Программа кружка "Две ладошки" рассчитана на 4 года для учащихся с 1 по 4 класс. Посещая данный кружок дети научатся работать с различными материалами, а именно с бумагой, картоном, природным материалом, бросовым материалом, бисером, атласными лентами, лоскутом, из которых дети выполнять различные поделки. Кроме этого, дети познакомятся с выполнением творческого проекта, который поможет им заняться самостоятельной разработкой изделий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы "Две ладошки" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 116 имени В.П.Чкалова
Образовательная программа кружка
по декоративно - прикладному творчеству
«Рукоделие»
Составитель:
учитель технологии
Фильцина Г.Н.
Сроки реализации: 3 года
Возраст воспитанников:11-14 лет
г.Нижний Новгород
2013 год
Пояснительная записка.
Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Рукоделием занимались графини и крестьянки, почиталось оно во дворце, и в избе. Историки знают, что рукоделию отдавали свободные часы не только королевы, но даже и короли.
Стремительный ритм нашей жизни изменил быт человека, но не изменил желания заниматься прикладным искусством, а так же не изменил отношения к рукоделию как к одному из видов творчества, и как к приятному досугу. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.
Программа кружка «Рукоделие» предназначена для группы учащихся в возрасте 11-14 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Учитывая индивидуальные особенности, учащиеся могут выполнять понравившиеся нетрудные изделия, обучиться основным приемам рукоделия и научиться читать литературу.
Занятия в кружке будут проводиться теоретические и практические. Занятия в кружке имеют познавательный, воспитательный и развивающий характер.
Основной целью занятия в кружке является совершенствование расширение кругозора, развитие мышления, интереса к предмету, формирование творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации.
В процессе кружковых занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО, черчение, биология). На занятиях в кружке учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их интересами и склонностями.
Программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий, тематических бесед, викторин.
На занятиях кружка учащиеся изготавливают наглядные пособия, выпускают бюллетени по наиболее значимым темам, в которых сообщаются новые достижения науки и техники, даются краткие исторические справки, содержатся занимательные вопросы, задания, кроссворды. Решение занимательных задач, участие в деловых играх приносят учащимся не только развлечение, но и несомненную пользу, так как, укрепляя и развивая мышление, улучшает графическую грамотность, развивая моторику рук, помогает впоследствии им лучше разбираться в технологии изготовления изделия, в чертежах.
Занятия в кружке имеет познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.
На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по рукоделию.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.
Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности кружковцев.
Задачи программы:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности.
овладения общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.
воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Программа занятий рассчитана на 3 года. Для реализации программы отводится два занятия в неделю длительностью 2 и 2,5 часа.
Занятия в группе предусмотрены для девочек в возрасте от 8 до 15 лет.
На уроках технологии в начальной школе девочки овладевают умением работать со швейной иглой, нитками и ножницами, выполняют простые украшающие швы, а так же работают с лоскутками и шьют несложные мягкие игрушки, поэтому все эти умения помогут освоить более сложную программу кружка.
Формы занятий:
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, и встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.
Формы работы: групповая , индивидуальная.
Предполагаемые результаты выполнения программы.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вязание крючком, вышивка, лоскутная техника, пошив мягкой игрушки.
2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных изделий.
3. Строить чертежи простых поясных и плечевых изделий.
4. Выполнять раскрой ткани.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.
7.Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Способы проверки:
За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи., умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.
Программа «Рукоделие» предусматривает работу по следующим направлениям:
- вышивка
- вязание крючком
- лоскутная техника
- мягкая игрушка.
Вышивка. Ручная вышивка – один из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Это увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного, а кому-то и помогающий в выборе будущей профессии. С помощью вышивки можно украсить свой быт и одежду, оформить помещение, изготовить такие простые вещи, как салфетки, традиционные свадебные и обычные кухонные полотенца, панно, наволочки на диванные подушки, сувениры в подарок своим родным и близким. Душевное тепло, идущее от этих изделий вышивальщиц, передаётся другим людям.
Вышивка сашико. Традиционная японская вышивка сашико насчитывает не одно тысячелетие. В древней Японии верили, что вышитые узоры отпугивают злых духов и привлекают богатство и удачу. Однако постепенно у сашико появился и другой смысл. Теперь это занятие считается своего рода медитацией. Освоение технике сашико учит терпению и усидчивости, позволяет отрешится от суеты и сконцентрироваться на вечном.
Вязание крючком. Этот вид рукоделия известен во многих странах. Каждое поколение открывает для себя его привлекательность. Вязание крючком – многогранная техника, крючком можно связать самые разные изделия. Современная модель, связанная своими руками, оказывается неповторимой и более доступной по цене, чем готовое изделие. Вязанием крючком можно отделать и предметы домашнего обихода.
Лоскутная техника. Ткани органично вписываются в нашу повседневную жизнь: мы шьем из них одежду, украшаем ими квартиру или дом. Из них же и выполняются изделия из лоскутков. Работа с тканями означает работу с цветом. Создавая лоскутные изделия надо думать о том, что без цвета наша жизнь была бы серой и мрачной. Благодаря огромному выбору материалов, красок, форм и новых технологий, в этом виде искусства можно без труда реализовать свои творческие фантазии.
Мягкая игрушка. На свете существует немало людей, хранящих свои любимые детские игрушки. Кажется, будто изрядно состарившиеся зайчик или мишка ещё хранят тепло детской щечки, которая прижималась к ним всю ночь в поисках спасения от волнующих детское сознание тревог. Нередко такие игрушки становятся талисманом на всю жизнь. Особенно если хозяин игрушки сам её смастерил.
Шить мягкие игрушки можно практически постоянно- в дождливые дни и долгие зимние вечера, за дачным столом и, конечно, в преддверии домашнего праздника. Изготовление мягких игрушек не столь уж мудреное занятие, если при освоении этой работы применить принцип: от простого к сложному. И тогда можно быть уверенным, что уникальная, качественно сделанная вещь не оставит без внимания никого.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
ТЕМЫ
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
1
1
1
Содержание курса занятий кружка «Рукоделие». Правила внутреннего распорядка и техники безопасности.
1
1
2
Вышивка. Простейшие швы
11
3
8
2
Материалы и инструменты для вышивки. Перевод рисунка на ткань.
Многообразие салфеток, связанных крючком. Изучение литературы по вязанию.
1
1
62
Начало вязания салфетки.
1
1
63
Вязание салфетки.
1
1
64
Вязание салфетки.
1
1
65
Вязание салфетки. Отделка.
1
1
66
ВТО готового изделия. Крахмаление.
1
1
9
Мягкая игрушка. Простейшие игрушки
14
2
12
67
Из истории игрушки. Материалы и инструменты.
1
1
68
Как работать с выкройками. Швы.
1
1
69
Изучение технологической карты мягконабивной игрушки. Раскрой.
1
1
70
Сшивание деталей игрушки.
1
1
71
Сшивание деталей игрушки.
1
1
72
Сшивание деталей игрушки.
1
1
73
Набивка. Утяжка. Изготовление шнура.
1
1
74
Игрушки с проволочным каркасом. Технология изготовления.
1
1
75
Обмеловка и раскрой деталей игрушки.
1
1
76
Сшивание деталей игрушки.
1
1
77
Сшивание деталей игрушки.
1
1
78
Изготовление проволочного каркаса.
1
1
79
Набивка. Оформление лица.
1
1
80
Отделка игрушки.
1
1
10
Лоскутная техника. Декоративные изделия
20
5
15
81
Из истории лоскутного шитья. Подготовка к работе.
Правила ТБ.
1
1
Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников
7
2
5
82
Сборка лоскутного полотна из квадратов и прямоугольных треугольников.
1
1
83
Разработка собственных узоров. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей.
1
1
84
Соединение деталей в изделие.
1
1
85
Виды стежки. Применение стежки в лоскутном изделии.
1
1
86
Выполнение стежки в изделии.
1
1
87
Обработка края лоскутного изделия.
1
1
88
Обработка края лоскутного изделия.
1
1
Шитье на шаблонах
4
1
3
89
Шитье на шаблонах: узоры, последовательность изготовления.
1
1
90
Изготовление шаблонов для мячика. Раскрой. Соединение деталей.
1
1
91
Соединение деталей на шаблонах.
1
1
92
Окончательная отделка изделия.
1
1
Техника «Йо-Йо»
5
1
4
93
Техника «Йо-йо» и ее применение в изделиях.
1
1
94
Обмеловка и раскрой деталей для панно.
1
1
95
Изготовление йо-йошек.
1
1
96
Изготовление йо-йошек и соединение их между собой в композицию.
1
1
97
Изготовление панно и его окончательная отделка.
1
1
«Жгутики и косички»
3
3
98
«Жгутики и косички» в изделиях. Технология изготовления.
1
1
99
Раскрой. Изготовление ковриков.
1
1
100
Изготовление ковриков.
1
1
Выставки. Итоговое занятие.
2
2
101
Оформление выставки работ обучающихся.
1
1
102
Итоговое занятие.
1
1
1.Вводное занятие. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Правила техники безопасности при выполнении работ. Инструменты и материалы необходимые для занятий. Режим работы.
2.Вышивка. Простейшие швы. Виды вышивки. История развития вышивки. Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Простейшие швы. Подготовка ткани к работе. Увеличение или уменьшения узора. Понятие аппликации и техника её выполнения. Методика крепления фрагментов аппликации к ткани.
Практические занятия: выполнение образцов швов; увеличение и уменьшение рисунка для вышивания; подбор ткани, ниток для аппликации, раскрой ткани для аппликации и прикрепление её; изготовление прихваток для кухни, салфеток, картин, настенного панно, предметы домашнего уюта; ВТО и оформление готового изделия.
3.Вышивка. Декоративное оформление одежды. Узоры и швы используемые для оформления одежды. Составление и вышивка композиций. Выбор рисунка и перенесение его на ткань. Подбор ниток и иглы для работы. Подарки близким: фартук для мамы, сумка для бабушки, платье для сестры.
Практические занятия: работа с журналами по рукоделию; отбор мотивов для вышивания вышивание узоров на фартуке, сумке, платье; изготовление настенного панно с фрагментами аппликации ( групповая работа ).
4. Основные приёмы вязания крючком. Правильное положение рук во время работы. Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем.
Практические занятия: выполнение основных приемов вязания.
5. Вязание крючком по кругу. Правила вязания круга, квадрата, пятиугольника.
6.Вязание салфеток. Зарисовка и чтение схем различных по форме салфеток. Работа индивидуальная по журналам.
Практические занятия: вязание салфеток по схемам; оформление салфеток.
7.Сувениры, вязаные крючком. Способы выполнения кружев: на цепочки и по краю ткани. Зарисовка схем. Особенности вязания декоративных вазочек, цветов, очечников, прихваток, игрушек. Отделка изделий.
Практические занятия: Вязание изделий и расчет петель; оформление изделий.
8.Мягкая игрушка. Простейшие игрушки. Материалы, инструменты, фурнитура для пошива мягкой игрушки. Рабочие швы для обработки ткани. Основной прием пошива мягкой игрушки. Изготовление выкройки, раскрой деталей. Мягкие игрушки на основе шариков и валиков.
Практические занятия: подбор материала; выполнение раскроя деталей игрушки по готовым выкройкам, изготовление игрушек: колобок, лягушка, мышка, пчела, гном, улитка; отделка игрушки; подготовка и представление театрализованной игры.
9.Лоскутная техника. Декоративные изделия. История пэчворка и квилта. Пэчворк в наши дни. Ткани и цвета, подбор ткани. Материалы и приспособления для работы. Раскрой лоскутков. Способы складывания рисунков. Техника шитья.
Практические занятия: выбор рисунков в технике лоскутной пластики; изготовление шаблонов для раскроя; раскрой лоскутков; соединение лоскутков между собой и с основной тканью; изготовление игрушек, поделок, прихваток, салфеток, настенных панно. Заключительная отделка изделий из лоскута.
10. Выставки. Итоговое занятие. Подготовка помещения и работ к выставке, приглашение гостей и другая подготовительная работа. Открытие и проведение выставки. Награждение. Обмен впечатлениями.
В конце первого года обучения дети должны знать: краткие сведения из истории старинного рукоделия, основные приемы вязания крючком, основные виды швов, правила подбора инструментов и материалов к работе, правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
В конце первого года обучения дети должны уметь: составлять, читать и записывать схемы для вязания крючком, вязать по кругу и рядами, переводить рисунки вышивок на ткань, выполнять украшающие швы, изготовлять шаблоны для лоскутной техники, соединять разными способами лоскуты с основной тканью.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
ТЕМЫ
Кол-во часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие.
1
1
1.
Содержание курса «Рукоделие» второго года обучения Правила ТБ.
1
1
-
2.
Свободные вышивки
15
1
14
2.
Белая, атласная, цветная, художественная гладь. Особенности выполнения.
1
1
3.
Штриховая гладь в изделии. Нанесение рисунка.
1
1
4.
Вышивание гладью.
1
1
5.
Вышивание гладью.
1
1
6.
Вышивание гладью.
1
1
7.
Вышивание гладью.
1
1
8.
Отделка изделия.
1
1
9.
Отделка изделия и ВТО.
1
1
10.
Ришелье. Материалы и инструменты. Основные швы ришелье. Перевод рисунка на ткань.
1
1
11.
Изготовление салфетки в технике ришелье.
1
1
12.
Изготовление салфетки в технике ришелье.
1
1
13.
Изготовление салфетки в технике ришелье.
1
1
14.
Изготовление салфетки в технике ришелье.
1
1
15.
Изготовление салфетки в технике ришелье.
1
1
16.
Изготовление салфетки в технике ришелье.
1
1
3.
Сквозные счетные вышивки
9
1
8
17.
Мережка. Ткани, подходящие для мережки. Основные приемы, используемые в мережке.
1
1
18.
Обработка края изделия мережкой.
1
1
19.
Обработка края изделия мережкой.
1
1
20.
Обработка края изделия мережкой.
1
1
21.
Обработка края изделия мережкой.
1
1
22.
Обработка края изделия мережкой.
1
1
23.
Обработка края изделия мережкой.
1
1
24.
Обработка края изделия мережкой.
1
1
25.
Обработка края изделия мережкой. ВТО изделия.
1
1
4.
Филейное вязание крючком
10
10
26.
Условные обозначения в филейном вязании. Чтение схем.
1
1
27.
Разработка узора филейной полосы. Раппорт.
1
1
28.
Вывязывание образца и определение плотности вязания. Расчет количества петель для филейной полосы.
1
1
29.
Вывязывание филейной полосы.
1
1
30.
Вывязывание филейной полосы.
1
1
31.
Вывязывание филейной полосы.
1
1
32.
Вывязывание филейной полосы.
1
1
33.
Вывязывание филейной полосы.
1
1
34.
Вывязывание филейной полосы.
1
1
35.
Отделка филейной полосы.
1
1
5.
Вязание узорного полотна
6
6
36.
Комбинированное вязание крючком (обычное и филейное). Зарисовка и чтение схем.
1
1
37.
Раппорт. Расчет количества петель. Вывязывание элемента для изделия.
1
1
38.
Вывязывание узорного полотна.
1
1
39.
Вывязывание узорного полотна.
1
1
40.
Вывязывание узорного полотна.
1
1
41.
Соединение узорного полотна с изделием.
1
1
6.
Вязание филейных салфеток, дорожек
10
10
42.
Работа с журналами и схемами. Чтение схем. Выбор изделия.
1
1
43.
Начало работы над изделием. Вывязывание салфетки (дорожки).
1
1
44.
Вывязывание салфетки (дорожки).
1
1
45.
Вывязывание салфетки (дорожки).
1
1
46.
Вывязывание салфетки (дорожки).
1
1
47.
Вывязывание салфетки (дорожки).
1
1
48.
Вывязывание салфетки (дорожки).
1
1
49.
Вывязывание салфетки (дорожки). Отделка изделия.
1
1
50.
Вывязывание отделки салфетки (дорожки).
1
1
51.
Окончательная отделка салфетки (дорожки). Крахмаление и ВТО готового изделия.
1
1
7.
Шарфы и шапочки вязаные крючком
16
16
52.
Головные уборы, связанные крючком. Обзор литературы по вязанию. Разработка изделия.
1
1
53.
Расчет количества петель. Определение плотности вязания.
1
1
54.
Начало вывязывание головного убора.
1
1
55.
Вывязывание головного убора.
1
1
56.
Вывязывание головного убора.
1
1
57.
Вывязывание головного убора.
1
1
58
Вывязывание головного убора.
1
1
59.
Вывязывание головного убора.
1
1
60.
Вывязывание головного убора. Сборка и отделка.
1
1
61.
Окончательная отделка изделия. Уход за вязаным изделием.
1
1
62.
Шарфы и шейные аксессуары. Разработка шейного аксессуара к своему головному убору.
1
1
63.
Вывязывание шарфа.
1
1
64.
Вывязывание шарфа.
1
1
65.
Вывязывание шарфа.
1
1
66.
Вывязывание шарфа и его отделка.
1
1
67.
Вывязывание отделки для шарфа. Сборка.
1
1
8.
Мягкая игрушка. Игрушки для кукольного театра.
28
2
26
68.
Театральная игрушка. Модели игрушек.
1
1
69.
Разработка игрушек для сказки.
1
1
70.
Работа с выкройками. Подбор материалов.
1
1
71.
Раскрой деталей. Последовательность пошива.
1
1
72.
Соединение деталей театральной игрушки.
1
1
73.
Соединение деталей театральной игрушки.
1
1
74.
Соединение деталей театральной игрушки.
1
1
75.
Соединение деталей театральной игрушки.
1
1
76.
Соединение деталей театральной игрушки.
1
1
77.
Набивка игрушки. Утяжка.
1
1
78.
Изготовление волос, грив, хвостов, помпонов.
1
1
79.
Изготовление прически.
1
1
80.
Разработка моделей одежды для игрушки.
1
1
81.
Моделирование одежды.
1
1
82.
Изготовление лекал деталей одежды для театральной игрушки.
1
1
83.
Правила кроя и пошива одежды.
1
1
84.
Сметывание деталей одежды театральной игрушки.
1
1
85.
Примерка. Устранение дефектов.
1
1
86.
Пошив одежды для театральных игрушек.
1
1
87.
Пошив одежды для театральных игрушек. Варианты отделки одежды.
1
1
88.
Отделка театральной одежды.
1
1
89.
Отделка театральной одежды.
1
1
90.
Отделка театральной одежды.
1
1
91.
Окончательная отделка. ВТО изделия.
1
1
92.
Инсценировка сказки.
1
1
93.
Репетиция сказки.
1
1
94.
Репетиция сказки.
1
1
95.
Театральное представление.
1
1
9.
Лоскутная техника
5
5
Ляпачиха
96.
Ляпачиха в изделиях. Технология изготовления.
1
1
97.
Раскрой и нашивание полос. Изготовление панно.
1
1
98.
Изготовление панно.
1
1
99.
Изготовление панно.
1
1
100.
Отделка изделия.
1
1
Выставка. Итоговое занятие
2
2
101.
Оформление выставки работ обучающихся
1
1
102.
Итоговое занятие.
1
1
1.Вводное занятие. Знакомство с программой. Просмотр готовых изделий и образцов деталей к ним. Просмотр журналов.
2.Свободные вышивки . Белая, атласная, цветная, художественная гладь. Вышивка в ришелье. Особенности выполнения этих вышивок. Рисунки для вышивки. Составление композиций. Перевод рисунков. Освоение техники вышивки на образцах.
Практические занятия: выполнение образцов глади; выполнение монограмм, эмблем, инициалов; изготовление салфеток, полотенец с помощью вышивки; украшение одежды гладью; работа индивидуальная, по журналам.
3. Сквозные счетные вышивки. Виды мережек. Ткани пригодные для вышивания мережкой. Подготовка ткани к вышивке мережкой. Мережка как самостоятельный вид вышивки. Оформление края изделия мережкой.
Практические занятия: выполнение образцов мережки, изделий с элементами мережки.
4.Филейное вязание крючком. Основные приемы в филейном вязании. Узоры филейного вязания. Плотность вязания. Области применения филейного вязания.
Практические занятия: вывязывание филейных полос по разработанным рисункам.
5.Вязание узорного полотна. Зарисовка и чтение схем вязания. Комбинированное вязание ( обычное и филейное ). Расчет петель.
Практические занятия: расчитывание петель; вывязать образцы комбинированным способом вязания.
6.Вязание филейных салфеток, дорожек. Работа с журналами, схемами. Определение плотности вязания, количество пряжи.
Практические занятия: вязание салфеток и дорожек ; оформление работ.
7.Шарфы, шапочки, топы вязаные крючком. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем вязания . Понятие о раппорте. Орнамент в изделии. Свойства цвета: цветовой тон, яркость, насыщенность. Построение чертежей. Изменение выкройки. Убавление и прибавление столбиков и мотивов.
Практические занятия: работа с журналами; расчитывание петель для определения размера изделия; вывязывание и оформление изделий.
8.Мягкая игрушка. Театральная игрушка. Театральная игрушка. Подбор ткани с учетом цветовой гаммы. Дополнительный материал для игрушек. Построение, уменьшение и увеличение выкроек. Правила раскроя объёмных игрушек. Способы обработки швов.
Практические занятия: изготовление выкроек; раскраивание деталей выкройки; пошив театральной игрушки, изготовление одежды для игрушки и ее моделирование.
9.Лоскутная техника. Шитье по кальке, ляпачиха, «пицца», синель – техники лоскутного шитья, применяемые в изделиях. Работа над изделием по выбору. Приёмы работы на швейной машине. Основы проектирования.
Практические занятия: заправка швейной машины, выполнение строчек на машине.
10. Выставки. Итоговое занятие. Подготовка помещения и работ к выставке, приглашение гостей и другая подготовительная работа. Открытие и проведение выставки. Награждение. Обмен впечатлениями.
В конце второго года обучения дети должны знать: технологию филейного вязания, технологию комбинированного вязания, свойства цвета, правила раскроя, правила техники безопасности при работе со швейной машиной.
В конце второго года обучения дети должны уметь: рассчитывать количество петель, строить чертеж выкройки для топов, шапочек, прибавлять и убавлять количество петель, составлять композицию для вышивки, работать на швейной машине.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№
ТЕМЫ
Кол-во часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие.
1
1
1.
Содержание курса «Рукоделие» третьего года обучения. Правила внутреннего распорядка и ТБ.
Организация и оформление выставки работ обучающихся.
1
1
102.
Итоговое занятие.
1
1
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Инструменты и материалы для занятий. Просмотр журналов. Правила внутреннего распорядка и техники безопасности.
2. Вышивка лентами. История вышивки лентами. Материалы и инструменты для вышивки лентами. Основные приемы вышивки лентами. Образцы цветов из лент.
Практические занятия: изготовление образцов различных цветов.
3. Оформление интерьера вышивкой лентами. Изделия, украшающие наш интерьер. Творческий проект «Подарок в день рожденья» или «Оформление интерьера вышивкой лентами».
Практические занятия: работа над творческим проектом, вышивка изделия, защита творческого проекта.
4. Вязание одежды крючком. Крупные изделия и особенности их изготовления. Выбор модели. Анкетирование учащихся о том, что им хотелось бы связать. Техника изготовления трикотажного изделия.
Практические занятия: снятие мерок; построение выкройки; расчет петель; вязание выбранного изделия; индивидуальная работа по схемам из журналов.
5. Мягкая игрушка. Куклы. История народной куклы. Характерные особенности национальных костюмов разных народов. Элементы народной одежды в оформлении куклы. Правила раскроя ткани. Подбор тканей по цвету и рисунку. Технология пошива и оформление куклы.
Практические занятия: зарисовка модели и запись последовательности выполнения куклы; выполнение выкроек - лекал и чертежа куклы; выбор ткани; раскрой изделия; пошив и оформление куклы; просмотр и оценка выполненной работы.
6. Лоскутная техника. Лоскут в одежде. Материалы для работы: подбор ткани по цвету, фактуре и рисунку, определение прочности окраски, стирка и накрахмаливание ткани. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Мозаика из полос. Ассортимент одежды, выполненной по принципу лоскутной техники. Творческий проект.
Практические занятия: выбор фасона изделия; изготовление выкройки изделия; выполнение шаблонов для раскроя элементов орнамента; выбор орнамента; пошив изделия с применением лоскутной техники; демонстрация моделей, защита творческого проекта.
7. Выставки. Итоговое занятие. Подготовка помещения и работ к выставке, приглашение гостей и другая подготовительная работа. Открытие и проведение выставки. Награждение. Обмен впечатлениями.
В конце третьего года обучения дети должны знать: технологию вязания трикотажных изделий, правила снятия мерок, технику выполнения прорезной глади, особенности национальных костюмов разных народов.
В конце третьего года обучения дети должны уметь: строить выкройку по меркам, вносить изменения в готовые выкройки, вязать крючком одежду по схемам и выкройкам, выполнять вышивку ришелье, шить тряпичную куклу, применять лоскутную технику при изготовлении или оформлении одежды.
схемы с образцами основных приемов вязания, выкройки изделий, образцы узоров деталей к изделиям, таблицы для упражнений, готовые изделия, методические рекомендации для выполнения определённых изделий, инструкционные карты.
Материально – техническое обеспечение
Кабинет для занятий светлый и просторный. В нём находятся 12 парт,
24 стула, демонстрационный стол, подвесная доска, стенды и полки для образцов готовых изделий, гладильная доска, утюг, 10 швейных машин. Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребенок должен иметь: ножницы, иголки, линейки, крючки, нитки, ткань, пяльца, тетради, карандаши, ручки.
Методическая литература для учителя:
1. « Шьём из лоскутков. » ВНЕШСИГМА АСТ. МОСКВА 2000
2. И.А. Агапова. М.А. Давыдова « Мягкая игрушка своими руками » МОСКВА АЙРИС ПРЕСС 2004
3. Т.И.Ерёменко Е.С. Забалуева « Технология ручной вышивки » МОСКВА «Просвещение» 2000
4. Т.И.Ерёменко « Рукоделие » МОСКВА ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ 1992
5. Программы для общеобразовательных учебных заведений «Художественная вышивка и художественное вязание» МОСКВА «Просвещение» 1994