Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени. Он отражает экономику, идеологию, социальные отношения, природно - географическую среду. Для того чтобы получить как можно больше информации о жизни конкретного народа, необходимо понять назначение каждой детали, её место в костюмном комплексе. В широком смысле «костюм» - это всё, что надевает на себя человек. Помимо одежды, обуви и головных уборов сюда входят разнообразные украшения, причёски, татуировки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реферат "Традиционный костюм крестьянки"»
Реферат
[Введите подзаголовок документа]
[Выберите дату]
[Введите название организации]
user
Традиционный костюм крестьянки
План
Формирование костюма
Одежда – зрительный язык
Факторы влияния
Традиционный женский костюм
Влияние заселения края на костюм
Территориальное разделение комплексов
Костюм однодворцев
Вывод
Заключение
Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени. Он отражает экономику, идеологию, социальные отношения, природно - географическую среду. Для того чтобы получить как можно больше информации о жизни конкретного народа, необходимо понять назначение каждой детали, её место в костюмном комплексе. В широком смысле «костюм» - это всё, что надевает на себя человек. Помимо одежды, обуви и головных уборов сюда входят разнообразные украшения, причёски, татуировки.
Как же получилось, что именно одежда выявляет не только внешний образ человека, но и его внутренний мир? Связано это с самой природой костюма. Появившись на самых ранних этапах человеческой истории, одежда служила укрытием от непогоды и от необъяснимых сверхъестественных явлений, т.е. обладала защитной функцией. Эволюция человека и развитие общества привели к потребности не только защитить тело с помощью одежды, но и подчинить её форму роду занятий, сделать удобной. Так появилась утилитарная функция одежды. Стремление выразить свою индивидуальность и общий эстетический идеал общества привело к выделению эстетической функции костюма.
Народная одежда на протяжении многих веков сохранила традиционные элементы кроя, орнаментации, способы ношения той или иной детали. По покрою одежды, её орнаментам, украшениям два незнакомых человека могли определить имущественное и семейное положение друг друга, возраст, наличие или отсутствие в семье детей, траур, торжество, вражду. Однажды, в сущности, - это зрительный язык, позволяющий «читать» информацию о человеке до того, как прозвучит первое слово. Но понять все знаки и символы могли лишь те, кто принадлежал к определённой общности людей, ведь у каждого народа был свой особый язык костюма. Поэтому предметы костюма могут рассказывать нам и историю человечества, и историю одного человек.
В народной одежде всегда чётко соблюдалось деление на праздничную и обрядовую, будничную, рабочую. Праздничный костюм изготовляли из дорогой ткани, обильно украшали, составляли из большого количества предметов. Непосредственно к праздничной одежде примыкают разнообразные обрядовые или ритуальные костюмы. Ритуальная одежда появилась на ранних этапах человеческой истории. Ещё в эпоху верхнего палеолита человек маскировался под животное, надевая одежду из его шкуры, и совершал определённый ритуал для того, чтобы охота была удачной. К обрядовой одежде относятся свадебные и погребальные костюмы, наряд просватанной девушки, жатвенные рубахи и другая одежда, связанная с теми или иными обрядами. Обрядовая одежда дольше других сохраняла старинные формы. Будничный костюм использовали для работы по дому и в поле. Его, как правило, шили из грубых, прочных тканей и почти не украшали. Специальная рабочая одежда, которую носили поверх будничной, использовалась для отдельных видов работ (одежда рыбаков, охотников, лесорубов и т.е.).
Зимою носили шубы, тулупы, полушубки чёрного или коричневого цвета, которые подпоясывали широкими шерстяными кушаками.
Женский костюм состоял из рубахи, поясной одежды, передника, пояса, головного убора, верхней одежды, обуви.
Основой женского костюма, как и мужского, являлась рубаха. В XVI – XVII веках богатые горожанки носили две рубахи: нижнюю – из белого холста и верхнюю – из лёгкой шёлковой ткани. Обычно верхняя рубаха шилась с длинными рукавами, украшенными по швам жемчугом. Женщины – крестьянки, как правило, носили одну холщовую рубаху. Женские рубахи могли быть цельными или составными. Цельные рубахи шили из полотнищ ткани, идущих от ворота до подола. Рубахи, составленные из двух частей, были из разных тканей: верх – из более дорогой материи, низ – из более грубой. Восточнославянскую женскую рубаху отличает наличие рукавов и плечевых вставок – поликов. Полики расширяли плечевую часть рубахи и давали возможность собирать в сборки ворот и часть рукава, что придавало пышность всей рубахе. По форме поликов различают рубахи с прямыми (прямоугольными вставками) и косыми (трапециевидными вставками) поликама.
Поясной женской одеждой были понёва и юбка.
Понёва – одежда из 3-7 полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, сверху собранных на шнурке.
Термин «понёва» можно считать общеславянским: он известен у чехов, черногорцев. В ранних русских письменных памятниках, начиная с XI века, слово понёва употребляется для обозначения полотнища ткани. Фрагменты понёвной ткани обнаружена в славянских курганах X века. Как считают многие исследователи народного костюма, понёва отражала родоплеменную принадлежность женщины. Даже в начале XX века понёвы женщины разных сёл различались расцветкой, размером клетки, украшениями, способом ношения.
Традиционный костюм замужней
женщины- однодворки
В конце XIX – начале XX века понёва была отличительным элементом одежды замужних женщин, хотя первоначально надевание её было связано с совершеннолетием девушки.
Манера ношения понёвы в будни и праздники была разной. При выполнении различных работ её подтыкали спереди или сбоку за пояс. В праздничные дни подол понёвы спускали вниз. Ходить в эти дни в «подтыканной» понёве считалось неприличным.
Юбка – женская поясная одежда, которую шили из нескольких полотен фабричной или домотканой ткани. Особым своеобразием отличались полосатые домотканые юбки.
Понёва Передник
Термин «сарафан» (в переводе с иранского – «одетый с головы до ног») первоначально обозначал длинную мужскую одежду с рукавами. Первое упоминание о сарафанах встречается в 1376 году в Никоновской летописи. С XVII века этим словом стали обозначать женскую одежду в виде цельного платья с рукавами или без них, надевавшуюся через голову. У русских женщин в праздничной и будничной одежде были широко распространены передники. По покрою выделяют два типа передников: надеваемые через голову и укреплённый на талии. Передники первого типа шили с рукавами или с отрезной верхней частью, тесёмки которой укреплялись на шее. Праздничные передники обильно украшали вышивкой, аппликацией, кружевом, блёстками, ткаными узорами.
Костюм населения Воронежского края сохранил самобытные черты вплоть до 40-х годов XX века. В нём отразилась сложная история заселения края. Здесь различные комплексы одежды встречаются в пределах одного уезда, а иногда и одного села.
Переселение на территории Воронежского края служилых людей в XVI-XVII веках из ближайших губерний (Рязанской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Курской) обусловило распространение южнорусского комплекса одежды: понёвы, рубахи с косыми поликами, туникообразных передников – «запанов», головного убора «сорока», украшений из перьев и бисера.
В то же время приток населения из центральных и северо-западных районов способствовал появлению в Воронежском крае костюмов, характерных для жителей этого региона.
При всём многообразии костюмов можно выделить несколько интересных комплексов, которые были распространены на определённой территории.
В сёлах Хоперского уезда, заселенных дворцовыми крестьянами, женский костюм состоял из сарафана, рубахи, передника, пояса и кокошника. Для изготовления праздничных сарафанов использовали пять – семь полотнищ дорогих фабричных тканей: шёлка, тафты, штофа. Верх сарафана собирали на обшивку, к которой пришивали лямки из чёрного бархата. Рубаху шили из белого полотна с густыми сборками у горловины и манжет. Рукав украшали вышивкой белыми нитями. Шёлковый передник отделывали кружевом. Подпоясывали костюм плетеным пояском или муаровой лентой.
В некоторых сёлах носили сарафаны в виде высокой юбки на лямках. Шили его из домотканого материала или из набивного ситца. Рукава рубахи с красным тканым орнаментом дополняли разноцветной вышивкой. К нижнему краю передников из домотканой пестряди синего или красного цвета пришивали яркую оборку из покупного материала или кружева.
Девичий и женский костюм различались лишь по головному убору. Женщины надевали кокошник в виде круглой шапочки с невысоким околышем из серебристой парчи, с малиновым бархатным верхом, расшитым растительным орнаментом.
Большую часть населения сёл Землянского, Воронежского, Задонского уездов составляли однодворцы – потомки служилых людей, охранявших в XVI – XVII веках южные рубежи России. Женский костюм этих мест имел сдержанный колорит. Белую рубаху с большим отложным воротником шили из белой кисеи или холста. Рукава её украшали по низу широкой оборкой из лент или кружева. Воротник подвязывали шёлковыми лентами разных цветов. С такой рубахой носили красочную полосатую юбку из шерсти. Полосы были самой разнообразной расцветки: зеленые, белые, красные, жёлтые, розовые, но почти всегда с преобладанием красного цвета. По низу юбку обшивали широкой чёрной полосой из бархата, которая усиливала яркость цветовой композиции костюма.
Женщины – однодворки носили короткие (до талии) расклешённые, с мелкими сборками на спинке душегреи. Шили их из золотистой парчи или малинового шёлка. Осенние душегреи были с рукавами, для их изготовления использовали чёрный бархат, а в качестве отделки – нашивки из лент, вышивку разноцветными нитями.
В XVII веке традиционный костюм крестьянки Хопёрского уезда особых отличий от костюмов других уездов Воронежского края не имел, но всё же имел некоторую особенность. Этой особенностью является понёва. Она шилась из чёрной домотканой ткани в красную клетку, и подпоясывалась сверху широким шерстяным поясом. Сочетание красной клетки на чёрном фоне предавало самобытность традиционному костюму крестьянки Хопёрского уезда.
Постепенно в народной одежде происходила замена домотканых тканей на фабричные. Под влиянием городской моды костюм утратил своеобразие. Однако до сих пор в отдельных районах Воронежского края бережно хранят народную одежду, которую надевают на свадьбу и фольклорные праздники.
Список используемой литературы
В. И Панова «История Воронежской области» (от древности до XIX века);