kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей на уроке технология через декоративно-прикладное искусство в средней школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях рыночных отношений потребность в неординарной творческой личности наиболее актуальна и востребована в нашей стране. В январском послании Президента от 2017 года ясно было определено, что конкурентоспособность обусловлена креативностью.

Поэтому целью образования на современном этапе развития в соответствии с требованиями общества является воспитание и обучение конкурентоспособной нации. Для решения ряда проблем необходимо нестандартное, абстрактное, порой оригинальное мышление.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроке технология через декоративно-прикладное искусство в средней школе.»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Обоснование актуальности темы:

В условиях рыночных отношений потребность в неординарной творческой личности наиболее актуальна и востребована в нашей стране. В январском послании Президента от 2017 года ясно было определено, что конкурентоспособность обусловлена креативностью.

Поэтому целью образования на современном этапе развития в соответствии с требованиями общества является воспитание и обучение конкурентоспособной нации. Для решения ряда проблем необходимо нестандартное, абстрактное, порой оригинальное мышление.

В связи с этим в условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость овладения не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика средней школы к успешному решению, как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого потенциала у школьников.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость включения в систему образовательных задач методов продуктивного обучения, благодаря которым интеграция различных знаний будет способствовать формированию особого типа мышления и развитию творческих способностей (Е.А. Александрова, М.А. Балабан, И.Беем, Е.В.Губанова, О.М. Леонтьева, А.М. Хуторской, С.Н.Чистякова, и др.).

Развивающее значение декоративно – художественной деятельности отмечено в работах в области психологии искусства, трудового обучения и художественного воспитания (А.В. Бакушинский, Б.Н. Неменский, Л.А. Парамонова, В.С. Кузин, И.А.Лыкова и др.).

Актуальность темы связана с решением следующих проблем:

  1. Развитие творческого мышления и креативности через уроки декоративно-прикладного искусства в условиях профильного обучения.

  2. Формирование у школьников овладения элементами технического, художественного мышления, конструкторских способностей через уроки технологии.

Актуальность данных проблем позволила сформулировать тему моей опытно – экспериментальной работы: «Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии через декоративно – прикладное искусство в условиях профильного обучения»

Цель исследования: теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса развития творческих способностей на уроках технологии в условиях профильного обучения.

Объект исследования: процесс обучения на уроках технологии в условиях профильного обучения.

Предмет исследования: развитие творческих способностей школьников на уроках технологии через декоративно – прикладное искусство.

Гипотеза: процесс развития творческих способностей школьников на уроках технологии через декоративно – прикладное искусство в условиях профильного обучения будет более эффективным если: уточнена сущность понятий «творчество», «творческие способности школьников»; выявлены особенности организации и проведения современного урока «Технология»; определены критерии и показатели развития творческих способностей школьников на уроках технологии; разработана, апробирована и внедрена методика развития творческих способностей школьников, созданы педагогические условия, оптимизирующие образовательный процесс процесс.

Задачи исследования:

– уточнить сущность понятий «творчество», «творческие способности школьников»;

– выявить особенности организации и проведения современного урока технологии;

– определить критерии и показатели развития творческих способностей школьников на уроках технологии;

– разработать, апробировать и внедрить методику развития творческих способностей школьников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

В процессе исследовательской работы использовались следующие методы исследования:

– теоретические методы: анализ психолого – педагогической, научно – методической литературы по проблеме;

– эмпирические методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов и результатов деятельности, моделирование ситуаций, педагогический эксперимент, анкетирование.

Условия эксперимента:

  1. Класс технологии «Обслуживающий труд» в условиях КГУ «Средняя школа №8» акимата города Усть–Каменогорска.

  2. Отдельный кабинет с оборудованными зонами: теоретической и практической.

  3. Обеспеченность учебными и наглядными пособиями для проведения занятий. Оформление кабинета, нацеленное на создание позитивного, творческого настроя.

Этапы эксперимента:

Поисковый (2012-2013 год) – представлен теоретический материал по теме исследования, даны определения основным понятиям, подробно рассматриваются особенности формирования и развития творческих способностей школьников, особенности организации уроков технологии в профильной школе. Кроме этого, рассмотрены формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках технологии. Отмечено значение выбора данной темы с точки зрения исследователей (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р.Стенрнберг, Л.Термен).

Формирующий (2013-2015 год) – на этом этапе описывается опытно – экспериментальная работа по проблеме исследования, условия возникновения и становления опыта.

Контрольный (2015-2016 год) – в заключении сделаны выводы о том, что уроки технологического обучения в средней школе развивают творческие способности учащихся, творческое мышление – это создание новых образов на основе накопленных знаний.

Опытно – экспериментальная база: КГУ «Средняя школа №8» акимата г. Усть – Каменогорск, учащиеся 9 – го класса, в составе 15 человек.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена разработкой системы уроков по предмету «Технология», по теме «Развитие творческих способностей учащихся, через декоративно – прикладное искусство».

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

– разработан и экспериментально апробирован прикладной курс по развитию творческих способностей через декоративно – прикладное искусство учащихся;

– произведена оптимизация содержания курса «технология»;

– разработаны конспекты занятий;

– разработаны инструкционные и технологические карты для учащихся;

– разработаны презентации к урокам по курсу «Технология» для учащихся.

Разработанная и экспериментально проверенная методика развития творческих способностей школьников через прикладной курс декоративно – прикладного искусства служит основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике.

На основе педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме мною была уточнена сущность понятия «творческие способности», которое рассматривается как индивидуально – психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Актуальность развития творческих способностей школьников диктует необходимость выявления основных условий ее достижения. Наиболее важное из них – определение критериев и показателей творческих способностей.


Таблица 1– Критерии и индикаторы и методы диагностики процесса развития творческих способностей



Критерии

Показатели

Методы диагностики

1.

Концентрация внимания

Время, необходимое для осознания задания.

Точность понимания и выполнения задания.

тест

2.

Доверие к взрослому

Количество контактов со взрослым, инициированных учащимся.

наблюдение

3.

Сотрудничеством со сверстниками

Позиция учащегося в совместном творчестве.

наблюдение

4.

Инициативность

Количество проявленных инициатив в деятельности и контактах.

наблюдение

5.

Креативность

Отношение к творческим занятиям.

Скорость и точность реагирования в изменившейся ситуации.

Количество нешаблонных действий.

тест

6.

Самостоятельность

Умение себя обслуживать.

Действия по выполнению задания без дополнительных указаний и контроля взрослого.

наблюдение



7.

Оригинальность

Способность порождать новые нестандартные идеи.

тест

8.

Гибкость мышления

Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию;

Способность к выделению существенных признаков из множества случайных;

Способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Способность высказывать максимальное количество идей.

анкетирование

9.

Эмоциональность

Эмоциональную подготовку к уроку (наличие положительного эмоционального настроя);

Выраженность эмоций в процессе работы;

Удовлетворением результатом своего труда.

тест

10.

Любознательность

Способность удивляться, любопытство ко всему новому.

наблюдение

11.

Точность

Способность совершенствовать свой творческий потенциал.

анкетирование

12.

Смелость

Способность принимать свои решения и доводить дело до конца.

наблюдение


В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей учащихся в таблице 2.


Таблица 2 – Характеристика уровней творческих способностей учащихся


Высокий уровень

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность в принятии творческих решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У учащегося проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Они создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

Средний уровень

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

Низкий уровень

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ученик не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.


После определения уровней развития творческих способностей, был проведен первый констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось: определение исходного уровня развития творческих способностей учащихся по каждому из компонентов в классе, КГУ «Среднеяя школа №8» акимата города Усть – Каменогорска. Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблице 3.


Таблица 3 – Уровень развития творческих способностей учащихся


Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Концентрация внимания

29,1%

50%

20,9%

Доверие к взрослому

30%

48,2%

21,8%

Сотрудничеством со сверстниками

31%

45%

24%

Инициативность

15%

35,8%

49,2%

Креативность

26,3%

33,7%

40%

Самостоятельность

25%

35%

40%

Оригинальность

29,4%

45%

25,6%

Гибкость мышления

25%

39,2%

35,8%

Эмоциональность

29,5%

47,1%

23,4%

Любознательность

32%

42%

26%

Точность

35%

50%

15%

Смелость

27,3%

43,6%

29,1%


Таким образом, видно, что уровень развития творческих способностей учащихся ниже среднего.

В соответствии с выводами констатирующего эксперимента, а также поставленными в исследовании задачами, вся опытно – экспериментальная работа была направлена на проверку эффективности разработанной методики развития творческих способностей учащихся, которая включала три взаимосвязанных этапа:

На подготовительном этапе основной целью являлось развитие ценностного отношения к творчеству, с этой целью проводились мастер – классы, было организовано посещение выставок, а также было проведено анкетирование, которое дало представление о творческих способностях школьников.

На этапе теоретической подготовки был разработан и внедрен в образовательный процесс прикладной курс, направленный на углубление и расширение знаний о декоративно – прикладном творчестве.

Учащимся предлагались многообразные практические занятия, которые состояли в выполнении определенных творческих заданий: изготовлении открыток в техники «Квилинг», бижутерии из войлока, «Французкого мяча», в технике лоскутного шитья, плетение игрушек из природного материала и др.

Третий этап развития творческих способностей включал саму практическую работу, учащиеся пробуют различные техники выполнения творческих работ и выбирают для себя именно ту, которая им больше нравиться. Таким образом, одно и то же изделие каждая ученица выполняет в разной цветовой гамме, технике, размере, с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию показать еще один вариант выполнения.

Проведение экспериментальной работы позволило нам развить творческие способности учащихся, получить видимые результаты.

Обобщенные результаты по эксперименту по всем показателям представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Диаграмма развития творческих способностей школьников по различным показателям



Эффективность экспериментального обучения в рамках разработанной нами методики подтверждена следующими показателями: повышением уровня знаний о творчестве; умений производить предметы народного промысла; интересом к декоративно – прикладному искусству и культуре своего народа; потребности в практической реализации своих умений и навыков.

В ходе опытно – экспериментальной работы были выявлены проблемы и возможные пути их решения, обозначенные в таблице 5.


Таблица 5 – Выявленные проблемы и возможные пути их решения


Проблемы

Возможные пути их решения

Недостаток теоретических знаний, умений и навыков по предмету технология в общеобразовательной школе.

Проводить регулярный контроль среза знаний в форме теста, контрольных работ, индивидуальных карточек и т.д. Использовать на уроках современные компьютерные технологии для усвоения нового теоретического материала.

Недостаток практических знаний, умений и навыков по предмету технология в общеобразовательной школе.

Участие учащихся в мастер – классах, городских и областных конкурсах.

.


Слабо развит интерес у учащихся к ручному труду.

Посещение творческих выставок, музеев.


Недостаточно методической литературы для учащихся по предмету технология.

Разработка инструкционных, технологических карт, электронных пособий по темам уроков для учащихся.


Подводя итоги исследования по развитию творческих способностей школьников в условиях профильного обучения, предлагаются следующие рекомендации:

– в учебные планы школ в компонент по выбору внедрить разработанный нами прикладной курс;

– ввести в систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров спецкурсы, спецсеминары по повышению уровня творческих способностей педагогов;

– практиковать проведение научно – практических, научно – методических конференций, семинаров, круглых столов по проблеме повышения уровня творческих способностей школьников и учителей технологии средствами декоративно – прикладного искусства.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи / 2-е - М.: Амрита, 2011.- 240с.

  2. Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М., Педагогика, 2001. - 759с.

  3. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986. - 7с.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96с.

  5. Гин А. Приемы педагогической техники. - М., Вита - Пресс, 1999.

  6. Глазкова Т.А. Организация индивидуальной работы, подгрупповой, коллективной работы. //Начальная школа. - 1999. - № 10.

  7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технология с практикой: учебник / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. - 34 с.

  8. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов - на - Дону., 2003. - 146с

  9. Литова З.А. Как строить работу кружка / З.А. Литова // Школа и производство. - 2001. - №2.

  10. Назарбаев Н.А. конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации: Послание Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 г.//Казахстанская правда. 20.03.2004.

  11. Пидкасистый П.И. Педагогика DJVU. … М.: Академия, 2000. - 100 с.

  12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2- х тт. Т.1. - М.: НИИ «Школьные технологии», 1998. - 167 с.

  13. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» / В. Д. Шадриков. - 1984.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабенко Екатерина Сергеевна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400370

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства