kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческой личности на уроках технологии и внеурочных занятиях через декоративно-прикладное искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель делится своим опытом работы по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой личности на уроках технологии и внеурочных занятиях через декоративно-прикладное искусство»

Развитие творческой личности на уроках технологии и внеурочных занятиях через декоративно-прикладное искусство

(из опыта работы)

Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 33»

ФИО Имя автора: Насонова Татьяна Александровна

Должность: учитель технологии

Город: Дзержинск Нижегородской области


Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Л.Н. Толстой


Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому правильно выбранные технологии образования помогают мне определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»: умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. В своей педагогической деятельности я использую различные формы урочной и внеурочной работы по предмету:

Урочная деятельность.

Большое значение для развития творческой личности имеют различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов, рефератов об истории ремесел и профессий, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, схем, технологических карт, таблиц, разработка рекламных проспектов.

Девочкам нравятся такие уроки, как урок-соревнование, урок-игра, урок – путешествие и д.р. Кроме того, в моей педагогической копилке имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса. На развитие творческих способностей направлена проектная деятельность учащихся. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Продуманное оформление класса, готовые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения.

Внеурочная деятельность.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся открывают кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, мой кружок «Золотые руки» на протяжении ряда лет способствует развитию кругозора, творческой личности, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебному предмету. Здесь каждая ученица имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.

Одно из направлений деятельности кружка – шитье из лоскутков ткани. Данный вид работы особенно привлекает учащихся, т.к. предполагает создание уникальных изделий, используя дешевый материал – остатки ткани. Самыми популярными проектами являются изготовление полезных вещей для кухни – прихваток, грелок, салфеток. Ежегодно в конце учебного года выставка творческих работ «Кухня свежим взглядом», где учащиеся демонстрируют свои работы. Лучшие проекты учащихся были представлены на конкурсах, выставках и отмечены грамотами и дипломами.

С большим желанием ребята участвуют в различных внеклассных мероприятиях: конкурсах, посиделках, мастер-классах, таких как «Осенины», «Починки», «Что? Где? Когда?», КВН, «Хозяюшки», «Кулинарный поединок» и т. д.

Каждую четверть я провожу мастер-классы по изготовлению какого-либо небольшого изделия. Как правило, такие мастер-классы приурочены к праздникам: «Изготовление домашнего оберега» ко дню матери; «Рождественский ангел» - к Новому году и Рождеству; «Кукла Веснянка» к 1 марта и т.д. Помощницами при проведении таких мастер-классов являются ученицы 9 – 11 классов, которые уже многому научились.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает ученикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.

Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, приобретает свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы. 



Заключение

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки и внеклассную работу. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.



Библиография

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

  2. Астахов А.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

  3. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

  4. Бадаева Г.В. Труд и творчество. М., 1966.

  5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.

  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. – М. Просвещение , 1991.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Насонова Татьяна Александровна

Дата: 03.03.2019

Номер свидетельства: 501993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства