kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Представление опыта по теме: ?« Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся? через освоение лоскутной техники на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуаьность опыта.

Одна из традиционных технологий художественной обработки текстиля -  лоскутная пластика. Это один из видов народного творчества близкий по существу к мозаике.

В целом работа с учащимися в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта по теме: ?« Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся? через освоение лоскутной техники на уроках технологии»»

Муниципальное общеобразовательное учереждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Камешково Владимирская область Представление опыта по теме:  « Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся  через освоение лоскутной техники на уроках технологии» Выполнила: учитель технологии 1 категории Преснякова Светлана Викторовна 2011 год

Муниципальное общеобразовательное учереждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Камешково Владимирская область

Представление опыта по теме: « Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся через освоение лоскутной техники на уроках технологии»

Выполнила:

учитель технологии 1 категории

Преснякова Светлана Викторовна

2011 год

содержание

содержание

  • Условия возникновения опыта
  • Актуальность опыта
  • Цель педагогической деятельности
  • Ведущая педагогическая идея
  • Теоретическая база опыта
  • Технология
  • Адресная направленность опыта
  • Результативность
  • Новизна опыта
  • Список литературы
  • Приложение
Условия возникновения опыта. Практика работы в школе выявила противоречия:  между государственным стандартом образования в технологии и запросами современного общества;  между личностно-ориентированной парадигмой образования и унификацией обучения, усреднением программ;  между стремлением интегративности и узкоспециальным подходом в обучении;  между необходимостью сохранения и передачи культурно-исторических традиций и недопониманием значения опыта предков.

Условия возникновения опыта.

Практика работы в школе выявила противоречия:

между государственным стандартом образования в технологии и запросами современного общества;

между личностно-ориентированной парадигмой образования и унификацией обучения, усреднением программ;

между стремлением интегративности и узкоспециальным подходом в обучении;

между необходимостью сохранения и передачи культурно-исторических традиций и недопониманием значения опыта предков.

Актуальность опыта.  Одна из традиционных технологий художественной обработки текстиля - лоскутная пластика. Это один из видов народного творчества близкий по существу к мозаике.

Актуальность опыта.

Одна из традиционных технологий художественной обработки текстиля - лоскутная пластика. Это один из видов народного творчества близкий по существу к мозаике.

В целом работа с учащимися в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

В целом работа с учащимися в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Цель педагогической деятельности. Создание педагогических условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса в процессе освоения лоскутной техники на уроках технологии.

Цель педагогической деятельности.

Создание педагогических условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса в процессе освоения лоскутной техники на уроках технологии.

Ведущая педагогическая идея. К компетентной личности через изучение традиционных приёмов обработки текстиля (лоскутной пластики). «Я слышу – я забываю.  Я вижу – я запоминаю.  Я делаю – я усваиваю.»

Ведущая педагогическая идея.

К компетентной личности через изучение традиционных приёмов обработки текстиля (лоскутной пластики).

«Я слышу – я забываю.

Я вижу – я запоминаю.

Я делаю – я усваиваю.»

Теоретическая база опыта. Содержание опыта строится на следующих принципах:

Теоретическая база опыта.

Содержание опыта строится на следующих принципах:

  • единство идейного содержания и художественной формы;
  • гармоничного и культурного развития личности;
  • идейной общности и взаимосвязи искусств;
  • учета возрастных особенностей;
  • единство содержания образования на разных уровнях с учетом развития и становления личности .
  • Использованы авторские методики Волчек Н.М., Максимовой М.А., Кузиминой М.Ю., Мазурик Т.А.
Технология опыта. РАБОТА С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В ТЕХНИКЕ

Технология опыта.

РАБОТА С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

В ТЕХНИКЕ "ПЭЧВОРК" (ПОЛОСА)

Цель:

ПОКАЗАТЬ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ЗАДАЧИ:

  • СООТНЕСТИ НОРМАТИВНУЮ БАЗУ С РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКОЙ
  • ВЫЯВИТЬ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПОКАЗАТЬ СПЕЦИФИКУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

  • Государственная программа
  • Рабочая программа
  • Методические рекомендации
  • Рабочие (эскизные) тетради

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: - технологические карты

  • образцы изделий
  • раздаточный материал

ОРГАНИЗАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • МОТИВАЦИЯ
  • СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
  • ФОРМА РАБОТЫ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, КОЛЛЕКТИВНАЯ)
  • УПРАВЛЕНИЕ УРОКОМ

1 . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

2. ЗНАНИЯ. УМЕНИЯ. НАВЫКИ.

  • ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
  • ЭСКИЗИРОВАНИЕ
  • МОДЕЛИРОАНИЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ

(МИНИМУМ )

  • РАЗДЕЛ "РАБОТА С БУМАГОЙ" (1-3 КЛАСС)
  • МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
  • МАШИНОВЕДЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ УЧЕНИКА

РЕЗУЛЬТАТ

РЕЗУЛЬТАТ УЧИТЕЛЯ

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Одним из ведущих подходов в данной программе является системно-деятельностная интеграция:

Одним из ведущих подходов в данной программе является системно-деятельностная интеграция:

  • материаловедение (сравнение бумаги и ткани, изучение свойств волокнистых материалов, способы изготовления и отделки ткани и тесьмы)
  • цветоведение (знакомство с колористикой, подбор цветовой палитры в лоскутном изделии)
  • машиноведение
  • эскизирование (художественных образов в рабочую тетрадь), знакомство с традиционными российскими лоскутными узорами.
  • моделирование (преобразование образа в конкретную модель), современные лоскутные тенденции
  • конструирование (изготовление шаблонов и выкроек)
  • графическая грамотность (разметка на ткани и бумаге), особенности раскроя ткани у наших предков.
  • экономические аспекты лоскутной работы (отходы – в дело)
  • технология обработки ткани, приобретение практических навыков
1 этап
  • 1 этап

На основе анализа нормативных документов (образовательный стандарт образовательной области «Технология» и Искусство», примерные программы), а также обобщения и систематизации опыта работы в данном направлении как своего так и коллег была составлена рабочая программа по курсу "Лоскутная пластика».

2 этап выявить особенности организации учебной деятельности 1 уровень– начальный
  • 2 этап

выявить особенности организации учебной деятельности

1 уровень– начальный – это осознание необходимости «хочу» и «здесь». Созданию положительного эмоционального фона помогают:

  • праздничный вид тесьмы
  • знакомая и простая форма деталей (полоса)
  • образцы старших детей и учителя
  • доступность материалов

На 2 уровне развитие интереса идет через формирование убежденности «надо»: узнать (как это делается) суметь (сделать) освоить необходимые ЗУН, чтобы получить результат.  3 уровень . Поддержанию стимула к действию способствуют:

На 2 уровне развитие интереса идет через формирование убежденности «надо»:

  • узнать (как это делается)
  • суметь (сделать) освоить необходимые ЗУН, чтобы получить результат.

3 уровень . Поддержанию стимула к действию способствуют:

  • легкость в исполнении и обработке при кажущейся сложности внешнего вида готового изделия (изделие не надо сметывать, используются быстрые способы раскроя и соединения)
  • быстрота получения результата
Результативность.  новой технологии подтверждается неослабевающим интересом учащихся к проектированию и изготовлению различных лоскутных изделий, участию в выставках и ярмарках. удовлетворением родителей и результатом обучения, и изделием заинтересованностью коллег.

Результативность.

новой технологии подтверждается

  • неослабевающим интересом учащихся к проектированию и изготовлению различных лоскутных изделий, участию в выставках и ярмарках.
  • удовлетворением родителей и результатом обучения, и изделием
  • заинтересованностью коллег.

Мониторинг (сравнительный) обученности и качества знаний

Мониторинг (сравнительный) обученности и качества знаний

Новизна опыта. Результатом систематизации и обобщения опыта работы в данном направлении явилось составление «Методических рекомендаций по проведению занятий по теме «Лоскутная пластика» в 5-7 классах» и разработка рабочей эскизной тетради для детей.

Новизна опыта.

Результатом систематизации и обобщения опыта работы в данном направлении явилось составление «Методических рекомендаций по проведению занятий по теме «Лоскутная пластика» в 5-7 классах» и разработка рабочей эскизной тетради для детей.

Список литературы.  Волчек Н. М. «Лоскутное шитьё» Издательство: Москва 1999 год  Мазурик Т.А. «Лоскутное шитьё от ремесла к искусству» Издательство: Паритет, 2005 г.  Максимова М. А., Кузьмина М. Ю. «Лоскутки» Издательство: Москва, Пресс. 1998 год  Симоненко В. Д. «Технология» 5-8 кл. Издательство: Москва 2001 год  Уцеховская Л. Е. «Лоскутная техника» Издательство: Москва 1989 год  «Школа и производство» № 1, 2001 год

Список литературы.

Волчек Н. М. «Лоскутное шитьё» Издательство: Москва 1999 год

Мазурик Т.А. «Лоскутное шитьё от ремесла к искусству» Издательство: Паритет, 2005 г.

Максимова М. А., Кузьмина М. Ю. «Лоскутки» Издательство: Москва, Пресс. 1998 год

Симоненко В. Д. «Технология» 5-8 кл. Издательство: Москва 2001 год

Уцеховская Л. Е. «Лоскутная техника» Издательство: Москва 1989 год

«Школа и производство» № 1, 2001 год

Приложение.

Приложение.

  • КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ Д П И В 5-7 КЛАССАХ
  • ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ Д П И В 5-7 КЛАССАХ ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ Д П И В 5-7 КЛАССАХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

  • Занятия лоскутной пластикой в общеобразовательной школе могут проводиться в урочное и внеурочное время со школьниками любого возраста.
  • Рассмотрим блок «Лоскутная пластика - работа с полосой». Полоса, а точнее тесьма или лента наиболее подходит для работы с младшими школьниками, т.к. у нее уже обработаны края, она имеет привлекательный внешний вид и доступна по цене.
  • Блок «Лоскутная пластика», рассчитанный на 14 часов в год, предусматривает изучение и освоение нескольких тем и разделов и хорошо вписывается во вторую четверть учебного года. Это обусловлено, во-первых, необходимостью приобретения и закрепления навыков работы на швейной машине, во-вторых, подготовкой к Новому году и, в-третьих, ограниченной часовой нагрузкой 2 четверти.
  • На занятиях лоскутной пластикой у учащихся есть возможность закрепить полученные ранее умения, отработать навыки, подготовиться к выполнению и выполнить практические и творческие задания.
  • Учитывая специфику деятельности ребенка, этапы процесса работы над изделием могут выстраиваться в различном порядке. При выполнении учебных работ на репродуктивном уровне с целью отработки начальных навыков лоскутной работы, этапы выстраиваются в следующей последовательности:
  • - эскизирование, конструирование, моделирование.
  • Когда ученик выходит на уровень самостоятельного творческого проекта последовательность этапов меняется:
  • - эскизирование, моделирование, конструирование.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛ, ТЕМА КЛАСС 5 Цвет в декоративно-прикладных изделиях Основы композиции в ДПИ Элементы материаловедения Элементы машиноведения Технологический процесс 6 - эскизирование 6. Проект 2 2 2 7 - моделирование 1 2 - конструирование 2 4 1 2 3 --- - технология изготовления 4 2 --- 4 4 1 6   СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА Каждое занятие включает в себя теоретическую часть (сообщение исторических, познавательных, занимательных сведений); практическую (показ технических и технологических приемов и способов лоскутного шитья) и выполнения практического (творческого) задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ, ТЕМА

КЛАСС

5

  • Цвет в декоративно-прикладных изделиях
  • Основы композиции в ДПИ
  • Элементы материаловедения
  • Элементы машиноведения
  • Технологический процесс

6

- эскизирование

6. Проект

2

2

2

7

- моделирование

1

2

- конструирование

2

4

1

2

3

---

- технология изготовления

4

2

---

4

4

1

6

 

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

Каждое занятие включает в себя теоретическую часть (сообщение исторических, познавательных, занимательных сведений); практическую (показ технических и технологических приемов и способов лоскутного шитья) и выполнения практического (творческого) задания.

 

5 КЛАСС

  • КОЛОРИСТИКА 2 часа

Содержание:

Сведения о цвете в декоративно-прикладном искусстве

- понятие цветового круга

- теплые и холодные цвета

- родственные и нейтральные цвета

- контраст, его использование в праздничных изделиях

Практическое задание: Рисунок на Новогоднюю тему с осознанным подбором цветов.

  • МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ 2 часа

Содержание:

Сведения о тесьме как текстильном изделии:

- историческая справка

- способы изготовления: традиционные и современные;

- возможности использования;

- свойства (долевое направление, гладкость, синтетическая ткань и ее отличие ото льна и хлопка, нарядность)

Практическое задание: Изготовление звезды путем складывания и переплетения полос.

  • ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ 3 часа

Тема: Машинные швы – стачной, настрочной, вподгибку

- терминология;

- понятие шва;

- отличие машинных швов от ручных.

Практическая работа – Соединение полос (тесьмы) – а) стачным швом, б) настрочным швом.

  • ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ 1 час

Содержание:

ознакомление учащихся с различными композиционными решениями в зависимости от характера и назначения лоскутного изделия.

Форма занятия: экскурсия или работа с литературой.

  ТЕХНОЛОГИЯ изготовления проекта и

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА 6 часов

Эскизирование:

Содержание:

понятие эскиза, разновидности;

отличие от рисунка;

назначение;

способы и правила выполнения.

Практическое задание: Эскиз новогоднего изделия (сапожок, колпачок, салфетка)

Конструирование

Содержание:

понятие о чертеже, схеме, их различия

начальные сведения о линии

размеры, правила измерения

возможности шаблонов, готовых выкроек

Практическое задание: Чертеж, схема изделия (с использованием готовых элементов, шаблонов)

Моделирование

Содержание:

способы изменения чертежа, выкройки

возможности моделирования

Практическое задание: Изменение и оформление выкройки своего изделия 

Технология изготовления

Содержание:

подготовка материалов к работе

организация рабочего места

правила раскладки выкроек

правила раскроя и подготовки деталей к обработке

способы и техники соединения деталей

обработка краев и оформление готового изделия

Творческий проект. Изготовление новогоднего изделия. Предлагаемые варианты: сапожок для подарков, подарочный мешочек (сумочка), салфетка или прихватка, небольшое панно, Элементы одежды и т.п.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Преснякова Светлана Викторовна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства