Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА »
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА.
Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков присущих детям с нарушением
интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности. Хотя интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции.
Конкретность материала, строгая определенность в способах его использования, наглядность, доведенная до очевидности, возможность умозаключать всегда от конкретного, доступного непосредственному восприятию - вот условия для развития практических ориентировок в среде, качества, столь важного для умственно отсталого ребенка. Четкость представлений создает условия для развития мышления - сравнений, обобщений, выводов. Во время урока развивается последовательность мышления. Ведь изготовление каждой вещи требует определенной последовательности. Эта последовательность в воспроизводящем процессе корригируется изготовляемой вещью, поделкой, еще предварительно осмысленной учащимися. В основе деления лежат аналитико- синтетические процессы мышления и творческого воображения.
Снижение возможности обобщения - это один из основных недостатков мыслительной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Выполняя обобщения, учащиеся нередко опираются на случайные признаки, то есть действуют вопреки логике вещей. Особенно затрудняет учеников изменение дважды выделенного принципа обобщения, то есть группировка объектов по новому признаку.Установлено, что характер протекания мыслительной деятельности у умственно отсталых учащихся и ее результативность во многом зависит от личностных особенностей ребенка, например, от его умения критично оценивать собственный результат этой деятельности
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке швейного дела было интересно. В этом плане особое место принадлежит занимательности, оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от знаний, способностей и интересов.
Основными методами и приёмами, которыми я пользуюсь, на уроках швейного дела для развития мышления у детей с умственной отсталостью являются наглядно- практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально–практическую среду, практические работы, водный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение
и практическое закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приёмами. Мне трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время активизации познавательной деятельности учащихся, при изучении нового материала, при обобщении и закреплении, для контроля знаний. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Использование анимации в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: реши кроссворд, узнаешь тему урока. Для поддержания интереса к изучаемой теме, для активизации мышления, внимания, памяти провожу дидактические игры, с помощью которых можно повторить программный материал, обогатить словарный запас. На каждом уроке даже слабые и пассивные учащиеся с нетерпением ждут заданий и упражнений, которые требуют различные мыслительные действия.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках швейного дела: игры, упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьезы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д. способствуют развитию наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела, располагает к выполнению даже тех заданий, которые кажутся невыполнимы.
Значительно повышает интерес к уроку и использование ИКТ. Создана и используется коллекция презентаций по темам, например: “Конструирование рукава ”, “Конструирование брюк ”, “Изготовление юбки ”, “Изготовление платья ” , « Обработка вытачек» и др. Слайды презентаций являются наглядной иллюстрацией к объяснению материала, что позволяет активизировать внимание детей и делает рассказ учителя живым и интересным.
Но и, конечно же, очень важным моментом привлекательности урока является наличие на уроке благоприятной психологической атмосферы, атмосферы успешности, сотрудничества и взаимопомощи.
Презентация на уроках позволяет мне реализовать метод кратковременных фронтально-групповых работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. Активизация наглядно-образного мышления достигается соответственно постановкой вопросов, в которых обращается внимание на существенные стороны изучаемого вопроса
Ученики коррекционных школ VIII вида недостаточно критично относятся к результатам своей мыслительной деятельности и далеко не всегда стремятся себя проверить. Они удовлетворяются достигнутыми успехами и не выражают желания самостоятельно их улучшить. В этом немалую роль играет ограниченность знаний и интересов учащихся, а также их интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушное отношение к выполняемому заданию.
Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, всегда отмечают, как протекают у человека эти мыслительные операции.
Во время урока стараюсь оказать различные виды помощи своим ученикам
стимульная помощь - подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»).
разъясняющая помощь - «Посмотри внимательно на карточку, сравни все картинки между собой. Разложи карточки так, чтобы слова, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе»;
введение наглядности - «Ты верно, объединил карточки в группы. Дай теперь этим группам короткие названия.
конкретная обучающая помощь - «Точно так же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек.
Для развития наглядно-образного мышления на уроках швейного дела рекомендую использовать различные виды упражнений и заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки). Учитывая формирование наглядно-образного мышления учащихся, на уроках швейного дела были включены элементы игры, элементы занимательности.
Возможность сделать урок интересным и содержательным есть и у учителя технологии. Специфика образовательной области “Технология” позволяет с успехом решать означенную проблему. Конечно же, это требует большой дополнительной подготовки, но в конце концов всё окупится сторицей, и урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет приносить радость и удовлетворение и тем, и другим.
Интересные задания, атмосфера доброжелательности и сотрудничества, право на выбор, возможность проявить себя и обязательно получить хороший результат превращает урок технологии из обыденного в интересный и привлекательный. Надо только помнить, что привлекательность не самоцель, а средство для побуждения желания учиться, раскрытия возможностей детей.