Программа по дополнительному образованию "Романка"
Программа по дополнительному образованию "Романка"
Данной курс является программой общекультурного направления, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Романка"»
Пояснительная записка
Программа кружка «Ромашка» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция);
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13;
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16;
- Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16;
- Положение о рабочей программе дополнительного образования детей МБОУ «Усть-Кяхтинская СОШ»;
- Устав МБОУ «Усть-Кяхтинская СОШ».
Данной курс является программой общекультурного направления,
предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 1 год обучения. В основу программы положена примерная (типовая) программа, которая
изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 2 часа, 35 часов в учебный год.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Обучающиеся по программе: учащиеся 5-6 классов. Наполняемость группы – 15 человек. Программой предусмотрены задания разной степени сложности, что позволяет работать по ней с учащиеся с разной степенью подготовленности. Так же предусмотрена проектная и самостоятельная творческая деятельность, которая поможет школьникам само реализовываться в творчестве, повысить свою самооценку, углубить знания по декоративно-прикладному творчеству, расширить кругозор.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, семья, традиции, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к семейным ценностям.
Программа может быть полезна учителям технологии. Курсом предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Связь программы с уже существующими предметами по данному направлению деятельности
с изобразительнымискусством - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
с математикой - выполнение расчетов, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами;
с уроками технологии: оформление творческих работ, участие в выставках декоративно прикладного искусства, защите проектов;
с родным языком - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы, повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
с литературой, историей - работа с текстами для создания образа (сказочные персонажи, литературные герои), реализуемого в изделии.
Основные дидактические принципы курса: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по курсу дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративного искусства у школьников развиваются творческие начала.
В структуру курса входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о материале и его истории), воспитывающую часть: (понимание значения декоративно прикладного искусства, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.
Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы. Для качественного развития творческой деятельности курсом предусмотрено:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий, так как наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- творческие работы обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;
- традиционно соблюдается правило - замысел, эскиз, выбор материала и практическая работа.
Теоретические знания по всем разделам курса даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в курсе, в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированы и практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
Уметь вышивать на пяльцах и без них.
Начинать и заканчивать работу без узлов.
Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
Виды ручной вышивки.
Историю и традиции вышивки.
Способы нанесения рисунка на ткань.
Способы закрепления нитей.
Способы выдергивания нитей.
Способы зашивок.
Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
Выполнение заданий.
Защита проекта.
Программа способствует
- повышению интереса к культурным традициям родного края;
- развитию познавательной и творческой активности детей;
- формированию нравственных ценностей;
- расширению политехнических знаний;
- повышению культуры общения детей;
- укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
При освоении программы кружка «Ромашка» в основной школе обеспечивается достижение личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательной и трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Предметные результаты:
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально энергетических ресурсов;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- в сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстныхвысказываний;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований.
В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД:
Обще учебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия:
- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
- использовать знак символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка;
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Знакомство детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Организация рабочего места. Соблюдение правил по технике безопасности при работе с ручными инструментами для вышивки. Правила посадки и постановки рук во время вышивания.
Раздел 1. Вышивка крестом
Тема 1. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания
Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты для вышивки. Приемы подготовки ткани к вышивке. Заправка ткани в пяльцах.
Элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент). Технология выполнения крестообразных ручных стежков. Закрепление конца нитки.
Тема 3. Виды схем для вышивания крестом
Технология выполнения крестообразных ручных стежков.
Тема 4. Вышивка крестом при смене цвета
Техника вышивания швом крест различными цветами. Цвет и его свойства. Замена цвета.
Тема 5. Вышивка вертикальных рядов швом крест
Техника вышивания швом крест вертикальными рядами. Выполнение образцов вышивки.
Тема 6. Вышивка швом крест по диагонали
Техника вышивания швом крест по диагонали. Выполнение образцов вышивки.
Тема 7. Вышивка двойным (болгарским) крестом
Техника выполнения двойного креста. Выполнение образцов болгарского креста.
Тема 8. Выполнение образцов вышивки крестом по схеме
Техника выполнения шва крест по схеме. Выполнение образца вышивки.
Тема 9-10. Изготовление игольницы в технике вышивания крестом
Выкраивание основных деталей игольницы (круг, овал, квадрат, ромб). Подбор рисунка и схемы для вышивки игольницы. Изготовление игольницы в технике вышивкой крестом.
Раздел 2. Вышивка гладью
Тема 1. Виды вышивки гладью. История вышивки.
История вышивки. Традиционные и современные виды вышивки гладью. Приёмы украшения одежды вышивкой в старину.
Тема 2. Подготовка к вышивке гладью. Перевод рисунка на ткань
История вышивки. Традиционные и современные виды вышивки гладью. Приёмы украшения одежды вышивкой в старину.
Тема 3. Технология выполнения простейших ручных швов
Технология выполнения прямых, петельных и косых ручных стежков. Способы закрепления рабочей нити.
Тема 4. Вышивка монограммы на салфетке
Технология вышивания букв. Свободная вышивка по рисованному контуру. Выполнение монограммы на салфетке. Обработка срезов салфетки.
Тема 5. Схемы для вышивания гладью
Виды схем для вышивки гладью. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Увеличение и уменьшение рисунка.
Тема 6. Техника владимирского шитья
Технология вышивания владимирской гладью. Выполнение вышивки «Ветка» в технике владимирского шитья.
Тема 7. Белая гладь
Технология вышивания белой гладью. Выполнение вышивки «Букет» в технике белой глади.
Тема 8. Атласная и штриховая гладь
Технология вышивания атласной и штриховой гладью. Повторение петлеобразных и стебельчатых стежков. Выполнение вышивки «Ветка мимозы» в технике штриховой глади.
Тема 9. Швы «узелки» и «рококо»
Применение швов «узелки» и «рококо» в вышивке гладью. Нитки и инструменты для вышивания швов. Выполнение цветов в технике «узелки» и «рококо».
Тема 10. Двусторонняя гладь
Особенности и технология вышивания двусторонней гладью. Выполнение листьев и лепестков цветов в технике двусторонней гладью.
Тема 11. Художественная гладь
Технология вышивания художественной глади. Светотень и переход в вышивании. Выполнение вышивки «Шиповник» в технике художественная гладь.
Тема 12. Вышивание натюрморта
Понятие «натюрморт». Особенности и технология вышивания натюрморта. Современные вышивальные машины. Выполнение наброска и вышивка натюрморта гладью.
Тема 13. Вышивание пейзажа
Ткань, нитки и инструменты, необходимые для вышивания пейзажа. Технология вышивания пейзажа. Использование в пейзаже различных видов глади. Вышивание переднего и дальнего плана пейзажа. Перенос рисунка на ткань. Выполнение пейзажа гладью.
Раздел 3. Вышивка атласными лентами
Тема 1. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания лентами
Виды атласных лент. Ткань и инструменты, необходимые для вышивки лентами. Схемы для вышивки. Украшение атласными лентами современной одежды.
Закрепление конца ленты в ткани. Виды стежков, основные приёмы вышивания Технологическая последовательность вышивания атласными лентами. Выбор рисунка, подбор цвета лент для изготовления вышивки лентами.
Тема 3. Вышивка цветов лентами
Использование различных видов стежков для вышивания цветов атласными лентами. Вышивание цветов атласными лентами.
Тема 4. Вышивка листьев лентами Выполнение образцов вышивки лентами по схеме
Использование различных видов стежков для вышивания листьев. Вышивание листьев атласными лентами.
Элементы построения узора вышивки. Этапы создания картины, вышитой атласными лентами. Изготовление вышивки лентами на косметичке.
Раздел 4. Вышивка бисером
Тема 1. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания бисером
История вышивки бисером. Виды бисера. Материалы и инструменты для вышивки бисером.
Тема 2. Вышивка бисером в современной одежде
Использование бисера в современной одежде. Основные законы композиции. Выбор главного композиционного центра.
