Реализация национально-регионального компонента на уроках технологии
Реализация национально-регионального компонента на уроках технологии
Национально- региональный компонент (НРК) предусматривает возможность введения содержания, связанного с национальными традициями. Введение национально-регионального компонента в образовательную область « Технология» помогает ученикам осознать общие человеческие ценности и самобытность родной культуры.
С целью реализации национально-регионального компонента (НРК) в программу включены темы уроков в разделы « Кулинария», « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», « Технологии ведения дома», « Декоративно-прикладное творчество», «Современное производство и профессиональное образование» и составляет 10% учебного времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация национально-регионального компонента на уроках технологии »
Реализация национально-регионального компонента на уроках технологии.
В настоящее время происходят серьёзные изменения в социальной сфере, которые оказывают влияние на всю систему образования: проникает западная культура, усилился интерес к культурным ценностям других народов. Знание и понимание своей культуры каждым её народом является актуальным: изучая культуру родного народа, мы узнаём свою собственную человеческую сущность. Воздействие на национальную культуру других культур приводит как к положительным, так и к отрицательным последствиям, сказывается на формировании мировоззрения и психологии подрастающего поколения.
Одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры, поэтому школа должна приобщать ребёнка к национальной культуре, к народным промыслам.
Национально- региональный компонент (НРК) предусматривает возможность введения содержания, связанного с национальными традициями. Введение национально-регионального компонента в образовательную область « Технология» помогает ученикам осознать общие человеческие ценности и самобытность родной культуры.
Программа, по которой я работаю учителем технологии в МОУ « СОШ № 3 имени В.И.Лыткина» г.Сыктывкара, составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004г. (с изменениями 2012г.), примерной программы основного общего образования «Технология», программы «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д. Симоненко.
С целью реализации национально-регионального компонента (НРК) в программу включены темы уроков в разделы « Кулинария», « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», « Технологии ведения дома», « Декоративно-прикладное творчество», «Современное производство и профессиональное образование» и составляет 10% учебного времени.
Содержание НРК по разделам
Разделы
классы
Всего часов на раздел
5
6
7
8
Кулинария
3
3
4
1
11
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
3
3
4
2
12
Технологии ведения дома
1
1
-
-
2
Современное производство и профессиональное образование
-
-
-
1
1
Итого часов за год
7
7
8
4
26
Итого в %
10
10
11
11
По реализации национально-регионального компонента в предмете «Технология» почти все уроки проходят в школьном музее, где собрано большое количество экспонатов.
На занятиях по кулинарии учащиеся изучают особенности коми национальной кухни, осваивают технологию приготовления национальных блюд, знакомятся с обычаями и обрядами, национальными праздниками.
Своеобразие любой национальной кухни всегда тесно связано с особенностями жизни народов и «даров природы», которые их окружают. На уроках учащиеся получают не только теоретические знания, названия блюд, но и сами их готовят.
В 5 классе учащиеся знакомятся с использованием овощей, чайных сборов в коми национальной кухне, с правилами сбора ягод, грибов, кореньев, лекарственных трав и правилами их заготовки в домашних условиях. На практических занятиях готовят салаты из овощей, красят яйца луковой шелухой, знакомясь с обычаями празднования Пасхи, готовят чай из листьев мяты, чёрной смородины, малины, чашелистиков морошки, зверобоя…
На уроках кулинарии в 6 классе учащиеся знакомятся с национальными блюдами из рыбы; готовят рыбу по-коми, пекут рыбники; узнают чем питаются охотники в лесу, получают информацию об экологическом состоянии водоёмов в республике. Знакомятся с национальными особенностями, мероприятиями, атрибутами празднования масленицы у народа коми и пекут блины; с особенностями квашения и заготовки в домашних условиях капусты по-коми...
В 7 классе учащиеся знакомятся с коми национальной выпечкой, сладкими блюдами; пекут пироги с различными начинками, готовят морсы, кисели с получением крахмала в домашних условиях.
Восьмые классы на уроках кулинарии узнают об использовании домашней птицы и дичи в национальной кухне.
С домашней утварью, используемой в коми быту, учащиеся знакомятся в нашем школьном музее – это миски, жбаны, чаны, подойники, ковши, корыта, лукошки, пестери, корзины, ухваты…
В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» национально-региональный компонент включён в уроки по:
* материаловедению, где учащиеся знакомятся с процессом прядения, ткачества, узнают, что такое бранное и ремизное ткачество, холст, пестрядь. (В школьном музее, где в основном проходят уроки, собрано большое количество необходимых экспонатов: ткацкий станок, веретёна, прялки, первые швейные машины, утюги и т.д.)
* конструированию и моделированию, где учащиеся знакомятся с коми национальным костюмом. В 5классе - фартуком (запон), его конструкцией, тканями, повседневной и праздничной отделкой; с головными уборами девушек и замужних женщин. В 6 и 7 классах учащиеся продолжают изучать коми национальный костюм. Небогатый гардероб был у простого народа. Учащиеся знакомятся с различными видами сарафанов, узнают, что по конструкции они бывают косоклинные (кунтей, шушун, китайка) и прямые на лямках с лифом. Рубаха (дöрöм) – элемент мужской и женской одежды: особенности покроя, ткани для повседневной и праздничной рубахи, отличительные особенности в отделке мужских и женских рубах по районам (ижемский, вычегодский, удорский, прилузский);
*рукоделию и художественным ремёслам с 5 по 8 класс. « Рукоделие» как ни однадругая тема раскрываетсамобытность коренного народа коми. На этих уроках учащиеся знакомятся с видами художественных ремёсел коми народа, женским рукоделием, изучают коми орнамент, происхождение геометрического орнамента. Пас-знак, превращения пас-знаков. Сюжетные и символические изображения. Использование орнамента для художественной отделки одежды, предметов интерьера, домашней утвари. Полученные теоретические знания учащиеся реализуют в практических, проектных работах (вышивка, вязание, изготовление изделий из лоскутков).
Раздел « Технологии ведения дома» знакомит учащихся 5, 6 классов с интерьером коми крестьянской избы: простой, но необходимой мебелью ( лавки, стол, полки, полати, люлька…), украшением жилища (тканями, резьбой и росписью по дереву…), учащиеся узнают что такое «красный угол» и о его содержании.
В разделе «Современное производство и профессиональное образование» учащиеся 8 класса получают информацию о предприятиях, организациях в республике и городе Сыктывкаре, где можно получить образование по таким специальностям как «Технология продукции общественного питания" (ГПОУ «Сыктывкарский торгово-экономический колледж»), «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Закройщик» («Сыктывкарский технологический колледж»).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что национально-региональный компонент в содержании учебного предмета «Технология» призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.