kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НЕ- СЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Изменение характера профессиональной подготовки глухих настоятельно требует повышения уровня их общего образования. Кроме того, недостаточное развитие речи, словесно-логического мышления во многом осложняет трудовую подготовку  слабослышащих и глухих учеников в  освоении ими современных профессий.

       В настоящее время для реализации профессионального обучения коллектив выполняет основные задачи:

  1. Выработать у учащихся определенный уровень технической культуры.
  2. Познакомить учеников с языком техники: графической грамотой, кинематическими схемами простейших механизмов.
  3. Развивать техническое мышление и творческие способности.
  4. Воспитывать интерес к выбранной профессии.

Определяющим для нас было и остается повышение знаний наших воспитанников. Педагоги стремятся развивать творческую мысль учеников, организуют учебно-производственный процесс так, чтобы школьники трудились с интересом, активно общались между собой. Мы привлекаем учеников к решению многих организационных вопросов, это воспитывает у них самостоятельность, активность, творческую мысль

Просмотр содержимого документа
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НЕ- СЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. »

Профессиональная подготовка не- слышащих учащихся в условиях специальной системы обучения на современном этапе.

ДжанбырбаеваТурсунайСмагуловна, учитель трудового обучения, высшей категории, 14 разряда. Алматинская областная специальная школа-интернат для слабослышащих и глухих детей г.Талдыкорган 2014 год



Алматинская областная специальная школа-интернат для слабослышащих и глухих детей, основанная в 1988 году, известна в Казахстане, как фундаментальная по созданию и успешному развитию профильного и профессионального обучения.

Коллектив школы успешно осуществляет реализацию проблему социальной реабилитации воспитанников, основывался на рекомендациях научных трудов Р.М. Боскис, А.П.Гозовой, С.А.Зыкова.

В 2010 – 2014гг. учителя трудового обучения провели анализ по изучению вопроса: как лучше выявить способности учеников по профессиям? Сопоставляя результаты в процессе обучения начальной базы и младшего звена с 5 -7 классы, мы сделали вывод, что уроки предметно – практического обучения и ручного труда дали основы, которые развиваются в старших классах.

Основные положения исследований таковы:

Во-первых, следует обеспечить относительно высокую техническую грамотность учащихся, позволяющую пользоваться чертежами, технологическими картами, схемами и другой технологической документацией. Проведенные исследования показали недостаточную в этом отношении подготовленность глухих учащихся. Особенно затруднительными для неслышащих учеников оказались чертежи, требующие относительно высокого уровня развития пространственного мышления.

Во-вторых, необходимо формировать у глухих не только узкие, конкретные трудовые навыки, но и так называемые обобщенные политехнические способы действия (имеется в виду умение самостоятельно планировать деятельность, знать основные принципы работы и устройства станков, правильно и своевременно пользоваться различного рода измерительными инструментами). Это требование вызывается тем, что ученики испытывают затруднения при формировании навыков, т.е. в тех случаях, когда условия труда несколько изменяются. Такая ситуация нередко возникает на современном производстве, характеризующемся сложной техникой и довольно частым ее обновлением. Формирование обобщенных способов действия позволит в дальнейшем выполнять различного рода задания и переходить на обслуживание нового, несколько измененного оборудования. Кроме того, формирование обобщенных способов действия развивает мышление и инициативу учащихся.

В-третьих, желательно добиваться в процессе трудового обучения формирования навыков и умений, достаточных для выполнения деятельности со скоростью, принятой на современном производстве. Темп деятельности глухих, как показали исследования, часто бывает замедлен. Это является следствием ряда причин первичного и вторичного порядка. Степень и характер влияния этих причин не равноценны. К причинам первичного порядка относится само отсутствие слуха как фактора, сформировавшего ранее, в процессе развития, некоторую специфику динамики двигательных процессов (замедленность), и как элемента, непосредственно участвующего в протекании конкретного двигательного акта. Необходимо учитывать, что нарушения функции вестибулярного аппарата оказывают влияние на координацию движений и сохранение статического равновесия.

Особенности деятельности глухих, своеобразие их развития, как уже говорилось, не всегда преодолеваются в подростковом и даже в юношеском возрасте. Наряду с этим более низкий по сравнению со слышащими детьми уровень общего образования глухих учащихся, в свою очередь, накладывает отпечаток на их трудовую деятельность.

Изменение характера профессиональной подготовки глухих настоятельно требует повышения уровня их общего образования. Кроме того, недостаточное развитие речи, словесно-логического мышления во многом осложняет трудовую подготовку слабослышащих и глухих учеников в освоении ими современных профессий.

В настоящее время для реализации профессионального обучения коллектив выполняет основные задачи:

  1. Выработать у учащихся определенный уровень технической культуры.

  2. Познакомить учеников с языком техники: графической грамотой, кинематическими схемами простейших механизмов.

  3. Развивать техническое мышление и творческие способности.

  4. Воспитывать интерес к выбранной профессии.

Определяющим для нас было и остается повышение знаний наших воспитанников. Педагоги стремятся развивать творческую мысль учеников, организуют учебно-производственный процесс так, чтобы школьники трудились с интересом, активно общались между собой. Мы привлекаем учеников к решению многих организационных вопросов, это воспитывает у них самостоятельность, активность, творческую мысль.

Мы не стараемся увеличивать выпуск продукции, не ставим целью повышение доходов. Главная ценность производительного труда в его образовательном и воспитательном значении: в процессе работы учащиеся овладевают элементами творчества, рационализации, знакомятся с расценками и оплатой за выполненные работы.

В конце учебного года старшеклассники сдают квалификационные экзамены.

В прошлом учебном году с целью выявления склонностей и интересов к профессиям мы провели анкетирование среди старшеклассников. Старшеклассники ответили на вопросы: 1) В какой школьной мастерской ты хочешь работать? Почему? 2) Кем ты хочешь стать после окончания школы?

Анкеты выявили необходимость углубления работы по профориентации с тем, чтобы школьники имели возможность более полно и точно определить свои профессиональные склонности.

На своих уроках мы добиваемся осмысления профессиональной лексики, способствующей развитию словесной речи, формированию у детей резервных возможностей и подготовке к самостоятельной жизни. Учебно-производственный процесс в мастерских проходит по системе -

-4-5 классы- выявление особенностей детей, анкетирование, .

выбор будущей профессии.

-6-7 классы - развитие профессиональных навыков, дифференцированный подход в процессе обучения, уроки –экскурсии, проверочные работы.

-8-10 классы-выбор профессии, знание требований квалификационной характеристики по выбранной профессии, квалификационные характеристики, защита практической работы по специальности.

Система профессиональной подготовки показала эффективность работы педагогического коллектива. Наши выпускники подтверждают ежегодно свои профессиональные навыки по специальностям- портной, парикмахер, художник-оформитель, столяр. За 2010-2014 годы успешные выставки технического творчества, высокие квалификационные разряды, поступление в колледжи и высшие учебные заведения - всё подтвердило, что верное определение перспективы формирования личности и решение коррекционных задач содействовало эффективным результатам

Педагогический коллектив школы постоянно изучает основные проблемы профессиональной подготовки на современном этапе. Изучение зарубежного опыта, обобщение публикаций материала по социально-трудовой реабилитациисодействуют улучшению в педагогической деятельности. Мы стараемся внедрять в процесс обучения новые методы работы, постоянно в поиске оптимальных решений по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Дифференцированная система профессиональной подготовки детей с недостатками слуха в США, Великобритании, Германии, Японии, основанная на комплексном учебном заведении, где организованы курсы для получения среднего и высшего образования, специальные отделения по востребованным специальностям, конечно, даёт результаты – выпускники находят работу по специальности.

В условиях специальной школы-интерната профильное и , профессиональное образование ведётся с учётом тех возможностей, которыми располагает школа. Хотелось, чтобы наши учащиеся могли бы получать профессии-программистов, мастеров по ремонту бытовой техники, флористов, дизайнеров. Наступит время, когда это станет реальностью. Педагогический коллектив добился многого-

  1. Каждый год мы выпускаем учащихся, имеющих результативную подготовку по выбранной профессии.

  2. Учителя трудового обучения внедряют интеграцию в процессе обучения.

  3. Ведётся профориентация с родителями, с общественностью, с учениками.

Значительна и актуальна преемственность среди выпускников, постоянно они стараются общаться , приходят в школу, делятся своими успехами, проблемами, мы- их учителя- радуемся, что наши советы и рекомендации им важны. Жизнь продолжается в трудах и заботах, в поиске лучших решений.



Творческий отчёт

ДжанбырбаевойТурсынайСмагуловны, учителя трудового обучения, высшей категории, 14 разряда.

За период 2010-2014 годов продолжила работу над актуальной проблемой- Социализация слабослышащих и глухих детей на уроках профессионального обучения. Полностью завершена работа по комплексно-методического обеспечению учебного процесса. Оформлен дидактический материал по всем темам программного материала, сделаны пособия для выпускных классов по квалификационным характеристикам.

Проведены ежегодные открытые уроки по утверждённым планам и графикам. Темы уроков согласованы на заседаниях методического объединения учителей трудового обучения. Методические разработки уроков подготовлены с приложением практических заданий. Проведён семинар для педагогического коллектива в апреле 2014 года по теме- Интеграция на уроках профессионального обучения, где была показана реализация межпредметных связей уроков профессионального обучения с историей, математикой, искусством.

В течение 5-ти лет была оказана консультационная помощь новым учителям трудового обучения в формах - рекомендаций и практическом проведении уроков профессионального обучения. Активно изучала опыт лучших.педагогов школы. Старалась максимально внедрять профессиональную терминологию в учебно-производственном процессе. Системно работала над расширением словарного запаса учащихся в бригадах.

В течение 2012-2014 годов ученики под моим руководством принимали участие в областных профессиональных конкурсах на звание – Молодой специалист. Среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей они занимали призовые места, показали свои навыки и умения на высоком уровне.

По швейному делу ученики проявили себя талантливо при выпуске,ежегодно успешно защищали разряды, представляя дипломные работы, выполненные по всем требованиям квалификационной характеристики.

Большой вклад вносился и во внеклассной деятельности- пошив костюмов на школьные мероприятия, концерты. При создании костюмов работала над новыми технологиями, развивала у воспитанников фантазию, эстетический вкус, увлечённость профессией. Здесь мною решались коррекционные направления, над которыми работает коллектив. Ежегодные экзамены проходили успешно и результативно в присутствии компетентной комиссии преподавателей колледжа иЖетысуского университета имени И. Жансугурова.

За добросовестную работу в 2010-2014 годах была отмечена Грамотами- Департамента Образования области, за призовые места в городских, областных, республиканских профессиональных конкурсах. Получала благодарности от руководства школы, городского общества инвалидов за выставки технического и декоративно-прикладного творчества.

Прошла курсы повышения квалификации в 2013 году. Подготовлен материал для публикации в журнале- Дефектология.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Джанбырбаева Турсынай Смагуловна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 162996

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства