kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волшебный клубок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера, изготовление сувениров и игрушек. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волшебный клубок»»

ТОГБОУ «Горельская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»







Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Волшебный клубок»

(вязание крючком)







Возрастной состав учащихся: 12 -15 лет

Срок реализации: 1 год

Режим работы: 5 часов в неделю

Автор-составитель:Заболотникова И.П.,

педагог дополнительного образования











с. Отъяссы

2016год

Пояснительная записка

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является возможная коррекция недостатков развития ребенка средствами различного вида творчества. Особый интерес при осуществлении коррекционно – развивающей работы с детьми с задержкой психического здоровья представляет вязание крючком.

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки крючок и с любопытством пытались вязать. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание позитивно и негативно, формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, декоративно – прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека через созидательную, эстетическую значимую творчнскую деятельность.

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера, изготовление сувениров и игрушек. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.

Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Занятия вязанием крючком выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.

     При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

В процессе реализации программы у учащихся формируются навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда,   развиваются   творческие   способности,   внимание,   память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 5-7 человек в возрасте с 12 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком.

Программа обучения направлена на закрепление учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания сувениров, игрушек, предметов интерьера кухни.

Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязанию крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  1. Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

  2. Обучить правильному положению рук при вязании;

  3. Обучить правильно пользоваться инструментами;

  4. Познакомить с основными условным обозначениями;

  5. Обучить строить схемы для вязания по описанию;

  6. Научить четко выполнять основные приемы вязания;

  7. Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;  

2. Воспитательные:

  1. Привить интерес к данному виду творчества;

  2. Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

  3. Воспитать творческое отношение к труду, развить эстетическое восприятие мира, художественного вкуса;

  4. Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  1. Развить творческие способности;

  2. Развить произвольность психических процессов;

  3. Развить образное мышление;

  4. Развить воображение и фантазию;

  5. Развить моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор изделия, цветовое решение. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Методическое обеспечение программы.

Для того, чтобы учащиеся успешно усваивали полученные знания, умения, навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией изделий. Выполнив упражнения после знакомства с новыми приемами вязания, школьники вяжут не многочисленные образцы узоров, а конкретные изделия с использованием новых приемов вязания. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает интерес к занятиям. В процессе работы школьники знакомятся с основами цветоведения, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.

При работе с учащимися используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый  дидактический материал – схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые изделия.

Надо иметь в виду, что каждый ученик имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от таких факторов, как: имел ли учащийся хоть какие-то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки, какова активность восприятия нового материала, скорость ею усвоения; каков тип нервной системы школьника, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовленность учащихся требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют не меньшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные изделия опытных вязальщиков. В связи с этим промежуточные результаты у каждого школьника будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих работ, которая дает возможность оценить уровень техники вязания, качество выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач.

Контроль за реализацией программы

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход  к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, пользоваться схемами узоров.

Критерием оценки умений может также считаться оформление выставки детских работ, участие в конкурсах, ярмарках на уровне школы, района и области.

Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.

Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий  приз.

 Условия реализации программы

Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.

Работа в творческом объединении « Вязание крючком» осуществляется в соответствии с  разработанной программой на один учебный год.

Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:

- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, которые имеются в наличии (крючки для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.

Содержание рабочей програмы

1. «Вводное занятие» (2,5 ч.)

Ознакомление с планом работы, техникой безопасности, историей вязания крючком, рассказ о значении вязания в современной жизни.

2. «Материаловедение» (2,5 ч.)

Виды и свойства пряжи, общие сведения о нитках, классификация ниток, ознакомление с основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.

3. «Основные приемы вязания крючком» (5 ч.)

Теоретический компонент. Условные обозначения. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «пышный столбик». Особенности вязания различных узоров.

Практический компонент. Закрепление навыков вязания основных приемов вязания крючком.

4.« Вязание по кругу и предметов на его основе» (20ч.)

Теоретический компонент. Технология вязания круга. Прибавление петель. Выполнение круглого полотна на основе круга.

Практический компонент. Вязание образцов круга и изделий на его основе.

Примерный перечень изделий: прихватки, подставки под горячее.

5. «Вязание квадратного полотна и предметов на его основе» (20ч.)

Теоретический компонент. Технология выполнения прямоугольного полотна и изделия на его основе.

Практический компонент. Вязание образцов квадрата и изделий на его основе.

Примерный перечень изделий: прихватки, чехлы на стулья, подушечки для иголок.

6. «Вязание многоугольника и предметов на его основе» (20ч.)

Теоретический компонент. Применение многоугольников в вязании крючком (треугольника, пятиугольника, шестиугольника). Способы вязания многоугольников. Варианты угловых прибавок. Технология изготовления изделий из шестиугольных и пятиугольных мотивов.

Практический компонент. Вывязывание образцов треугольника, пятиугольника, шесттиугольника различными способами и изделий на их основе.

Примерный перечень изделий: прихватки, диванные подушки «Сова», домашние тапочки.

7. «Вязание объемных форм по схемам и опосанию» (100ч.)

Теоретический компонент. Технология изготовления сувениров к праздникам, тематических поделок, изделий для украшения интерьера дома, мягких игрушек.

Практический компонент. Вязание различных изделий для себя и в подарок.

Примерный перечень изделий: сувениры к праздникам календаря, поделки к новому году, к тематическим ярмаркам и выставкам.


Учебно - тематический план

№ п/п

Тема занятий



Всего часов

теория

практика

1.

Вводное занятие


2,5

2,5

-

2.

Материаловедение


2,5

2,5

-

3.

Основные приемы вязания крючком


5

2

3

4.

Вязание по кругу и предметов на его основе


20

5

15

5.

Вязание квадратного полотна и предметов на его основе


20

5

15

6.

Вязание многоугольника и предметов на его основе


20

5

15

7.

Вязание объемных форм по схемам и опосанию


100

20

80

8.

Итого:


170

42

128



Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  1. Историю техники вязания крючком;

  2. Правила поведения, правила техники безопасности;

  3. Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;

  4. Условные обозначения;

  5. Основные приемы набора петель и вязания крючком.

Учащиеся должны уметь:

  1. соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком,  ножницами;

  2. правильно  пользоваться крючком, ножницами;

  3. правильно читать условные обозначения;

  4. подбирать материалы для вязания;

  5. выполнять основные узоры;

  6. свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей,  профессиональное самоопределение учащихся, а также  повышение престижа объединения.



Литература:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».

  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».

  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»

  4. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.

  5. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.

  6. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.

  7. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.

  8.  Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.

  9. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.

  10.  Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.



Календарно-тематический план

п/п

Дата

тема

Всего часов

Теория

Прак-а

1.

05.09.-10.09.

Вводное занятие. Материаловедение

5

5

-

2.

12.09.-17.09.

Основные приёмы вязания крючком

5

2

3



Вязание круга и изделий на его основе

20

5

15

3.

19.09.-24.09.

Изготовление подставки под чашку

5

1,5

3,5

4.

26.09.-01.10.

Изготовление изделий: «Кошка», «Мышка»

5

1,5

3,5

5.

03.10.-08.10.

Изготовление прихватки «Солнышко»

5

1

4

6.

10.10.-15.10.

Изготовление прихватки «Курочка»

5

1

4



Вязание квадрата и изделий на его основе

20

5

15

7.

17.10.-22.10.

Изготовление квадратной прихватки

5

1,5

3,5

8.

24.10.-29.10.

Изготовление двухцветной прихватки

5

1,5

3,5

9.

07.11.-12.11.


Изготовление чехла на стул

5

1

4

10.

14.11.-19.11.


Изготовление чехла на стул

5

1

4



Вязание многоугольника и изделий на его основе

20

5

15

11.

21.11.-26.11.

Изготовление подставки под горяее в форме пятиугольника

5

1,5

3,5

12.

28.11.-03.12.

Изготовление салфетки шестиугольной формы

5

1,5

3,5

13.

05.12.-10.12.

Изготовление домашних тапочек из шестиугольников

5

1

4

14.

12.12.-17.12.

Изготовление домашних тапочек из шестиугольников

5

1

4



Вязание объемных изделий по схемам и описанию

100

20

80

15.

19.12.-24.12.

Изготовление сувениров к году петуха

5

1

4

16.

09.01.-14.01.

Изготовление сувениров к году петуха

5

1

4

17.

16.01.-21.01.

Изготовление сувениров к году петуха

5

1

4

18.

23.01.-28.01.

Изготовление сувениров к 23 февраля

5

1

4

19.

30.01.-04.02.

Изготовление сувениров к 23 февраля

5

1

4

20.

06.02.-11.02.

Изготовление сувениров к 23 февраля

5

1

4

21.

13.02.-18.02.

Изготовление сувениров к 23 февраля

5

1

4

22.

20.02.-25.02.

Изготовление сувениров к 8 марта

5

1

4

23.

27.02.-04.03.

Изготовление сувениров к 8 марта

5

1

4

24.

06.03.-11.03.

Изготовление сувениров к пасхе

5

1

4

25.

13.03.-18.03.

Изготовление сувениров к пасхе

5

1

4

26.

27.03.-01.04.

Изготовление сувениров к пасхе

5

1

4

27.

03.04.-08.04.

Изготовление сувениров к пасхе

5

1

4

28.

10.04.-15.04.

Изготовление сувениров к пасхе

5

1

4

29.

17.04.-22.04.

Изготовление диванной подушки «Сова»

5

1

4

30.

24.04.-29.04.

Изготовление диванной подушки «Сова»

5

1

4

31.

01.05.-06.05.

Изготовление диванной подушки «Сова»

5

1

4

32.

08.05.-13.05.

Изготовление диванной подушки «Сова»

5

1

4

33.


15.05.-20.05.

Изготовление вязаных цветов

5

1

4

34.


22.05.-27.05.

Изготовление вязаных цветов

5

1

4





Всего: 34 занятия по 5 часов

170

42

128










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волшебный клубок»

Автор: Заболотникова Ирина Петровна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства