Просмотр содержимого документа
«Развитие личностных качеств обучающихся под влиянием личностно – ориентированного взаимодействия теоретического обучения и практики»
Развитие личностных качеств обучающихся под влиянием личностно – ориентированного взаимодействия теоретического обучения и практики.
Цели и задачи обучения зависят от уровня и темпа развития общества, и от потребностей и возможностей общества, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики, то есть, напрямую связаны и зависят от требований, выдвигаемых государством к подрастающему поколению.
На смену традиционным методам обучения приходят новые. Но это не принципиально новые методы и технологии, а принципиально новый подход к процессу обучения, то есть, новые технологии достаточно свободно вписываются в традиционную систему, но при условии, что педагог изменит сам подход к процессу обучения, отношение к обучающемуся, осознает, что в педагогическом процессе обучающийся является центральной фигурой, а не он.
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося , его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. Уместно было бы понять, что имеется в виду, когда мы говорим о личности обучаемого, будь то студент или умудрённый некоторым опытом взрослый человек, желающий повысить свою квалификацию через призму обучения.
Личность можно рассматривать через призму философского восприятия, психологического, социального и т.п. Но в данном случае нас в большей мере интересует структура личности, с тем, чтобы сориентироваться на ту или иную личностно-ориентированную систему обучения. Что бы обучение можно было считать личностно- ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:
уровень обучения в данной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;
особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.
Основные критерии оценки умственного развития обучающихся включают такие критерии, как: самостоятельность мышления, быстрота и точность усвоения учебного материала, быстрота умственной ориентировки при решении нестандартных задач, глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений, критичность ума, отсутствие склонности к необоснованным суждениям.
Личностно-ориентированный подход можно применить во многих современных методах и технологиях, главное, как уже было сказано выше, центрирование процесса обучения должно быть на обучающихся.
«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты». Эти слова принадлежат русскому поэту Серебряного века Брюсову В.Я. Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль педагога состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет обучающим опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагог и обучающееся создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающегося и развитие его личностных качеств.
Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности обучающихся и педагога. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.
Технологии личностно-ориентированного образования
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции обучающегося в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
антропоцентричностью;
гуманистической сущностью;
психотерапевтической направленностью;
ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие обучающихся.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии;
технологии сотрудничества;
технологии свободного воспитания;
эзотерические технологии.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к личности, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и обучающихся. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении обучающихся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере их жизнедеятельности. Осуществляя выбор, наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (обучающийся) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования обучающихся в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности обучающихся еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Им нужны педагогическая помощь и поддержка.
Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление обучающихся на сильных, средних и слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, открытием гимназий, лицеев, колледжей. Однако большинство авторов связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью каждого, условиями ее становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.
В личностно-ориентированном обучении речь идет не о формировании личности с заранее заданным набором качеств, а о создании педагогической среды, обеспечивающей проявление и развитие личностного опыта. Педагог также является носителем способов проработки учебного материала. Обмениваясь с обучающимися своими способами, как более профессионально продуктивными, он может сам стать источником их становления, иллюстрировать их, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими, превращая их в рациональные приемы умственной деятельности. Работа со способами становится важным условием превращения их в закрепленные, специально отобранные, осознанно используемые приемы интеллектуальной деятельности.
В рамках личностно-ориентированного обучения целостное, реально предстающее перед субъектом содержание образования складывается из двух элементов: 1) дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего независимо от процесса обучения в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт); 2) личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития.
Основой личностно-ориентированного обучения можно считать учебную личностно-ориентированную ситуацию, то есть ситуацию, в которой интересы, потребности, личностный опыт обучающихся выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения. Раскрывая ее сущность, необходимо четко представить, что такая ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствие с планом урока, она не имеет заданного извне материала и однозначно предписанной методики организации, не подходит одновременно для всей группы. Педагог ориентируется на правильность ответа, те или иные действия или поведение обучающего. Выявить показатели, свидетельствующие о том, достигнут ли личностный уровень взаимодействия субъектов обучения, – сложная задача, решение которой требует от педагога и адекватных ей диагностических средств – не только научного инструментария, но и выражения сочувствия, проявления интуиции, открытости, преодоления стереотипов и имеющихся установок.
Конструирование учебной ситуации предполагает использование следующих приемов:
1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
2) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;
3) имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренних конфликтов.
Начиная с первого года обучения подготавливаю обучающихся к самостоятельной творческой деятельности. Постоянное поощрение каждого обучающегося помогает педагогу не только обучать их, но и развивать личность каждого обучающегося.
Использую как способ стимулирования творческой активности учащихся участие в выставках и конкурсах различного уровня. Где каждому обучающемуся дается возможность проявить свои творческие возможности, познать самого себя, самореализоваться.
Материал занятия должен быть понятен каждому , поэтому я выбрала наиболее приемлемую в данном случае технологию модульного обучения, целью которой является развитие самостоятельной деятельности обучающихся. При разработке занятий учитываю индивидуальные способности каждого обучающегося при усвоении информации и выполнении учебных задач. Трудные для усвоения темы разрабатываю блоками, отбираю и компоную содержание учебного материала. На занятиях используется работа с теоретическим материалом в сочетании с выполнением практических творческих работ. Индивидуализация образовательного процесса строится на основе анализа индивидуальных особенностей и способностей обучающихся.
Современные достижения науки и техники, широкое внедрение в производственный процесс эффективных современных технологий, применение научной организации труда на предприятиях повышают требования к содержанию профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих. Этого можно достичь в случае, если будут использованы инновационные подходы, предусматривающие своевременное оперативное внесение изменений в содержание профессионально-теоретической и профессионально-практической подготовки на основе выполненного мониторинга профессиональной деятельности будущих квалифицированных рабочих . Современный этап развития профессионально-технического образования отмечается активизацией интегративных процессов, а межпредметное взаимодействие рассматривается как дидактический принцип профессионально-теоретическая и профессионально-практическая подготовка тесно связаны между собой и имеют общую цель – формирование у обучающихся единого комплекса профессиональных знаний, умений и навыков , можно выделить несколько направлений эффективного влияния межпредметных связей на осуществление учебно-производственного процесса в частности: увеличение информативной ёмкости технологических понятий, процессов; понимание роли учебного предмета в системе других предметов профессионально-технического цикла; осознание комплексной системы знаний, умений и навыков для формирования профессиональной деятельности; совершенствование последовательности профессиональных действий соответствующей квалификации, реализации преемственности в их формировании; постановка и разрешение производственных задач и проблем, определение комплексных интегративных связей. Используя специфику каждого предмета необходимо осуществлять взаимодействие мастеров производственного обучения и преподавателей в следующих направлениях: изучение внутрипредметных связей между основными законами, положениями, принципами, правилами; определение связи их с другими смежными предметами и производственным обучением. Согласно мнению В.А. Скакуна, преподаватель специальных дисциплин и мастер производственного обучения намечают и координируют конкретные пути и способы межпредметных связей, внося разумные изменения в последовательность и содержание взаимосвязанного материала учебных программ. При использовании межпредметных связей при отборе и структурировании содержания учебного материала по профессиональной подготовке будущих квалифицированных рабочих обеспечивается тесная взаимосвязь этого содержания, исключается дублирование содержания, устанавливается профессиональная направленность общетехнических предметов. Структура взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин определяется в соответствии с целями, принципами, формами, методами и содержанием. Считается, что любая деятельность направлена на достижение конкретных целей. Взаимодействие мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин проявляется в согласованности их целей и задач по организации учебно- производственного процесса .. Главной целью такого взаимодействия является совершенствование профессиональных знаний и умений учащихся, развитие их творческого потенциала, повышение эффективности и качества учебно-производственного процесса. Обобщение теоретических положений менеджмента, социальной психологии и педагогики дало возможность определить систему взаимосвязанных принципов конструктивного взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин: толерантность, симпатия, интерактивная конгруэнтность, открытость, коллегиальность, сотворчество, коммуникативность. Принцип толерантности предполагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий, позитивность общего фона отношений. Толерантность – это тактика ведения переговоров и общения. Принцип симпатии образует тот путь, который ведет от функциональных деловых отношений к отношениям межличностным. Поскольку разрушение межличностных отношений и их формализация происходит достаточно быстро, то умение вызвать симпатию просто необходимо для восстановления этих добрых отношений. Принцип интерактивной конгруэнтности отражает взаимную заинтересованность и активность контактирующих сторон в согласовании целей и смыслов взаимных действий, в координации средств и способов достижения целей и достижения взаимопонимания как иформиро-вания единого смыслового поля участников взаимодействия. Одна из самых важных позиций конгруэнтности – это когда мастер и преподаватель находят общий язык между собой, а также разделяют мнения о порядочности и непо-рядочности, в политических или религииозных пристрастиях. Принцип открытостипозволяет регулировать этическую сторону взаимоотношений. Принцип коллегиальности отражает коллегиальность руководства, направленность на принятие решений и осуществление группой деятельности лиц в сотрудничестве, партнерстве, сотворчестве, а не единолично. Принцип сотворчества. Суть его заключается в том, что мастер производственного обучения и преподаватель специальных дисциплин должны совместно и, насколько это возможно, творчески решать все возникающие перед ними проблемы и задачи . Принцип коммуникативности определяет высокую культуру общения и связывается с понятием диалога, диалогических отношений, диалогического мышления. Следующим дидактическим компонентом является форма взаимодействия, которая выражается в согласованной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин и осуществляется в определенном порядке и режиме. Наиболее эффективным для развития коллектива, по мнению ученых и практиков, является форма сотруднического взаимодействия, для которой характерны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, объективность, активность обеих сторон, диалог. Пути развития взаимодействия как сотрудничества, субъект - субъектных отношений – положительная установка на совместную творческую работу, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла; создание ситуации свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками; наличие хорошей полной информации о состоянии дел в группе и о каждом участнике в отдельности; организация коллективных творческих дел, являющаяся наиболее эффективной для развития сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи, соревновательности, в процессе которой наиболее полно раскрывается личность и педагога, и воспитанника. Одной из главных форм организации взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин является работа в команде. Данная форма применительно к деятельности мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин предусматривает объединение двух и более преподавателей для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса, с помощью которой выполняется координация содержания и методов обучения как в урочное, так и во внеурочное время, а также при сочетании этих двух способов организации работы. Характер взаимодействия субъектов образовательного процесса зависит и от метода взаимодействия педагогов, под которым можно понимать систему приемов и способов (стилей) организации человеком совместной деятельности. Известно, что метод связывает запроектированную цель и конечный результат. Определение метода взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин заключается в упорядоченности деятельности, совокупности путей и способов, направленных на достижение заданной цели. К методам взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин относятся бинарный, интегративный и диалогический. По своей природе профессиональное обучение состоит из двух частей: профессионально-теоретической и профессионально-практической подготовок – поэтому оно называется бинарным. Эффективность бинарного метода взаимодействия заключается: - в соединении педагогических усилий мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин, что позволяет на высоком уровне организовать учебный процесс в целом (достоинства одного дополняются достоинствами другого; имеющиеся недостатки в деятельности одного компенсируются достоинствами другого); - объединение педагогических усилий мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин способствует эффективности управления процессом учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности учащихся; - проявления единого подхода педагогов в решении совместных учебных, производственных и воспитательных проблем и задач. Метод интегративности взаимодействия подразумевает интеграцию функций мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин, которая выражается во взаимозаменяемости в процессе профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих. Особенно большим потенциалом располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости. Содержание взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин как основополагающий структурный компонент взаимодействия предусматривает обмен информацией, межличностное познание, организацию и регуляцию взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. Содержание взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин в своей структуре имеет составляющие: - профессиональные действия, связанные с профориентационной деятельностью обучающихся; - разработка учебно-планирующей документации (разработка рабочих учебных программ , поурочно-тематического плана по специальным дисциплинам, перечня учебно-производственных работ, плана работы учебного кабинета и мастерской, плана воспитательной работы в группе, плана производственного обучения на месяц, плана самообразования и др.); - разработка учебно-методического комплекса предмета и профессии; - проектирование уроков теоретического и производственного обучения различных типов и видов; - разработка документации письменного инструктирования (алгоритмы действий, инструкции, операционные, инструкционные, технологические карты); - разработка критериев оценки учебных достижений по предметам специального цикла и профессионально-практической подготовке по профессии «- проведение внеклассных воспитательных мероприятий в закрепленной группе; - организация производственного обучения в учебной мастерской и производственных практик; - подготовка и проведение поэтапной и итоговой квалификационной аттестаций; - взаимопосещение уроков теоретического и производственного обучения; - участие в коллективных методических мероприятиях , предметных неделях; - организация и проведение олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди учащихся групп на региональном уровне; - мониторинг закрепляемости выпускников групп на производстве и др.
Выводы. Рассмотрев структуру взаимодействия мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин, можно сделать вывод, что взаимосвязь теоретического и производственного обучения является средством, обеспечивающим согласованность учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих, развитие их творческих способностей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Вольский строительный лицей»
Доклад на тему:
«Развитие личностных качеств обучающихся под влиянием личностно - ориентированного взаимодействия теоретического обучения и практики»