Тема 3. Способы вышивания бисером. Подбор бисера по схеме
Основы цвет ведения. Цветовой контраст, смешение цветов.
Тема 4. Выполнение образцов вышивки бисером по схеме
Вышивание бисером по схеме. Выполнение цветов и листьев.
Тема 5-6. Вышивка пейзажа бисером
Подбор схемы, материала и бисера для вышивки. Выполнение пейзажа
вышивкой бисером.
Итоговое занятие
Тема Выставка работ обучающихся в кружке «Ромашка».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
В результате обучения по программе «Ромашка» обучающиеся научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку;
- закреплять ткань в пяльцы, закреплять нити разными способами;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- экономно расходовать материал;
- поддерживать порядок на рабочем месте;
- пользоваться технологической документацией.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать ручные умения в повседневной жизни;
- изготавливать подарки и сувениры для своих родных;
- овладевать культурой труда на всех этапах трудового процесса;
- выполнять художественную отделку швейных изделий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема урока
Основное содержание темы, термины и понятия
Формы работы
Освоение предметных знаний
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные
Календарные сроки
1
1-2
Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.
Ознакомление с программой обучения и режимом работы кружка
Знакомство с инструментом
Знакомство детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Организация рабочего места. Соблюдение правил по ТБ при работе с ручными инструментами для вышивки. Правила посадки и постановки рук во время вышивания.
Лекция. Опрос
Знать правила ТБ, уметь использовать их на практике
Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Составляют план и последовательность действий.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
Проявление эмоционального настроя
2
3-4
Раздел 1. Вышивка крестом
Материалы и инструменты для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке.
Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Заправка ткани в пяльцах.
Лекция. Опрос
Практическая работа
Правильно определять направление долевой нити, заправлять ткань в пяльцах
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
Планируют общие способы работы.
Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.
Технология выполнения крестообразных ручных стежков. Технология выполнения крестообразных ручных стежков.
Практическая работа
Теория практическая работа
Понятие о графике
Устанавливают причинно-следственные связи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
4
7-8
Вышивка вертикальных рядов швом крест
Техника вышивания швом крест вертикальными рядами.
Практическая работа
Выполнение образцов вышивки.
Иметь представление о правилах поведения на рабочем месте
Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.
Планируют общие способы работы.
5
9-10
Изготовление игольницы в технике вышивания крестом
Выкраивание основных деталей игольницы (круг, овал, квадрат, ромб). Подбор рисунка и схемы для вышивки игольницы.
Практическая работа
Презентация знаний и работ.
Изготовление игольницы в технике вышивкой крестом.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Умеют строить планы
6
11-12
Раздел 2. Вышивка гладью
Виды вышивки гладью. История вышивки.
История вышивки. Традиционные и современные виды вышивки гладью. Приёмы украшения одежды вышивкой в старину.
Лекция
Практическая работа
Технология выполнения прямых, петельных и косых ручных стежков. Способы закрепления рабочей нити.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
7
13-14
Вышивка монограммы на салфетке
Схемы для вышивания гладью
Технология вышивания букв. Виды схем для вышивки гладью. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета.
Практическая работа
Свободная вышивка по рисованному контуру. Выполнение монограммы на салфетке. Обработка срезов салфетки.
Увеличение и уменьшение рисунка.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
8
15-16
Техника владимирского шитья
Белая гладь
Технология вышивания владимирской гладью. Технология вышивания белой гладью.
Практическая работа
Выполнение вышивки «Ветка» в технике владимирского шитья.
Выполнение вышивки «Букет» в технике белой глади.
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Умеют строить планы
10
19-20
Атласная и штриховая гладь
Швы «узелки» и «рококо»
Технология вышивания атласной и штриховой гладью.
Практическая работа
Применение швов «узелки» и «рококо» в вышивке гладью. Выполнение вышивки «Ветка мимозы» в технике штриховой глади.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
11
21-22
Двусторонняя гладь
Художественная гладь
Особенности и технология вышивания двусторонней гладью. Технология вышивания художественной глади. Светотень и переход в вышивании
Практическая работа
Выполнение листьев и лепестков цветов в технике двусторонней гладью. Выполнение вышивки «Шиповник» в технике художественная гладь.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой
12
23-24
Вышивание натюрморта Вышивание пейзажа
Особенности и технология вышивания натюрморта. Современные вышивальные машины.
Презентация знаний и работ.
Выполнение наброска и вышивка натюрморта гладью.
Выполнение пейзажа гладью.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
активное погружение в тему
13
25-26
Раздел 3. Вышивка атласными лентами
Инструменты, материалы и приспособления для вышивания лентами
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Развитие понимания общекультурного наследия
16
31-32
Способы вышивания бисером. Подбор бисера по схеме
Основы цветоделения. Цветовой контраст, смешение цветов.
Практическая работа
Вышивание бисером по схеме. Выполнение цветов и листьев.
Выбирают основания и критерии для сравнения классификации объектов.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Развивают экологическое сознание
17
33-34
Вышивка пейзажа бисером
Подбор схемы, материала и бисера для вышивки.
Презентация знаний и работ.
Выполнение пейзажа вышивкой бисером.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
формирование умения оценивать задачи
18
35
Итоговое занятие. Выставка творческих работ и достижений учащихся.
Методы самоконтроля и критерии оценки выполненных работ.
Устный опрос
Оценка учащихся работе кружка
Знать пройденный материал и уметь применять полученные знания.
Структурируют знания.
Осознают качество и уровень усвоения.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Формирование позитивной самооценки
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Основы обучения в кружке «РОМАШКА» относятся к трудовому обучению. И направлены на приобретение у обучаемого навыков работы с ручными иглами, схемами рисунка и изучением истории Прикладного искусства народов Бурятии. Для приобретения навыков и изучения учебного материала необходимо создать условия способствующие положительному восприятию и мотивированному желанию обучаться.
Не мало важным критерием для достижения данных задач являются условия работы кружка «РОМАШКА». Материально техническая база основа учебного процесса. Просторное помещение, наличие столов стеллажей для готовых работ, шкафов для инструмента и материалов. Для духовного развития ребенка организация посещений выставок музеев, наличие компьютерной базы для просмотра онлайн музеев. Необходимо регулярно проводить выставочные мероприятия как кружковые, так и школьные.
Не мало важным фактором обучения является психологический климат в кружке. Правильное поведение преподавателя с детьми немаловажный элемент обучения. Для создания такого климата необходимо доверительное общение с группой обучаемых, так и с каждым в отдельности. Проведение различных конкурсов, викторин, решению загадок. Способствует снятию психологического напряжения в коллективе и благотворному изучению учебного материала.
Типы занятий делятся:
Первое – знакомство с новым материалом, изучение теории
Второе – практика, использование теоретического материала на практике
Третье – подведение итогов по теме, по направлению и защита презентации готовых работ
Форма и организация обучения:
Практической работе уделяется более 70% учебного времени. Теория постепенно дается во время занятия в минуты, когда ребенку необходимо сменить рабочую обстановку, для отдыха и для получения новых знаний. После теоретических знаний можно продолжить практические занятия. В последнее время в нашей стране движется проектное движение в образовательной среде. В то время как в дополнительном образований слово ПРОЕКТ хоть новое, но вся работа уже многие годы направлена приучение ребенка доводить начинаемое дело(проект) до готового изделия. Новое и вполне закономерное в этом направлении это ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. Необходимо научить ребенка публично отстаивать свое мнение, уметь правильно излагать свои мысли и иметь свою самооценку и своего труда.
Печатные наглядные пособия 1. Технологические карты изделий
2. Схемы
3. Рисунки Экранно-звуковые средства (видеофильмы, презентации)
1.История развития декоративного искусства.
2.Декоративное искусство России.
3.Технология вышивки крестом.
4. Технология вышивки атласными лентами.
5.Технология вышивания бисером.
6.Элементы декоративного оформления. Технические средства обучения