kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружковой работы 7-8 класс "Вышивание в ручную"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Настоящая программа составлена для кружковой работы по изучению вышивки, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы 7-8 класс "Вышивание в ручную"»

Программа кружковой работы для 7–8-х классов "Вышивание вручную"

Назаренко Наталья Ивановна

учитель технологии

МБОУ «СОШ№4»,г. Чероногорск, Республика Хакасия



Пояснительная записка

Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Настоящая программа составлена для кружковой работы по изучению вышивки, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.

В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности. Знакомится с историей рукоделия.

В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов России.

Программа включает тематические планы, определяет последовательность и объем изучаемого материала.

Программа рассчитана на два года обучения по два часа в неделю – 68 часов в год, для учащихся 7 – 8 классов.



Тематическое планирование учебного материала

(Для двух лет обучения)

Символика. Сочетание растительных узоров с фигурами птиц, зверей, человека.

Расположение узора на изделии. Способы закрепления нити в начале и конце работы. Чтение рисунков.

Знакомство с историей развития одежды, салфеток, рушников, постельного белья.

Технология выполнения простейших швов, счетных швов, мережек, глади. Освоение последовательности их выполнения.

Дефекты выполнения швов.

Разработка творческих работ и проектов .

Выполнение изделий.

Работа с тканью

(Для двух лет обучения)

Требования к тканям для выполнения различных изделий.

Влияние рисунка на раскрой.

Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Соблюдение направления долевой нити при раскрое.

Осыпаемость ткани, усадка, растяжение.

Раскрой изделий.

Соединение деталей изделия машинной строчкой.

Требования к качеству работы.

Виды отделок.

Обработка внутренних срезов.

Значение влажно-тепловой обработки и ее последовательность при изготовлении изделия.

Подведение итогов.

Наглядность:

1. Таблицы

-орнаменты
-гладь
-мережка
-крест
-простейшие швы

2. Рисунки – плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.

3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

4. Изделия изготовленные учителем – наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных техниках.

5. Изделия изготовленные учащимися – по различным темам.

Первый год обучения

7 класс

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы.

  2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.

  3. Начинать и заканчивать работу без узлов.

  4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка, используя законы цветоведенья.

  5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

  6. Выполнять работу мережками, декоративными швами, свободными швами, крестом, счетной, двухсторонней и художественной гладью.

  7. Выполнять работу качественно и в срок.

  8. Самостоятельно разрабатывать простейшие орнаменты.

  9. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

  1. Основы цветоведенья.

  2. Виды ручной вышивки.

  3. Историю и традиции вышивки.

  4. Основы материаловедения.

  5. Способы нанесения рисунка на ткань.

  6. Способы закрепления нитей.

  7. Способы выдергивания нитей.

  8. Способы зашивок.

  9. Применение мережек, креста, свободных швов, гладьевых швов.

Задачи трудового обучения:

  1. Привитие трудовых навыков вышивания, познавательного интереса, независимо от индивидуальных способностей.

  2. Воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства.

  3. Привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

  4. Формировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания.

  5. Развивать способности к самообразованию.

  6. Развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца.

  7. Знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов.

  8. Вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

  9. Содействовать в профессиональной ориентации.

Тематическое планирование учебного материала

Первый год обучения. 7 класс.

 

Тема

Количество часов

1. Вводное занятие.
Задачи и план работы кружка. Правила поведения.
Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.
Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
2. Выполнение “простейших швов”: “вперед иголку”, “строчка”, стебельчатый, тамбурный, петельный.
Творческая работа: на выбор-выполнение прихватки, игольницы, носового платка.
3. Выполнение мережек.
Выполнение простых мережек.
Творческая работа: на выбор- выполнение носового платка, наволочки.
Выполнение узорных мережек.
Творческая работа : на выбор- выполнение салфетки, дорожки.
4. Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест.
Проект: на выбор- выполнение полотенца, панно, скатерти.
Всего:

2 часа



14 часа

14 часов




14 часов
24 часа
68 часов

1. Вводное занятие.

Задачи и план работы кружка. Правила поведения.

Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.

Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

2. Выполнение “простейших швов”.

Основы дизайна.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Копирование мотивов. Вышивка “ простейшие швы”. Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовки в альбом.

Краткие сведения о нитках и тканях.

Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, тонине.

Зарисовка простейших швов: “вперед иголку”, “строчка”, стебельчатый, тамбурный, петельный.

Практическая работа.

Творческая работа: : на выбор-выполнение прихватки, игольницы, носового платка.

Зарисовка простейших швов. Точный расчет ткани для салфетки. Подготовка ткани к вышивке. Определение центра ткани. Разметка контрольных линий на ткани. Перевод рисунка на ткань. Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нитки. Замена нитей в середине работы. Использование пяльцев. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.

3. Выполнение мережек.

Виды мережек и их применение в оформлении современных изделий. Их декоративные качества, значение мережек в оформлении изделий различного назначения самостоятельно и в сочетании с другой вышивкой ( показ образцов).

Технология выполнения простых мережек. Виды простых мережек.

Виды простых мережек: кисточка, столбик, раскол и последовательность их выполнения.

Ткани и нитки применяемые для мережек.

Технический расчет рисунка и его назначение.

Требования, предъявляемые к выполнению мережек.

Причины неаккуратного выполнения вышивки (показ чертежей швов).

Практическая работа.

Творческая работа: на выбор- выполнение носового платка, наволочки.

Технический рисунок простых мережек на миллиметровке.

Зарисовка мережек: кисточка, столбик, раскол. Точный расчет ниток ткани, указание хода рабочей нити. Освоение рабочих приемов выполнения простых мережек. Освоение последовательности выполнения мережек. Выдеры нитей в одном направлении, стягивание нитей по счету их набора на иглу. Ход рабочей нити при затягивании пучков (кисточек), образование столбиков и получение мережки, раскол.

Выполнение узорных мережек.

Виды мережек и их применение. Виды простых узорных мережек и их декоративные качества. Узоры, получаемые путем стягивания столбиков мережек или нанесение плотных разделок. Значение простых узорных мережек в декоративном оформлении изделий различного назначения.

Технология оформления простых узорных мережек. Последовательность выполнения мережек: снопик, паучок, настил, козлик, заделка углов и обработка узких сторон мережек (петельный шов, подкладной валик).

Технический расчет рисунка. Причины небрежного выполнения мережек и способы их предупреждения.

Практическая работа.

Творческая работа: на выбор- выполнение салфетки, дорожки.

Технический рисунок простых узорных мережек. Зарисовка мережек с точным расчетом нитей ткани. Последовательность выполнения узорных мережек.

Выдергивание нитей, образование столбиков в рисунок, обметка краев мережки гладьевым валиком.

Технический расчет каждой мережки. Последовательность выполнения каждой мережки: выдергивание нитей в двух направлениях, стягивание столбиков, нанесение на них узора, заполнение угла двух пересекающихся мережек.

4. Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест.

Счетные швы в истории вышивки и в современных изделиях. Виды счетных швов в ручной вышивке. Компьютерные программы для выполнения счетных вышивок.

Ткани, применяемые для счетных швов.

Требования, предъявляемые к выполнению счетных швов.

Причины неаккуратного выполнения вышивки.

Практическая часть. Зарисовка народных орнаментов для выполнения счетных швов

Стилизация растений. Разработка и зарисовка собственных орнаментов (не менее трех). Цветовые сочетания.

Зарисовка последовательности выполнения швов: простой крест ( в двух вариантах), двойного креста, полукреста.

Освоение приемов выполнения простого креста, двойного креста, полукреста.

Ход рабочей нити при выполнении швов.

Проект: на выбор- выполнение полотенца, панно, скатерти.

Выбор ткани для изделия. Расчет количества ткани. Правила расположения вышивки на ткани. Композиция вышивки.

Правила закрепления нити.

Выполнение вышивки на полотенце.

Оформление краев изделия.

Утюжка готового изделия.

Оформление документации по проекту.

Защита проекта.

Участие в выставках, презентациях кружка.

Второй год обучения

8 класс

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно подбирать ткань для изделия.

  2. Делать необходимые расчеты.

  3. Разрабатывать орнаменты.

  4. Составлять несложные рисунки.

  5. Переводить рисунки на ткань.

  6. Подготовить ткань для вышивки.

  7. Раскроить изделие.

  8. Пошить изделие.

  9. Выполнить влажно- тепловую обработку.

  10. Соблюдать правила техники безопасности.

  11. Использовать вышивку для украшения интерьера.

Учащиеся должны знать:

  1. Историю развития вышивки.

  2. Историю одежды, салфеток, постельного белья.

  3. Правила раскроя.

  4. Способы выполнения вышивок.

  5. Виды отделок.

  6. Правила безопасного труда.

  7. Применение гладьевых швов.

  8. Способы зашивок.

Задачи трудового обучения:

  1. Привитие трудовых навыков вышивания, познавательного интереса, независимо от индивидуальных способностей.

  2. Воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства.

  3. Привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

  4. Формировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания.

  5. Развивать способности к самообразованию.

  6. Развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца.

  7. Знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов.

  8. Вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

  9. Содействовать в профессиональной ориентации.

Тематическое планирование учебного материала

Второй год обучения. 8 класс.

Тема

Количество часов

1. Вводное занятие
Задачи на новый учебный год.
Беседа “ Народная вышивка. Вышивка гладью. История и современность. Орнамент и цвет в народных вышивках ”
(демонстрация образцов, таблиц ).
2.Двухсторонняя гладь.
Творческая работа: на выбор- выполнение диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.
3. Белая гладь.
Проект: на выбор- изготовление наволочки на подушку, воротника.
4. Тоновая гладь.
Проект: на выбор- панно, скатерть, полотенце.
Итого:

2 часа



18 часов

24 часа

24 часа

68 часов

1. Вводное занятие.

Содержание работы на данный учебный год.

Народная вышивка. История и современность. Орнамент и цвет в народных вышивках. Виды глади. Отличительные особенности.

Правила безопасного труда.

2. Двухсторонняя гладь.

Двухсторонняя гладь без настила. Двухсторонняя гладь с настилом. Гладь враскол.

Технология выполнения. Подбор рисунков для вышивки.

Способы перевода рисунка.

Требования к ткани для вышивки. Вышивание с пяльцами и без них. Требования к ниткам для вышивки. Цветовые сочетания.

Технический рисунок глади. Закрепление нити. Требования к вышивке.

Практическая часть.

Выбор ткани. Расчет ткани. Подготовка ткани для вышивки.

Подбор рисунка для вышивки. Выполнение технического рисунка.

Выполнение глади: двухсторонней с настилом и без него, глади в раскол.

Творческая работа: на выбор- выполнение диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.

Выбор ткани и нитей для выполнения диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.

Расчет количества ткани. Перевод рисунка. Выполнение изделия с использованием двухсторонней глади и глади врасол.

Пошив изделия. Оформление готового изделия.

3. Белая гладь.

Белая гладь в истории вышивки. История постельного белья.

Растительные орнаменты в выполнении глади.

Ткани для выполнения вышивки. Нити для вышивки.

Виды белой глади: листик, листик в раскол, пышечка, прорезная гладь, дырочки, подкладной шов. Сочетание белой глади с другими видами дополнительного шитья узелками, дырочками, стягами, мережками и т. д.

Практическая часть.

Выбор ткани для вышивки. Подбор рисунка для вышивки. Перевод рисунка. Подбор нитей. Выполнение технического рисунка. Выполнение белой глади.

Проект: на выбор- изготовление наволочки на подушку, воротника.

Расчет количества ткани. Выбор ткани для изделия. Выбор рисунка для вышивки. Выбор места для вышивки. Выбор техник вышивания. Вышивание изделия.

Раскрой изделия и пошив.

Оформление готового изделия.

4. Тоновая гладь.

Тоновая гладь, как способ вышивания иглой. История тоновой глади. Связь русской вышивки с вышивками народов мира.

Основы дизайна. Цветовые сочетания. Стежки для выполнения тоновой глади. Рисунки для вышивания. Нити для вышивания. Ткань для вышивания.

Практическая часть.

Подбор ткани для вышивки.

Выполнение тоновой глади. Освоение рабочих приемов.

Проект: на выбор- панно, скатерть, полотенце.

Подбор рисунка для вышивки. Перевод рисунка на ткань.

Вышивание рисунка. Чистка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

Оформление готовой вышивки: оформление панно, скатерти, полотенца.

Защита проекта.

Участие в выставках.

Литерптура

1. Андреева И. – Шитье и ркукоделие: энциклопедия – Москва.Большая Российская энциклопедия ,1994.

2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом- Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

3. Будур Н.-Полная энциклопедия женских рукоделий – Москва.Олма-Пресс 1999.

4. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Выща школа –1989.

5. Глинская Е.- Азбука вышивания-Издательство Мехнат Ташкент 1994 .

6. Ереминко Т.- Иголка-волшебница- Москва Просвещение, 1987.

7. Ереминко Т.- Вышивка. Технтка. Приемы. Изделия.- Москва. Аст- Пресс. 2000г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Программа кружковой работы 7-8 класс "Вышивание в ручную"

Автор: Назаренко Наталья Ивановна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства