kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка художественно-творческой направленности "Выдумщица-мастерица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального и основного общего образования.

Направленность программы: по содержанию является художественно-эстетической ; по функциональному предназначению- прикладной ; по форме организации- кружковой ;по времени реализации- двухгодичной.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек и поделок, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7-12 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка художественно-творческой направленности "Выдумщица-мастерица"»

рМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30 им. С.Р.Медведева

г.Волжский Волгоградской обл.



\



Программа кружка художественно-творческой направленности

«Выдумщица- мастерица»

Для детей младшего и среднего школьного возраста





АВТОР:

Дышкант Елена Степановна,

учитель технологии

высшей

квалификационной категории.

МБОУ СШ № 30









г. Волжский 2016





Пояснительная записка.


Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального и основного общего образования.

Направленность программы: по содержанию является художественно-эстетической ; по функциональному предназначению- прикладной ; по форме организации- кружковой ;по времени реализации- двухгодичной.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек и поделок, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7-12 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 год обучения – по два часа два раза в неделю, 2 год обучения по2 часа два раза в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.

Актуальность программы

Обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия декоративно-прикладным творчеством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа «Цветочная фантазия» входит в число программ социально-ролевого типа. Создание программы вызвано возрастанием социальной роли личности ребенка, как носителя культуры.

Главные цели программы:

Воспитание ребенка-творца с развитым национальным самосознанием, а также обеспечение эмоционального благополучия ребенка и профилактику асоциального поведения;

развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через декоративно прикладное творчество . Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

художественно- творческаяразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей. Научить правильно использовать цветовую гамму и умение понимать красоту и богатство природы.

техническая – освоения практических приемов, навыков , основ декоративно- прикладного искусства. Научить использовать в работе различные материалы (ткань, засушенные цветы, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала (в том числе, мультимедийного) по декоративно- прикладному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративно-прикладному творчеству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно –прикладного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  1. занятия в свободное время;

  2. обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  3. обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  4. допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту);

  5. предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

  6. система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;

  7. в каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;

  8. создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия);

  9. создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

  10. объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Новизна программы и ее отличие от существующих программ заключается в использовании новых технологий («Эскиз-игра», «Эскиз-синтез», «Эскиз-экспресс»); тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного артдизайна. Программа снабжена учебно-тематическим планом на два года обучения, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: флористика, прорезная и объемная аппликации, мозаика, плетение, смешанные техники.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 12лет.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Сроки реализации программы: 2 года.

Первый год обучения представляет собой органическое единство образования и воспитания .Дает возможность развивать у детей художественный вкус ,творческое воображение ,интерес к декоративно-прикладному творчеству. Делается акцент на создание базы элементарных знаний: дается представление об основных свойствах цвета.

Программа второго года обучения является логическим продолжением курса, в котором более подробно изучается язык цветов, бисероплетение, изготовление цветов из ткани, бумаги, искусство составления букетов

Методы.

Для качественного развития творческой деятельности ребят программой предусмотрено:

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы , где  стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром изготовленных работ и их обсуждением.

Форма занятий :

  1. по количеству детей – коллективная ( в едином темпе и с общими задачами).

  2. по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - практикум, мастерская, конкурсы.

  3. по дидактической цели - вводное занятие, практическое занятие, занятие по контролю умений навыков, знаний.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Преподаватель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, презентаций, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и областные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных школьных мероприятий.

Режим занятий: в двух группах по 4 часа в неделю.

В результате изучения курса обучающиеся получат:

- начальные представления о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;


- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.

В результате изучения курса обучающиеся научатся:


- называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность;

- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Ожидаемые результаты освоения программы 1 года

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  1. название и назначение материалов – цветная мелованная бумага, гофрированный картон, ткань, пластилин ,пенопласт;

  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений- канцелярские ножницы; игла; наперсток; канцелярский нож; клеевой пистолет; бульки.

  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

    1. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления)

    2. ;правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    3. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

    5. различать теплые и холодные цвета.

    6. пользоваться инструментами и приспособлениями.

    7. выполнять изделия из сухих растений по образцу.

Способы проверки результатов освоения программы :

Подведение итогов по результатам освоения материала программы может быть в форме небольшой выставки детских работ в рамках кабинета .Также положительную мотивацию имеет процесс просмотра работ на родительском собрании. А в конце года готовится большая выставка детских творческих работ ,в которой учавствуют все .

Работа с бумагой и картоном присутствует в обеих возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Дети знакомятся с искусством квиллинга- скручивания бумажных полосок. Из бумажных полосок дети склеивают объемные цветы и листья и скручивают полоски в виде фигурок животных и бабочек.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, различные бутылки и др...

На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение браслетов, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.











Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.

Учебно-тематический план

1-ый год обучения


№ п/п темы

Название темы, раздела

Количество

часов

Общее кол-во часов

Часы теории

Часы практики

1

Введение в образовательную программу. Правила поведения. Организационные вопросы.

2

-

2

2

Знакомство с техникой безопасности

2

-

2

3

Основы декоративно-прикладного искусства. (Работа с бумагой и картоном)

10,5

43,5

54

3.1

Путешествие в мир цвета. Значение цвета. Цветовая гамма (6 часа)

2

4

6

3.2

Аппликация-один из видов прикладного искусства.(4часа)

1

3

4

3.3



Декоративная аппликация(4 часа)

1

3

4

3.4



Изготовление закладок по образцу. (4 часа)

1

3

4

3.5




Симметричное вырезание из бумаги изображений елочек(4 часа)

1

3

4

3.6

Симметричное вырезание из бумаги изображений птицы(4часа)

0,5

3,5

4

3.7.

Изготовление аппликации к сказке «Аленький цветочек» (4 часа)

0.5

3,5

4

3.8

Изготовление панно- аппликации «Настроение» (4 часа)

0.5

3,5

4

3.9

Изготовление объемных цветов магнолии из бумаги (4 часа)

1

3

4

3.10

Изготовление объемных цветов мака из бумаги (4 часа)

1

3

4

3.11

Изготовление объемных цветов клевера из бумаги (4 часа)

1

3

4

3.12

Изготовление объемных цветов колокольчика из бумаги (4 часа

1

3

4

3.13

Изготовление объемных цветов крокуса из бумаги (4 часа

1

3

4

3.

Основы флористики. Работа с засушенным материалом

7

41

48

3.1

Основы работы с природным материалом (4часа)

1

3

4

3.2

Правила сбора растений(6 часа)

1

5

6

3.3

Способы засушивания растений. ТБ (4часа)

0,5

3.5

4

3.4

Техника аппликации. Инструменты, приспособления. ТБ.(4часа)

0,5

3.5

4

3.5

Флористика- художественное творчество (4 часа ).

0,5

3,5

4

3.6

Практическая работа. Приемы изготовления рамки для панно .ТБ.(6часа)

1

5

6

3.7

Практическая работа. Пейзажный коллаж «Утро»

(6 часа)

0,5

5.5

6

3.8

Практическая работа. Декоративный ароматизированный коллаж для кухни (6часа)

0,5

5.5

6

3.9

Практическая работа. Вегетативный коллаж «Поле» (6 часов)

0,5

5.5

6

3.10

Школьная мини выставка (2часа)

1

1

2

4

Цветы из ткани

8

22

30

4.1

Правила ТБ при работе(2часа)

1

1

2

4.2.

Искусственные цветы- украшение одежды (2 часа)

1

1

2

4.3

Искусственные цветы- украшение жилища (2 часа)

1

1

2

4.4

Основы изготовления цветов из ткани (4часа)

1

3

4

4.5

Изготовление тычинок для цветка(4 часа)

0,5

3,5

4

4.6

Изготовление стеблей цветка (4часа)

0,5

3,5

4

4.7

Изготовление цветка лютика (4 часа)

1

3

4

4.8

Изготовление цветка фиалки (4 часа)

1

3

4

4.9

Изготовление цветка ириса (4 часа)

1

3

4

5.

Экскурсии, выставки

2

6

8

5.1.

Осенняя областная выставка «Бабушкин сундучок»

0,5

1,5

2

5.2.

Зимняя выставка «Русь православная» (2часа)

0,5

1,5

2

5.3


Зимняя выставка «Зимы волшебные узоры»(2часа)

0,5

1,5

2

5.4

Весенняя областная выставка «Продлись, продлись , очарованье» .(2часа)

0,5

1,5

2

ИТОГО:

31,5

112,5

144















Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.

Учебно-тематический план

2 –ой год обучения


№ п/п темы

Название темы, раздела

Количество

часов

Общее кол-во часов

Часы теории

Часы практики

1

Проведение входного контроля. Правила соблюдении порядка на рабочем месте. Правила Т/Б.

2

-

2

2

Основы декоративно-прикладного искусства. (Из истории бумаги)

9

39

48

2.1.

Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер) ТБ при работе.

0,5

3,5

4

2.2

Изготовление кукол марионеток из бумаги

0,5

3

4

2.3.

Постановка детского спектакля с использованием бумажных кукол

2

2

4

2.4

Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков «Ваза со сменным букетом»

0,5

3,5

4

2.5

Знакомство с квиллингом.ТБ..

1

3

4

2.6

Техника нарезания длинных полос из бумаги.ТБ

0,5

3,5

4

2.7

Техника скручивания полос .ТБ

1

3

4

2.8

Метод изготовления листьев из скрученных полос бумаги.ТБ

1

3

4

2.9

Метод изготовления лепестков цветка из скрученных полос бумаги.ТБ

0,5

3,5

4

2.10

Технология изготовления бабочки из скрученных полос бумаги.ТБ

0,5

3,5

4

2.11

Методы и способы приклеивания обработанных деталей.ТБ.

0,5

3,5

4

2.12

Коллективная работа. Панно «Лето».

0,5

3,5

4

3.

Работа с тканью.

4,2

27,8

32

3.1.

ТБ при работе с ножницами , иглами , шилом, бульками

1

3

4

3.2.

«Волшебный мир цветов» Стиль, стилевое единство. Основы композиции. (беседа с показом презентаций)

0,2

3,8

4

3.3.

Искусство изготовления цветов из ткани

0,5

3,5

4

3.4.

Быстрое изготовление фантазийных цветов.

0,5


3,5

4

3.5.

Изготовление цветка розы из органзы

0.5

3,5

4

3.6.

Изготовление цветка незабудки из атласного шелка

0,5

3,5

4

3.7.

Изготовление цветов из капроновых лент

0,5

3,5

4

3.8.

Изготовление цветов из атласных лент

0,5

3,5

4

4

Работа с природным материалом.

4,5

13,5

18

4.1.

Аппликация из мешковины «Жар птица»

0,5

3,5

4

4.2

Плетенки. Изделия из косичек.

0,5

1,5

2

4.3

Круглые подставки под горячее

0,5

1,5

2

4.4

Квадратные и прямоугольные подставки

1

3

4

4.5

Кукла «Хозяюшка» из льняных ниток.

0,5

3,5

4

4.6

Мини выставка детских работ

1

1

2

5.

Работа с бисером.

8,5

27,5

36

5.1.

.«Чудо-бисер». История бисера

1

1

2

5.2.

Материалы и инструменты, применяемые в бисероплетении.

1

3

4

5.3

Подготовка к работе. Основные приемы работы

1

3

4

5.4


Изготовление простой подвески.

1

3

4

5.5

Изготовление подвески-петельки «Цветок»

1

3

4

5.6

Изготовление ажурного браслета

1

3

4

5.7

Изготовление украшения для лент

0,5

3,5

4

5.8

Изготовление цветка для салфетки

1

3

4

5,9

Изготовление «Дерева счастья»

1

5

6

6

Экскурсии, выставки

0,8

7,2

8

6.1.

Осенняя областная выставка «Бабушкин сундучок» (2часа)

0,2

1,8

2

6.2.

Зимняя выставка «Русь православная» (2часа)

0,2

1,8

2

6.3


Весенняя областная выставка «Продлись, продлись , очарованье» .(2часа)

0,2

1,8

2

6.4

Городская выставка «Мир глазами ребенка»(2часа)

0,2

1,8

2

ИТОГО:

29

115

144






Список литературы.

  1. Е.Виноградова «Браслеты из бисера»,Москва 2004г.

  2. Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги»,Москва 2005г.

  3. Н.Гусева «365 фенечек из бисера»,М .2003г.

  4. С.И. Гудилина «Чудеса своими руками»

  5. М.А .Гусакова «Подарки и игрушки своими руками» .2007г.

  6. Т.И. Еременко «Рукоделие» Минск 2002г.

  7. М.М. Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных «Рукоделие для детей»,М. 2005г.

  8. М.И .Нагибина «Природные дары для поделок и игры»

  9. «Самоделки из бумаги» 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила) М .2002г.

  10. В. Хасенбанк Э. Хенши, Б. Бенц «Самоделки» 2005г.

  11. Т.А.Чернуха «Твоя маленькая мастерская» М. 2004г.

  12. Н.Наумова Н.Осипова «Цветов таинственная сила» М.1993г.

  13. М. Шевалье «Цветы из бумаги» М.2002г.

  14. Г. Федотов «Сухие травы» М.2005г.

  15. М. Ляукина «Бисер» 2000г.


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка художественно-творческой направленности "Выдумщица-мастерица"

Автор: Дышкант Елена Степановна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства