«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»
«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»
Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в институте, то, чему научила меня жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»»
Фисенко Наталья
Владимировна
учитель технологии
Муниципальное общеобразовательное
учреждение Алданского района
«Средняя общеобразовательная
школа №5 п. Ленинский»
Доклад
«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»
Год рождения: 30 октября 1954года.
Трудовой стаж: 1973год
Педагогический стаж: 1986год
Стаж в данном учреждении: 1986год
Квалификационная категория – высшая.
Образование – высшее, педагогический
университет, г.Новосибирск, 2003год.
Электронный адрес: sh5len@rambler.ru
«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»
... Воспитание должно неусыпно заботиться,
чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику
возможность найти себе полезный труд в мире,
а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда »
К.Д. Ушинский.
Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в институте, то, чему научила меня жизнь.
Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, воплощая идеи в готовый продукт.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к решению новых идей. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Основная цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщить учащихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.
Творческая деятельность привлекает к се6е людей тем, что позволяет испытать радость высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которых создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Общественное значение имеет не только результат творческой деятельности, но и сам процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели безынициативный исполнитель. Да и интерес к творчеству в настоящее время обусловлен общественными потребностями.
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!". Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.
Кроме того, у учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником – проектный метод. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека необходимо начинать с детства. Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего отношения к познаваемому миру. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства, и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста.
Система дополнительного образования предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу. Какой бы направленности не были студии или кружки, работа их отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого невозможно достичь результата, вместе с тем раскрывает и творческий потенциал ребенка.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. И мы с детьми на занятиях постигаем основы декоративно прикладного искусства (ДПИ), становимся творцами удивительных предметов.
Я работаю учителем технологии в МБОУ СОШ №5 в П.Ленинский, Алданского района, РС (Якутия) с 1986года, т.е. 29лет, веду уроки технологии с подготовительного по 4 классы и с 5 – 8 классы у девочек.
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Кулинария», «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов».
Учащиеся 5 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.
Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Художественной обработке материалов». Я, предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.
Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.
Мой опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие.
С 5 класса стараюсь приучить девочек правильно оформлять блюдо, подходить творчески к любой работе.
Пример: при изучении темы "Виды бутербродов". Можно сделать бутерброд, просто нарезав хлеб и намазав сливочным маслом, но можно сделать по-другому.
На уроках по изготовлению швейных изделий, предлагаю ученицам выбрать модель изделия по желанию.
В 6 классе раздел «Художественная обработка материалов»
На этом году обучения учащимся представляется возможность выбирать материал, с которым они будут работать на уроках. Дети знакомятся с историей вышивки, техникой выполнения и творческим подходом к любой работе.
Творческая работа с детьми осуществляется по следующим направлениям: «Мягкая игрушка», «Аппликация из ткани», «Вышивка» крестом, бисером и лентами, «Плетение из бисера», «Лоскутное шитье». Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и динамичным. Сколько неповторимых и оригинальных сувениров можно сделать с детьми на занятиях. Важно показать и рассказать детям, как с помощью несложных приемов можно изготовить замечательные вещи. Главное – желание, терпение, трудолюбие. Работа с детьми ориентирована на раскрытие и обогащение духовного мира детей, на художественно-эстетическое образование. Программа включает в себя темы об истории, об основных приемах и разных технологиях. Курс построен на последовательности обучения – от простого к сложному, он систематизирует знания, полученные на теоретических занятиях с применением их на практике. Занятия проводятся с элементами здоровьесберегающих, игровых, развивающих и других технологий. В ходе реализации программы выработаны интересные приемы мотивации к развитию детского творчества, стимулирования и поддержки интереса детей в процессе работы. Просто объяснить и показать, конечно, мало. Очень помогает то, что мы общаемся с детьми неформально, часто ведем беседы на самые разные темы, которые волнуют детей.
Важное практическое значение в развитии творчества имеет учебно-методический комплект (УМК), в который входят конспекты занятий, дидактический и наглядный материал, схемы, технологические карты, альбомы с наглядными материалами, слайдовые презентации, образцы изделий, фильмы по истории ДПИ и другое. Занимаясь, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.
Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход есть возможность поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих.
Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимые. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. К такой работе надо бережно относиться. Просмотр и анализ детских работ в конце занятий – очень важный этап для творческого развития ребенка и здесь педагогу необходимо тактично подойти к оценке вложенного труда каждого обучающегося. Кого-то нужно похвалить, а кого-то поддержать за его неудачу, тем самым вызвать у него стремление выполнить следующую работу намного лучше. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок, по настоящему ощущают счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда ребенок поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.
Педагог сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки, уметь работать с различными материалами и инструментами; апробировать инновационные технологии и методики в своей работе, использовать технологии развивающего обучения ребенка. Я считаю себя творческой личностью, так как я владею всеми видами декоративно-прикладного творчества:
вышиваю крестом, гладью, бисером, лентами;
владею крючком и спицами – вяжу разные вещи;
выполняю работы стразами;
шью изделия от легкого платья до верхней одежды;
работаю с мехом – шью шапки;
люблю готовить и создавать уют в своей квартире;
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни. Надо оберегать в каждом ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, культурной, общественной жизни, творцом своей собственной личности. Для достижения успехов в творческом коллективе необходима атмосфера взаимопонимания, взаимной поддержки.
Таким образом, занятия по декоративно – прикладному искусству являются стартовой площадкой для формирования творчества обучающихся, помогают детям реализовать свои задуманные творческие проекты с помощью педагога и представить их на городских, республиканских, всероссийских выставках детского творчества. Постепенно из маленького человека вырастает творческая личность, способная созидать.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни".
Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности – от идеи до её реализации в готовый продукт. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов позволяет приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: "Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других".
Урочная деятельность
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке.
Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.
2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.
3. Процесс создания своей модели опишите по плану:
а) эскиз;
б) техническое моделирование;
в) описание;
4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.
5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации.
Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы:придумывать сказки, стихи, кроссворды, ребусы.
Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям,
Внеурочная деятельность.
Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.
Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Я веду часы по внеурочной деятельности ОПД в 3Б, 4А, 4Б классах – 5часов в неделю.
Общественно - полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Учебно-тематический план ОПД
3Б класс Руководитель Фисенко Н.В.
2014-15год (2часа)
№ п/п
Темы
Форма проведения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
Сбор природного материала для поделок
Занятие экскурсия
1
1
2
Работа с бумагой и картоном
Открытки для пенсионеров
Новогодние украшения на елку
Поделки к праздникам – день учителя,
8марта
Занятие практикум
15
1
14
Проектная деятельность.
Изготовление разных развивающих вещей для подготовительной группы
Занятие путешествие
5
1
4
3
Работа с тканью, мехом
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК.
Занятие практикум
10
1
9
Проектная деятельность.
Работа по школе:
Уход за цветами
Уборка коридоров от пыли.
Занятие практикум
10
10
4
Работа в библиотеке:
Посильная помощь в ремонте книг
Уборка помещения от пыли.
Занятие творчества
5
5
5
Декоративно-прикладное искусство
Вышивание – разными видами швов, креcтиком
Занятие практикум
5
1
4
6
Работа с бисером
Занятие практикум
10
1
9
Проектная деятельность.
Акция – «домик для птиц» из пластиковых бутылок.
Занятие практикум
6
1
5
7
Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Занятие – выставка
1
1
Итого
68
7
61
Результат работы.
Мои ученики ежегодно представляют свои творческие работы, выполненные в виде проектов, на различном уровне:
районные олимпиады по технологии,
Всероссийские олимпиады и конкурсы
Международные олимпиады и конкурсы, где занимают призовые места и получают грамоты, сертификаты и благодарственные письма.
Мы являемся ежегодными участниками районных мероприятий и выставок, представляя свои творческие работы, а результат – победители этих мероприятий.
Работа Тарасовой Дарьи «Декоративные подушки, как украшающий элемент в интерьере» напечатана в сборнике Международного конкурса творческих проектов «В мире исследований».
1. Всероссийский конкурс «Лучший школьный проект»
1. Попова Кристина 8кл. «Озорные лоскутки»
2. Тарасова Дарья 11кл. «Мягкая развивающая книжка для малыша»
Результат – сертификаты и благодарственное письмо
2. Районная олимпиада по технологии 2014год
Тарасова Дарья 11кл -2мес
Латфулина Кристина 10кл - 1место
Попова Кристина 8кл – 2 место
1. Проект « Платье моей мечты» Латфулина Кристина, 10кл.
Проект « Мягкая развивающая книжка для малыша» Тарасова Дарья
Проект «озорные лоскутки» Попова Кристина
3. Всероссийская дистанционная олимпиада по технологии «Домоводство» участвовало 12 чел.
Результат 2место т.д.
4. Международный конкурс «Мир вокруг нас» Латфулина Кристина 10кл – Панно «Олень»,
Тютрина Мария 2кл панно из бумаги – результат – лауреаты.
5. Районный фестиваль «Звезды Нового века» - выставка декоративно-прикладного творчества Результат – грамота Победитель и вымпел «Звезды Нового века»
6. Международный Конкурс «Молоток» участвовало 10чел, Результат - 5, 10место и т. д
7. Районная олимпиада по технологии 2013год
Тарасова Дарья 10кл -1мес
Латфулина Кристина 9кл - 1место
Проект «Цветок с сюрпризом» Латфулина Кристина,
Проект «Корзина – шкатулка» Тарасова Дарьи
8. Международный Конкурс (международная ярмарка проектов) Тарасова Дарья 10кл проект «Декоративная подушка, как украшающий элемент в интерьере» 25.10.12 Создан сборник, где напечатан проект Дарьи Тарасовой
Результат – сборник, сертификат Дарьи, благодарственное письмо учителя.
Результаты учителя Фисенко Натальи Владимировны
1. Всероссийский конкурс «Лучший школьный кабинет»
2. Региональная персональная выставка, посвященная Дню Народного мастера Республики Саха (Якутия) и 20ти – летие Галереи народного искусства «Симэх», имени А.Е.Кулаковского.
Результат – сертификат (март 2013)
3 .Конкурс «Профуспех 21века» - урок «Путешествие в страну мастериц» 5кл февраль 2013г. Результат – сертификат
4. Опубликовала в социальной сети работников образования учебно-методический материал – урок «Моделирование рукавов» 8кл. Свидетельство о публикации.
Анализ, самооценка.
Продуктивность творчества моих учеников видна по результатам побед и наград.
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.
Творческие работы учеников индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру
Творчество детей не оставляет никого равнодушным. Результаты участия в конкурсах позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем.
Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию обучающихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Продуманное оформление класса – это со вкусом подобранные и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками, обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха творческого развития ребенка.
В кабинете технологии, созданы все условия для работы над творческим проектом: имеется уголок проектов, в котором можно найти всю необходимую информацию: банк проектов, правила написания пояснительной записки, лучшие проектные работы, которые участвовали в разных конкурсах и заняли призовые места, выставка проектных работ. Все это побуждает учащихся к выполнению проектов.
Вывод
Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно.
Творческие работы учащихся
Мои творческие работы
Список литературы.
2.Львова, Г.А. Развитие трудолюбия на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.//Дополнительное образование и воспитание, № 2,2009. – С.6-12.
3. Майорова, Н.Г. Воспитание творческой личности.// Дополнительное образование и воспитание, № 11,2009. – С.3-8.