденного. Учащийся может обращаться повторно к папке-книжке на уроках повторения, уроках обобщения и систематизации знаний. Выполненная работа вызывает у ребенка чувство причастности к большому делу.
Лэпбук для учащегося – подготовка к составлению связных высказываний (он исследует, обрабатывает материал, готовится рассказать нем), возможность выстраивать коммуникативно-речевые отношения (передача приобретенной информации своим одноклассникам, родителям, близким).
Преимуществом лэпбука является то, что при его применении может учитывать психологические и познавательные способности каждого ребенка, предлагая ему посильные задания, игровые упражнения. Все дети могут стать авторами книжки!
Вариации лэпбука и возможности применения безграничны. Лэпбук – это творческий проект. Для изготовления его можно использовать Интернет-ресурсы, можно собственноручно создать папку-книжку.
Лэпбук «Приходите в гости к нам»
Образовательная область «Технология», предмет «Домоводство», тема серии уроков «Культура поведения», 7 класс
Цель
Задачи
Планируемый результат
Коррекционно-образовательная:
расширение представлений учащихся о правилах поведения в гостях, правилах приема гостей.
Уточнить имеющиеся знания у детей встречать, принимать гостей дома, вести себя в гостях.
Познакомить с правилами вручения подарков, правилами сервировки праздничного стола к чаепитию.
Познакомить с традициями русского гостеприимства.
Понимание детьми необходимости знаний о правилах приема гостей и правилах поведения в гостях, правилах сервировки праздничного стола.
Коррекционно-развивающая:
Развитие и коррекция мыслительных процессов: выделение существенных признаков при классификации предметов, понимание переносного смысла пословиц, выражений
Развивать операции сравнения, классификации, установления причинно-следственных закономерностей путем решения учебных и игровых задач и упражнений.
Корректировать и развивать зрительную память, пространственную ориентировку через выполнение игровых упражнений.
Развитие операцио-нальных сторон мыслительной деятельности.
Коррекционно-воспитательная:
Привитие культурного приема гостей и поведения в гостях в лучших традициях русского гостеприимства.
воспитывать положительное отношение к поступкам человека, соблюдающего нормы культурного поведения.
учить правильно принимать гостей.
Воспитывать на примерах русского быта традиции гостеприимства.
Принятие детьми норм культурного поведения в гостях и применение их в повседневной жизни.
Задание: правильно расставьте цифры по порядку этапы приготовления бутербродов с колбасой.
Инструкционная карта
Нарезать батон толщиной 1-1,5см.
Нарезать колбасу.
Намазать ломтик хлеба маслом.
Положить колбасу и украсить зеленью.
Блокнотик «Пословицы».
Задание: Соедини начало и конец пословицы.
Мил тот гость,… а гостям рад.
У себя как хочешь, …. того и сам не делай.
Не дорог подарок, … а в гостях – как велят.
Хоть не богат, … не припасена ложка.
На незваного гостя ... что не долго гостит.
Чего в другом не любишь ... дорога любовь.
Мини-книжка
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ
Приходя в гости, всегда говори «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!».
Проходишь в комнату, не разглядывай внимательно вещи, не спрашивай, сколько они стоят.
За столом веди спокойную беседу с рядом сидящим товарищем.
Не рассказывай пошлых анекдотов.
Уходить сразу после застолья неприлично.
Прими участие в общем веселье, танцах.
Будь вежлив, тактичен, проявляй уважение к гостям и хозяевам.
Похвали хозяйку за вкусное угощение.
Уходишь, попрощайся.
Школа вежливости:
советы для гостей, хозяевам праздника и о подарках
ПРАВИЛА ПРИЕМА ГОСТЕЙ
Гостей приглашают заранее.
В доме должно быть чисто и красиво.
Хозяева встречают гостей.
Для гостей готовится вкусное угощение.
У входной двери гостя встречает хозяин праздника.
Надо уделить внимание каждому гостю.
За подарки обязательно говорят «спасибо».
Гостям можно подарить небольшие сувениры.
Провожая гостей, надо их поблагодарить за то,
что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.
Запомни:
НЕ ПОДАРОК ДОРОГ, ДОРОГА ЛЮБОВЬ.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
Не разговаривай во время еды.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голоса.
Не размахивай руками во время разговора.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не передразнивай говорящего.
Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.
Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».
Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Все хлопоты, связанные с приемом гостей, закончены. Всех просят за стол. Не ожидают тех, кто опоздал.
Гости располагаются за столом только после приглашения хозяев.
Хозяйка первой должна садиться за стол, этим как бы показывая пример гостям.
Сев за стол обрати внимание на свою осанку, нельзя класть локти на стол.
За столом пользуйся салфеткой. О салфетку можно вытереть пальцы, губы, но ни в коем случае нос.
Помешав чай или кофе, ложку убирают на блюдце.
Из-за стола хозяйка поднимается первой.
Запомни:
КТО ОПРЯТЕН, ТОТ И ПРИЯТЕН.
ПРАВИЛА ВРУЧЕНИЯ И ПРИЁМА ПОДАРКОВ
Подарок должен быть интересен тому, кому его дарят.
Можно дарить цветы, книги, авторучки. Деньги и личные вещи дарят только близким родственникам.
Неприлично дарить вещь, которая тебе самому не нужна. Подарки должны быть новыми.
Подарок не должен быть слишком дорогим, чтобы человек не чувствовал должником.
Подарок дарят лично.
Дарителя благодарят за подарок.
Подарок желательно рассмотреть.
Любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Запомни:
ИДЕШЬ В ГОСТИ, НЕСИ ПОДАРОК В ГОРСТИ.
КармашекТест «Правила поведения в гостях»
Задание: Проверь себя.
Прочитай вопрос
Выдели нужный вариант ответа
Можно ли прийти в гости с незнакомым для хозяев человеком
Можно, если вы с ним только что встретились.
Можно, спросив разрешения у хозяев заранее.
Когда можно сесть за стол?
Как только вы вошли в комнату, где накрыт стол.
Только после того, как сядут наиболее важные гости.
После приглашения хозяина.
Как себя следует вести, если вы опоздали в гости и все уже за столом?
Со всеми поздороваться и пожать руку.
Занять свободное место, как ни в чем не бывало.
Извиниться перед хозяйкой за опоздание.
Во время еды
Руки не клади на стол.
Положите локти на стол
Кисти рук положите на стол.
Уходя, надо
Одеться, а потом попрощаться.
Наоборот.
Прощаться во время одевания.
Кармашек «Игра на внимание»
Задание: Назови предметы кухонной, столовой и чайной посуды.
Кармашек «Копилка полезных дел»
Задание: Разучи игру "Сколько человек хлопало?" и попробуй сыграть в неё со своими друзьями, гостями.
«Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются "водящий" и "дирижер". "Водящий" становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. "Дирижер" занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом "дирижера" участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. "Водящий" должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, "водящий" занимает место в полукруге, "дирижер" идет вводить, а из полукруга выходит новый участник».
Кармашек «Русские традиции»
Задание: Прочитай. Это интересно.
У русского народа много традиций гостеприимства. Проводить гостей – тоже одна из важных задач хозяев тожества. Праздник закончился, хозяева устали, а гости медлят, не уходят. Как быть?
В старые времена на прощание гостям раздавали пряники-«разгоняи» или пироги-«выгонцы». Хороши обычаи, не правда ли? И гости разошлись, и обиды на хозяев нет. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», что означает - удачно добраться до дома.