Приемы формирования мотивов учебно-трудовой деятельности на уроках по работе с тканью в классах VIII вида.
Приемы формирования мотивов учебно-трудовой деятельности на уроках по работе с тканью в классах VIII вида.
В педагогике придается особое значение профессионально-трудовому обучению. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка. Оно является благоприятным условием обучения и воспитания. Формирование необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе.
Особую значимость трудовое обучение приобретает в воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии и детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей снижена познавательная активность, неразвита эмоционально-волевая сфера, недоразвита моторика рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса, поэтому эффективное усвоение знаний по труду возможно лишь при решении специфических задач. Специфические задачи направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования мотивов учебно-трудовой деятельности на уроках по работе с тканью в классах VIII вида. »
Приемы формирования мотивов учебно-трудовой деятельности на уроках по работе с тканью в классах VIII вида.
Маринина М.В., учитель 5-9 специальных (коррекционный) класс VIII вида.
В педагогике придается особое значение профессионально-трудовому обучению. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка. Оно является благоприятным условием обучения и воспитания. Формирование необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе.
Особую значимость трудовое обучение приобретает в воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии и детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей снижена познавательная активность, неразвита эмоционально-волевая сфера, недоразвита моторика рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса, поэтому эффективное усвоение знаний по труду возможно лишь при решении специфических задач. Специфические задачи направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
Коррекционная работа выражается в формировании умений ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения, контролировать свою работу, отчитываться о своей работе.
В настоящее время большинство педагогов и психологов считают, что для продуктивного обучения важно не то, насколько они хотят овладеть этими знаниями и умениями. Мотивация их деятельности способствует высокой и устойчивой работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе.
Работа по формированию мотивов происходит на разных этапах урока, чаще всего на первом.
Я расскажу о некоторых приемах формирования мотивов учебно-познавательной деятельности во время работы с тканью. Программой предусмотрены следующие виды работы с тканью: лоскутное шитье, изготовление фартука, пошив плечевых изделий, прихватки, пошив футляров для очков, ножниц, пошив наволочек, изготовление мягкий игрушек, аппликация.
Вот некоторые из этих приемов:
1. Приемы, способствующие актуализации у детей потребности, связанной с результатом их деятельности.
А) Создание загадочности – это создание условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство у учеников.
Например, доску задрапировать образцами ткани, прикрепить швейные принадлежности (иголки, ножницы, катушки, булавки), различные поделки из ткани. Это на первом уроке работы с тканью. У учеников возникла реакция удивления и сознание того, что данный урок будет отличаться от других уроков. Можно рассказать детям сказку «О принцессе Иголочке». Увидев, что дети заинтересовались, можно предложить им задание связанное с темой урока, например, выявить опытным путем свойства тканей, чтобы они получили возможность не только увидеть, но и самим выявить свойства тканей. Это задание вызывает огромный интерес.
Б) Прием эмоционального «заражения» учащихся – это передача положительного эмоционального отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успехе от учителя к учащимся. Речь учителя должна быть яркой, эмоциональной, не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать черезмерного возбуждения у школьников.
Учителю необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата деятельности, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для учащихся, связан с их потребностями.
Учитель должен побуждать учащихся к деятельности, заставлять добиться положительного результата. Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у детей желание немедленно приступить к работе. Учитель показывает прихватки, говорит о значении их, подчеркивает, что одним из значений является украшение кухни. Чем красивее прихватка, тем наряднее кухня. Предлагает учащимся побыть в роли дизайнера и смоделировать прихватку. Дети с интересом выполняют это задание.
В) Возвращение к предыдущему положительному опыту учащихся – это установление связи между ранее переживаемыми ребенком положительными эмоциями по поводу достижения результата и новым предметом деятельности. Возвращение учащихся к предыдущему опыту, где они добились успеха и испытывали от этого радость и удовлетворение, приводит к возникновению у них желания вновь пережить эти чувства. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется учащимся черезмерно сложной, когда они не уверенны в своих силах. Для неуверенных в собственных возможностях детей целесообразно применение такого приема.
Некоторые ученики в начале работы могут испытывать страх перед трудной деятельностью: «Я боюсь, что у меня ничего не получится. У меня будет плохо».
Необходимо напомнить детям, как красиво и аккуратно они выполнили предыдущее задание.
Г) Разъяснение общественной и личной значимости. Когда школьники осознают, что дело нужное, серьезное, что результат важен, у них в большей степени может проявиться активность, инициатива, настойчивость.
Ученица 7 класса, участвуя в конкурсе, посвященном 65-летию со Дня Победы, вышивала кисет. Работа сложная. Нужно было сшить кисет и вышить гвоздики. Несколько раз она отказывалась, капризничала, но понимая общественную значимость этого подарка для участника войны, снова бралась за работу. Услышав слова благодарности и получив грамоту, спросила: «А когда еще будет конкурс. Я хочу участвовать и буду, только помогите мне».
2. Приемы, способствующие развитию умений преодолевать препятствие в процессе деятельности.
А) Ученики не могут самостоятельно определить, в какой мере возможно выполнение данной работы на уроке (полностью, частично, с успехом, без успеха, неосуществимо).
Как правило, учащиеся не задумываются и о том, имеются ли у них необходимые материалы и оборудование для работы. Они всегда уверены в том, что при малейших затруднениях учитель окажет им помощь. Поэтому, когда дети оказываются в таких условиях, у них появляется равнодушие, безразличие, противодействие. Чтобы этого не получилось, нужно перед тем, как приступить к работе, спросить у детей, успеют ли они справиться с заданием на одном уроке. Если нет, тот какую часть они выполнят на данном уроке. В конце урока необходимо поинтересоваться, оправдались ли их ожидания. Если нет, то с чем это связано: со сложностью работы, плохой организацией деятельности или с недостаточностью приложенных усилий.
Например, при изготовлении мягкой игрушки ученик анализирует образец по вопросам:
Для чего нужна игрушка?
Из скольких деталей состоит?
Как соединяются детали, с помощью какого шва?
Что находиться внутри?
Как правило, у таких детей возникают трудности при анализе, поэтому целесообразно использовать приемы, помогающие учащимся представить себе заранее процесс выполнения работы. Нужно на глазах у детей распороть игрушку, вынуть вату, показать детали, из которых была сшита данная игрушка. Затем снова соединить игрушки, сопровождая каждое действие словесной инструкцией. После этого проводится планирование работы.
Б) Формирование у школьников умения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности.
Использование данного приема предупреждает учащихся о возможных ошибках при изготовлении того или иного изделия. Деятельность не всегда протекает так гладко, как того хотелось бы. Школьники приступают к выполнению задания, даже не подозревая о том, что у них может что-то не получиться. Такая неготовность детей к трудностям, как правило, выбивает их из эмоционального равновесия. В этом случае у них возникает эмоциональный спад. Поэтому необходимо обратить внимание детей на возможные ошибки, продемонстрировать правильный вариант выполнения работы.
Но иногда все-таки непредвиденные трудности приводят к снижению работоспособности, тогда можно использовать такой прием, как временное переключение учащегося на другую работу, которая ему более интересна и лучше получается. Можно, например, предложить ребенку, находящемуся на грани отказа от выполнения деятельность, помочь учителю разрезать ткань и др. Через некоторое время ребенок успокоится и сможет вновь вернуться к прежней работе.
Эти два приема сугубо индивидуальные и должны использоваться в случае крайней необходимости.
Приемы способствующие формированию у школьников положительного отношения к результату деятельности.
А) Организация выставки работ учащихся.
Она проводится либо в конце года, либо по окончании какого-то раздела (тематическая), а также на родительском собрании, на школьной ярмарке. Использование данного приема способствует удовлетворению у школьников потребности в самоутверждении, соревновательной потребности. Поэтому организация выставки так важна для тех учащихся, результат деятельности которых является предметом удовлетворения именно этих потребностей. Дети активно участвую в районных и школьных конкурсах. Так, в районном конкурсе «Арт-деко» в номинации «Новогодний серпантин» приняли участие Аладьина Татьяна, Антонов Кирилл, Краснова Екатерина. Они изготовили мягкие игрушки.
Б) Для учащихся, кто не уверен в своих силах, в успешном выполнении задания, которые боятся допустить ошибку, чрезвычайно важно, чтобы их малейшие успехи и удачи были подмечены учителем.
Этот прием хорош для тех детей, которые долгое время находились в ситуации неуспеха. Успех, отмеченный перед всем классом, усиливает этот эффект. Ребенок чувствует свою значимость, испытывает гордость и прикладывает больше стараний.
Таким образом, все представленные приемы взаимосвязаны. Каждый из них, способствуя развитию того или иного мотивационного фактора учебно-трудовой деятельности, влияет на настроение детей с ограниченными возможностями здоровья и на их деятельность на уроках труда.
Кроме того, изменяется и отношение детей к урокам труда. Ученики очень бережно начинают относиться к своим поделкам и с радостью демонстрируют их учителям, родителям. Показателем того, что в процессе деятельности мотив оказывается сформированным, является желание учащихся заниматься подобной деятельностью вне урока. Об этом свидетельствует тот факт, что ученик Антонов Кирилл, Аладьина Татьяна, обучающиеся на дому, с удовольствием после уроков шьют мягкие игрушки, вышивают.
Таким образом, использование данных приемов способствует формированию мотивов учебно-трудовой деятельности.