Возрождение исконно русских традиций через совместное творчество дошкольников и старших учащихся. Ученицы 8 класса могут применить на практике полученные знания, умения и навыки на уроках технологии. И оказать помощь в оформлении русского уголка в детском саду. Работы сделаны с учетом возраста детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта
Возрождение исконно русских традиций через совместное творчество дошкольников и старших учащихся. Ученицы 8 класса могут применить на практике полученные знания, умения и навыки на уроках технологии. И оказать помощь в оформлении русского уголка детскому саду. Работы сделаны с учетом возраста детей.
5
Цели и задачи проекта
Цель:- приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения тряпичной куклы.
Задачи:
привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;
воспитывать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе.
6
Краткая аннотация содержания проекта
Маленькие дети познают мир через игру. Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.
Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь дошкольникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
7
Сроки выполнения проекта
ноябрь- март
Актуальность
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы
Мы решили помочь дошкольникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Учащиеся 8 класса могут применить полученные знания на уроках технологии и изготовить традиционных русских кукол для детей детского сада. У учащихся формируются не только трудовые навыки, но и укрепляются семейные ценности, забота о младшем поколении.
Сбор и анализ разноплановой информации
по избранной проблеме
Детство – это когда рядом мама и папа, бабушки и дедушки и, конечно, сказочный друг – игрушка. Именно ей мы доверяли все свои сокровенные мечты и тайны, делились с ней новыми впечатлениями, совершали вместе увлекательные путешествия, и даже придумывали шалости. Каждый хранит в памяти детства образ любимой игрушки: куклы, у которой стерто лицо, старого мишки с оторванной лапой, самолетик с перебитым крылом, деревянной лошадки с облетевшей краской, машинки без колеса.
Особое место в доме занимают куклы, которые дороги как память о детстве, о людях их подаривших, или о каком-то особом событии. Куклы развлекают, поучают, воспитывают. Для ребенка кукла – это еще и друг, с которым можно поговорить, поделиться радостями и бедами, доверить ей секреты. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)
Тряпичная кукла – сколько нежности, добра, теплоты и даже гордости за людей они несут. Наша русская куколка, не холодна стеклянными глазами, она не гладка, как пластмасса и не пуста внутри. Взглянув на неё можно почувствовать и прочесть всю душевную, тонкую красоту загадочного русского человека. Тряпичная куколка приятна теплотой ткани, общаясь с ней, дети и взрослые оживляют её своим воображением. Через тряпичную куколку из поколения в поколение передавалась духовная сила и национальное богатство, мудрость и красота, талант и культура народа и, что самое поразительное, делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем нравоучения и беседы о патриотизме.
Тряпичная куколка обращается к тем сокрытым от сознания глубинам, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования. В основу того, что называется традиционная русская кукла, легли воззрения славян на природу и её явления. С куклой связаны обряды, сопровождавшиеся пением, пляской, заклинаниями, театрализованным действием. Кукла послужила и продолжает служить живительным источником познания, вдохновения и самореализации.
Таким образом, куколка воплощает собой модель, в которой личность отдельного человека, семьи и «личность народа» представлена единым целом. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них не писал, у каждого получится своя «лоскутная история».
Реализация проекта
Сроки
Что должны сделать
Контроль результата
ноябрь
Обдумать и проанализировать возникшую проблему.
Собраться рабочей группой для обсуждения и анализа
ноябрь
Выработка идей по созданию русского уголка в старшей группе детского сада
Выбрали идею. Разработали эскиз.
ноябрь
Подбор материалов. Проработка конструкций кукол.
Определились с материалами: подобрали по цвету, фактуре, рисунку. Проработали конструкции кукол.
декабрь
Закупка запланированных материалов
Закупили материалы
декабрь-январь
Изготовить конструкции кукол.
Выполнение работы успешно
декабрь-январь
Оформить кукольные конструкции: раскроить детали одежды, их обработать.
Изделия изготовлены
февраль
Участие в школьной и районной выставке технического творчества.
Успешно участвовали в выставке.
26 марта
Провести мастер-класс с детьми старшей группы детского сада по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка».
Оформить русский уголок в группе детского сада.
Успешно провели мастер-класс по изготовлению куклы. Оформили русский уголок в старшей группе детского сада.
Первоначальные идеи
Идея №1
Изготовить для оформления русского уголка детского сада традиционные игровые, обрядовые куклы и провести мастер-класс по изготовлению одной из кукол.
Идея №2
Изготовить для оформления русского уголка детского сада тряпичные обереговые куклы и провести мастер-класс по изготовлению одной из кукол.
Идея №3
Изготовить для оформления русского уголка детского сада кукол разных по назначению: обереговых, обрядовых и игровых. Провести мастер-класс по изготовлению одной из кукол.
Выбор лучшей идеи
Рассмотрим все предложенные идеи: идея №1 предполагает изготовить для оформления русского уголка игровые и обрядовые куклы, чтобы дети знали, во что играли наши предки и какие обряды существовали на Руси.
Идея №2 предполагает изготовить для дошкольников обереговые куклы, чтобы дети поняли, как серьезно относились к тряпичным куклам наши предки.
Идея №3 предполагает изготовить кукол разных по назначению: игровых, обереговых, обрядовых. Эта идея наиболее полно отражает мир русской тряпичной куклы и знакомит детей с русским народным творчеством
Вывод: Выбираем идею №3. Она нам оптимально подходит.
Исследования
Ткани
Для детей нет ничего лучше, чем работа с натуральными хлопчатобумажными и льняными тканями. Это гигиеничный материал, приятный на ощупь, обладает согревающим эффектом. Натуральные ткани не скользят, хорошо держат форму, с ними легко работается. Работа с такими материалами успокаивает, снимает внутреннее напряжение, расслабляет.
Материал (ткани, нитки), из которых непосредственно создавалась куколка, много значил. Материал должен был быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано не только с экономией – их делали вручную, а это трудоемкий и продолжительный процесс. Данный выбор основывался на представлении, что материал, сделанный собственными руками и «проживший» в доме, в семье, не станет источником негативных влияний и даже наоборот защитит, закроет ребенка от опасности. В зависимости от того, какие именно старые вещи использовались для конструирования куклы: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи – уточнялась ее будущая роль.
Что может дать детям изготовление куклы и игра с ней?
Занимаясь изготовлением традиционной куклы, ребенок из уст взрослого узнает историю своего народа, своей страны; возможно, работа над изготовлением куклы и последующая игра с ней станет для ребенка ключом к сокровищам устного народного творчества: сказкам, прибауткам, загадкам и песням.
Кукла, изготовленная своими руками, поднимет самооценку ребенка, напомнит ему, что русский человек – это мастер, умеющий сделать своими руками все необходимое для жизни, в любой ситуации способный обеспечить свою семью самым необходимым; работа по одеванию и украшению куклы станет первым шагом на пути вашего ребенка в увлекательный мир рукоделия, фантазии.
Работа по изготовлению кукол дает детям первые представления о разумной экономии, раскрывает истинную ценность вещей, научит беречь вещи, сделанные руками человека, независимо от их рыночной стоимости.
Кукла, сделанная своими руками, вызывает у детей чувство любви и привязанности, требует бережного отношения: ее уже не выбросят. Если кукла делается в подарок кому – то из членов семьи или друзьям, это вызывает в ребенке добрые чувства по отношению к близким людям.
Работа по изготовлению куклы учит деятельному общению, поскольку без посторонней помощи куклу сделать сложно.
Изготовление тряпичных кукол связано с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Работа по изготовлению кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.
Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса
и даже некоторых художественных ремёсел.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение
кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая
себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая
индивидуальность.
Оборудование, инструменты и материалы
Традиционные тряпичные куклы простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления. Нам понадобятся: ножницы, нитки, иголка, тесьма, атласные ленты, х/б и льняные лоскуточки тканей в мелкий рисунок и однотонные, шерстяные нити, мочало.
Мастер-класс по изготовлению куклы «Кувадка»
Кувадка (или куватка, дейсвительны оба названия) – это самая первая кукла-оберег,которая встречает ребенка, едва он появится на свет, сделанная мамой для малыша, а потому самая ценная и действенная.
В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».
Виды кукол кувадок
Кувадки – тряпичные куклы закрутки, в различных районах Руси делались по-разному. Различают среднерусскую кувадку, вятскую кувадку, тульскую.
Среднерусские кувадки
Вятские кувадки
Тульские кувадки
Технология изготовления
Лоскут яркой цветной ткани размером 10×15 см скручивают к середине по длинным сторонам (рис. а).
Скрученный лоскут перегибают пополам.
Отступив, примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягивают несколькими плотными витками нитью красного цвета, выделяя голову. Нить не обрезаем (с ее помощью делаем крест на груди и пояс). (рис. б).
Чтобы сделать руки сворачиваем лоскут другого цвета размером 6×6 см таким же образом. Нитью другого цвета скрутку стягивают узлами с обеих сторон, отступив от краев по 1 см – получаются ладошки (рис. в).
Вставляем руки между передним и задним лоскутами тела куклы(рис.а), ниткой делаем крест на груди, перевязываем на поясе. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье (рис. б).
Ожидаемый результат
Мы увлеклись традиционной народной куклой после того, как сами попробовали сделать куклу. Куклы - это целый мир, мир, в котором мы живём каждый день. Они - отражение нашей жизни: повседневной, бытовой, праздничной. Через куклу мы можем сказать о том, что у нас на душе, что мы хотим для себя, для своих друзей и родных. Куклы - это и наши увлечения, и новые знания и умения, к куклам тянутся руки, с ними хочется поговорить. Через народную тряпичную куклу мы надеемся понять ту среду, в которой они жили - праздники, обряды, обычаи русского народа. А чтобы понять, надо изучить, исследовать, попробовать пройти тот путь, где, возможно, мы сможем вспомнить и встретить настоящего себя.
Куклы - проводники в настоящий и одновременно волшебный мир, мир нашей души, где возможна встреча с собой.
Мы уверены, что у нас все получится. Наши работы получат частичку нашего тепла. Конечно, это ответственное дело изготавливать кукол не для себя, а в подарок. Но мы будем стараться.
Надеемся, что ребятам из детского сада понравятся наши куколки.
Результат
Нам понравилось делать куклы в подарок. Мы смогли применить навыки в шитье, полученные на уроках технологии. Нас могут оценить посторонние люди, а не только родители и учителя. Дети не только узнали историю возникновения куклы, обряды, обычаи русского народа, но и научились её изготовлять, соотносить по виду (игровая, обереговая, обрядовая). Мы уверены, что – это и есть, искомая нами всеми, веков связывающая нить, которую мы должны передать детям точно также как передавалась она, из поколения в поколение из уст в уста. Мы получили огромное эмоциональное удовлетворение от общения с младшими детьми, и мы очень рады, что мы смогли передать им частичку своих знаний, умений, полученных на уроках.