kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разноуровневые задания на уроке трудового обучения для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

Применение  в  своей  работе  с  учащимися  разноуровневых заданий  на  уроках  "Технологии"  позволяет  разнообразить  формы  и  методы  работы  с  детьми,  повысить  интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневые задания на уроке трудового обучения для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении »











Подготовила: Реутова Е.В.

учитель профессионально-трудового

обучения ОГСКОУ «Специальной

(коррекционной) школы-интерната № 19








2014 г.

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

  1. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

  2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

  3. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.

  • Личностно-ориентированное обучение, через разноуровневые задания является здоровьесберегающей технологией.

  • Возрастает роль и значение благоприятной, комфортной для ребенка образовательной среды, где видна его индивидуальность.

Личностно-ориентированное обучение, через разноуровневые задания, строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к предмету. Интерес к предмету можно развивать во внеклассной и учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок - основная форма обучения; нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, преподаватели все чаще стараются применять элементы разнообразных интересных для них технологии. Использование в учебном процессе новейших педагогических технологии на сегодня

являются актуальной проблемой. Системное использование технологии обучение в учебном процессе позволяет преподавателю переосмыслить цели образования, переориентировать свою профессиональную деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учащимся.

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Хорошо придуманное внедрение разноуровневых заданий в процесс обучения на уроках "Технологии" позволяет решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.

Применение разноуровневых заданий к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей:

1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые».

Распределение по группам проводится по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.


Разноуровневые задания можно применять на всех этапах урока.

  • При проверке знаний.

  • При изучении нового материала

  • При контроле за усвоением знаний, умений и навыков

  1. Опрос:

При письменном опросе используются карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (используя готовые или разрабатывать самим). Также можно использовать для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагать всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываются учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Можно для этого дать задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы дать материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, чтобы на них

отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагать ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых просить повторить за сильными. Детям группы Б можно дать подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А дать задание, чтобы они подготовили самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказали об этом одноклассникам,

при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Детей группы Б попросить помочь учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А дети группы В - могут найти толкование новых слов.

3. Закрепление нового материала:

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предложить выполнить практическое задание. Для детей групп Б предложить работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторить основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Также при закреплении нового материала проводится самостоятельная работа. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп

дается различное. Сильным детям сообщается цель задания, а средним и слабым – задания описывается более подробно. Со временем задания во всех группах усложняется, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы Б, дается задание составить план ответа по прочитанному, в это время учащимися группы В совместно с учителем ищет в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.

Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и проводится работа в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляя разноуровневые задания и при проведении практических работ. Используя взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

4. Домашнее задание:

Дети группы А учатся работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети могут выступать с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предложить выступить, но для подготовки дать

литературу или указывать источник. Объем материала для изложения необходимо регламентировать. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В дать небольшие дополнительные упражнения и попросить, чтобы их оценили родители.

Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной технологии обучения, через разноуровневые задания, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка может выглядеть так:

  1. Внимательно прочти все варианты заданий.

  2. Осмысли каждое задание.

  3. Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения вариантов учебной задачи.

  4. Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.

  5. Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для тебя.

  6. Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.

  7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.

  1. Инструкция:

    • Выполните одно задание по выбору (из 3).

  2. Инструкция:

    • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.

    • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

    • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.

  3. Групповая форма работы (формирование группы):

Например: Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:

  • Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в 3 группе;

  • Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;

  • Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте 1 группу.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  1. овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.

  2. учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

  3. применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

  4. такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.

Применение в своей работе с учащимися разноуровневых заданий на уроках "Технологии" позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Реутова Елена Витальевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства