Программа кружка художественно-творческой направленности "Выдумщица-мастерица"
Программа кружка художественно-творческой направленности "Выдумщица-мастерица"
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального и основного общего образования.
Направленность программы: по содержанию является художественно-эстетической ; по функциональному предназначению- прикладной ; по форме организации- кружковой ;по времени реализации- двухгодичной.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек и поделок, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7-12 лет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка художественно-творческой направленности "Выдумщица-мастерица"»
рМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30 им. С.Р.Медведева
г.Волжский Волгоградской обл.
\
Программа кружка художественно-творческой направленности
«Выдумщица- мастерица»
Для детей младшего и среднего школьного возраста
АВТОР:
Дышкант Елена Степановна,
учитель технологии
высшей
квалификационной категории.
МБОУ СШ № 30
г. Волжский 2016
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального и основного общего образования.
Направленность программы: по содержанию является художественно-эстетической ; по функциональному предназначению- прикладной ; по форме организации- кружковой ;по времени реализации- двухгодичной.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек и поделок, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7-12 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 год обучения – по два часа два раза в неделю, 2 год обучения по2 часа два раза в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Актуальность программы
Обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия декоративно-прикладным творчеством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Программа «Цветочная фантазия» входит в число программ социально-ролевого типа. Создание программы вызвано возрастанием социальной роли личности ребенка, как носителя культуры.
Главные цели программы:
Воспитание ребенка-творца с развитым национальным самосознанием, а также обеспечение эмоционального благополучия ребенка и профилактику асоциального поведения;
развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
воспитательная– формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через декоративно прикладное творчество . Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
художественно- творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей. Научить правильно использовать цветовую гамму и умение понимать красоту и богатство природы.
техническая– освоения практических приемов, навыков , основ декоративно- прикладного искусства. Научить использовать в работе различные материалы (ткань, засушенные цветы, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала (в том числе, мультимедийного) по декоративно- прикладному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративно-прикладному творчеству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно –прикладного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту);
предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия);
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Новизна программыи ее отличие от существующих программ заключается в использовании новых технологий («Эскиз-игра», «Эскиз-синтез», «Эскиз-экспресс»); тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного артдизайна. Программа снабжена учебно-тематическим планом на два года обучения, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: флористика, прорезная и объемная аппликации, мозаика, плетение, смешанные техники.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 12лет.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Сроки реализации программы: 2 года.
Первый год обучения представляет собой органическое единство образования и воспитания .Дает возможность развивать у детей художественный вкус ,творческое воображение ,интерес к декоративно-прикладному творчеству. Делается акцент на создание базы элементарных знаний: дается представление об основных свойствах цвета.
Программа второго года обучения является логическим продолжением курса, в котором более подробно изучается язык цветов, бисероплетение, изготовление цветов из ткани, бумаги, искусство составления букетов
Методы.
Для качественного развития творческой деятельности ребят программой предусмотрено:
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, какиллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный(педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы , где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром изготовленных работ и их обсуждением.
Форма занятий :
по количеству детей – коллективная ( в едином темпе и с общими задачами).
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - практикум, мастерская, конкурсы.
по дидактической цели - вводное занятие, практическое занятие, занятие по контролю умений навыков, знаний.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Преподаватель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, презентаций, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и областные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных школьных мероприятий.
Режим занятий: в двух группах по 4 часа в неделю.
В результате изучения курса обучающиеся получат:
- начальные представления о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
В результате изучения курса обучающиеся научатся:
- называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность;
- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Ожидаемые результаты освоения программы 1 года
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – цветная мелованная бумага, гофрированный картон, ткань, пластилин ,пенопласт;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- канцелярские ножницы; игла; наперсток; канцелярский нож; клеевой пистолет; бульки.
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления)
;правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
различать теплые и холодные цвета.
пользоваться инструментами и приспособлениями.
выполнять изделия из сухих растений по образцу.
Способы проверки результатов освоения программы :
Подведение итогов по результатам освоения материала программы может быть в форме небольшой выставки детских работ в рамках кабинета .Также положительную мотивацию имеет процесс просмотра работ на родительском собрании. А в конце года готовится большая выставка детских творческих работ ,в которой учавствуют все .
Работа с бумагой и картоном присутствует в обеих возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Дети знакомятся с искусством квиллинга- скручивания бумажных полосок. Из бумажных полосок дети склеивают объемные цветы и листья и скручивают полоски в виде фигурок животных и бабочек.
При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки.
Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, различные бутылки и др...
На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение браслетов, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.