Подборка заданий для развития языковой личности на уроках технологии 5-8 класс
Подборка заданий для развития языковой личности на уроках технологии 5-8 класс
Чтобы активизировать учебную работу, я использую различные игровые приемы, направленные на расширение лингвистического кругозора обучающихся и развитие их языковой личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий для развития языковой личности на уроках технологии 5-8 класс»
Подборка заданий для развития языковой личности
на уроках «Технологии»
(5-8 классы)
Учитель Дементьева Елена Тимофеевна
МАОУ Гимназия № 49 города Тюмени
При изучении предмета «Технология» обучающиеся 5-8 классов испытывают трудности при усвоении и использовании терминологии при обработке ткани, выполнении ручных и машинных швов, при работе с утюгом, при снятии и правильной записи мерок на типовую фигуру и на себя.
В разделе «Машиноведение» отработки и тренировки требует лексика, связанная с названиями деталей и узлов швейной машины. В процессе поиска и сбора информации при подготовке проекта особое внимание уделяется соединению гуманитарной культуры с культурой технической. Разработка рекламного текста своего продукта, подготовка и представление исторической справки формируют навыки структурирования устного и письменного высказывания. Подготовка презентации и защита проекта стимулируют развитие монологической речи и ораторских способностей.
Чтобы активизировать учебную работу, я использую различные игровые приемы, направленные на расширение лингвистического кругозора обучающихся и развитие их языковой личности.
5 класс
Кроссворд по теме «Обработка ткани»
Использование кроссвордов позволяет оживить традиционную проверку усвоения обучающимися изучаемого материала. В предлагаемых ниже кроссвордах опорные слова взяты в рамки. В зависимости от уровня подготовленности детей такие слова можно для облегчения решения сообщить заранее или этого не делать.
По горизонтали: 1. Порядок изготовления фартука. 18. Процесс построения чертежа и выкройки изделия
По вертикали: 2. Способ окончания строчки для придания ей прочности. 3. Образец, создаваемый художником, модельерами, конструкторами. 4. Копировальные стежки временного назначения. 5. Деталь фартука. 6. Край ткани, срезанный ножницами. 7. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью швейного изделия. 8. Декоративное оформление одежды. 9. Деталь кроя швейного изделия, выполненная из бумаги. 10. Мерка обхвата, делящаяся на два. 11. Электрический прибор для ВТО швейных изделий. 12. Ажурная вязаная тесьма. 13. Фигурная линейка для вычерчивания кривых линий. 14. Инструмент для раскроя ткани. 15. Место соединения одной или нескольких деталей изделия одной строчкой. 16. Соединить детали пояса и юбки фартука строчками постоянного назначения. 17. Ряд повторяющихся машинных стежков на ткани. 19. Соелинить с помощью машинной строчки карман с юбкой передника. 20. Процесс сссоооединения деталей кроя фартука временными стежками. 21. Лента, используемая для декоративной отделки фартука. 22. Настрочная деталь фартука. 23. Нормы соблюдения безопасной работы. 24. Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
ОТВЕТЫ:
По горизонтали: 1. Последовательность.18. Конструирование.
Команды поочередно получают задание в течение 1 минуты отгадать, что лежит в закрытом ящике. Это может быть, например, какая-то деталь швейной машины.
Даются следующие подсказки: она называется также, как одна из деталей велосипеда (педаль); имеет такое же название, что и одно из дополнений к мужской и женской одежде (ремень); одна из частей этой детали называется так же, как предмет зимней спортивной игры (шайба); эта деталь имеет такое же название, что и деталь авторучки (стержень).
Игра «Эрудит»
Обучающимся предлагаются зашифрованные названия различных терминов по швейному делу. Необходимо их расшифровать и объянить значение. В приведенной ниже таблице закодированы слова: шов, стежок, строчка, кромка, основа, уток, изнанка, хлопок, шелк, шерсть, лен, нитка, игла.
Н
И
Т
К
А
Ш
Ь
У
Т
О
К
Е
Х
Л
О
П
О
Л
С
Т
Е
Ж
О
К
Ш
Р
Ш
О
В
Р
Е
О
С
Н
О
О
Р
Ч
К
А
В
М
С
Л
Е
Н
А
К
Т
Ь
И
Г
Л
А
Выберите правильный ответ
Учитель зачитывает вопрос и дает на него три варианта ответов. Вопросы по пройденным темам могут подготовить и сами ученики. Приведем примеры (правильный ответ подчеркнуть):
Пике – это ткань с выпуклым рисунком. Где ее впервые выработали? Ответы: Англия, Франция, Германия.
Как измерялись ткани на Руси? Ответы: локтями (0,5 м), пядями (расстояние между большим и указательным пальцами – 15 см), саженями (1,5 м).
Куда в Древней Руси складывали деньги и мелкие вещи? Ответы: завязывали в платок и носили за пазухой, подвешивали к поясу в специально сшитых мешочках-«калитах», прятали за щеку, как Буратино.
Какой тип мебели на Руси являлся одновременно кроватью, хранилищем для платья, посуды, денег? Ответы: шкаф, сундук, комод.
Когда впервые в России вошла в обиход вилка? Ответы: при Иване Грозном, при Алексее Михайловиче, при Петре I.
Какая посуда использовалась на Руси до Монгольского ига в XIII в.? Ответы: глиняная, стеклянная, деревянная.
Откуда в России впервые появился чай? Ответы: из Индии, из Китая, из Грузии.
Где были изобретены суп, пюре, рулет и фарш? Ответы: Франция, Россия, Италия.
Из какого языка заимствовано слово «кухня»? Ответы: французский, немецкий, русский.
Объясните выражения: умывать руки; положа руку на сердце; волций аппетит, манна небесная; первый блин комом; яык проглотишь; спустя рукава; дорого яич ко Христову дню; не все коту Масленица.
6 класс
По горизонтали: 1. Какая модель юбки дает свободу движения?
По вертикали: 1.Величина дуги окружности, являющейся линией талии. 2. Деталь юбки из бумаги в масштабе 1:1. 3. Увеличение нижней части выкройки юбки. 4. Технологическое изготовление юбки. 5. Деталь клиньевой юбки. 6. Вид юбк по силуэту. 7. Одно из требований, предъявляемых к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. 8. Юбка, выкройка которой строится на основе конуса. 9. Как называется карта по технологической обработке юбки?. 10. Метод, с помощью которого выполняют моделирование изделия. 11. Одна из групп легкой одежды.
По горизонтали: 1. Ручной шов для обработки низа юбки.
По вертикали: 1. Деталь юбки. 2. Мерка с фигуры, необходимая для построения чертежа. 3. Декоративное оформление швейного изделия. 4. Мягкая драпировка на клешевой юбке. 5. Инструмент для проведения прямой линии. 6. Соединение пояса с юбкой машинным швом. 7. Что влияет на выбор ткани? 8. Детали юбки из ткани.
По горизонтали: 1. Вспомогательная ткань для утюжки изделия.
По вертикали: 1. Одна из групп легкой одежды. 2. Что дается на свободное облегание одежды? 3. Как называется сплошная основная линия для обведения чертежа юбки? 4. Требования, предъявляемые к одежде для продления сроков носки. 5. Вид узора на ткани, включающий квадрат, треугольник и т.д. 6. Фурнитура для застежки. 7. Уменьшение объема юбки по линии низа. 8. Тесьма, используемая в застежке юбки. 9. Они могут быть односторонними и двухсторонними. 10. Характерный вид одежды. 11. Что подбирается в соответствии с толщиной ткани и машинной иглы? 12. Соединение переднего и заднего полотнищ юбки машинной строчкой. Деталь швейного изделия, настрачиваемая на другую.
Кринолин – это заключительный танец бала? (Нет, это женская юбка на обручах из проволоки, придающая пышность платью; а заключительный танец бала – котильон).
Помаду первоначально использовали для волос, как пудру? (Да).
Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками внизу? (Да).
Дамы, подавая руку мужчине для поцелуя, обязательно снимали перчатки? (Нет).
Для того, чтобы научиться делать поклоны специально нанимали учителей танцев? (Да).
Тарелки на Руси в XVI веке служили не для еды? (Да, в них бросали кости).
Слово «кухня» в русском языке не упоминалось до конца XVII века, т.к. специального помещения для приготовления пищи не было? (Да, для этого служила русская печь, которая одновременно обогревала дом).
Сырники первоначально готовили из сыра? (Нет, сыром называли в старину творог).
Ложка появилась 2 тыс. лет назад? (Да, Лаврентьевская летопись 966 г. рассказывает, что дружина князя Владимира ела деревянными ложками).
Сбитень – это мед, прокипяченный в воде с различными пряностями (Да).
Вилки в России во времена Петра I использовали для десерта, а остальную пищу ели руками или при помощи ложки? (Да).
Первый блин всегда комом? (Нет, так бывает, когда сковорода недостаточно прогрета или плохо смазана маслом).
Игра «Древние письмена»
Обучающимся предлагается ознакомиться с так называемыми «древними письменами», в которых отсутствуют гласные буквы. Необходимо их определить.
По горизонтали: 1. Один из видов швейного изделия. 2. Подшивочный стежок для обработки низа платья. 3. Требования к одежде, заключающиеся в том, что она должна быть недорогой и доступной. 4. Расчерченная бумага для построения чертежа изделия в масштабе 1:1. 5. Способ посадки изделия по фигуре. 6. Способ прикрепления с изнаночной стороны ткани дополнительного слоя материала с целью уплотнения и продолжения сроков носки. 7. Вид декоративного оформления легкого платья. 8. Обработка срезов горловины и пройм окантовочным швом. 9. Обтачки для обработки горловины, проймы, декольте изделия с целью укрепления срезов. 10. Решение по формуле для построения чертежа на индивидуальную фигуру. 11. Вид плечевого изделия. 12. Силуэт платья, расширенный от линии плеча или проймы. 13. Основные элементы композиции костюма. 14. Способ влажно-тепловой обработки. 15. Недостаток, возникший при проведении примерки. 16. Стиль, мало подверженный капризам моды.
По вертикали: 1. Плечевое изделие. 2. Творческая работа обучающихся под руководством учителя. 3. Предъявляемые к одежде, удлиняющие срок носки требования. 4. Детали изделия, вырезанные по линиям припуска на швы. 5. Требования, предъявляемые к одежде для обеспечения красоты и современности. 6. Мерка объема, делящаяся на два. 7. Построение главных контуров изделия на чертеже. 8. Величина припуска на свободу облегания. 9. Базис, представляющий собой совокупность вертикальных и горизонтальных линий, определяющих общий размер изделия по ширине и длине. 10. Вид застежки. 11. Материалы для уплотнения деталей изделия, могут быть тканые и нетканые, клеевые и неклеевые. 12. Рациональная раскладка выыкроек на ткань при раскрое. 13. Совокупность одежды, обуви, перчаток и предметов костюма. 14. Согласованность и стройность в сочетании модели. 15. Шов, используемый в обработке деталей платья кантом. 16. Способ перемещения нагрудной вытачки. 17. Расстояние от линии талии до низа юбки. 18. Полоски, имеющие с обной или обеих сторон специальное сухое покрытие из клейкой массы, расплавляющейся под действием утюга. 19. Оптическое увеличение или уменьшение модели за счет рисунка или цвета. 20. Деталь переда блузы. 21. Обрабатывается пуговицами, кнопками, крючками, тесьмой «молния». 22. Временные копировальные стежки. 23. Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. 24. Близкие цвета с преобладанием синего оттенка. 25. Отделка нарядного платья. 26. Характерный вид одежды. 27. Плоскостное контурное изображение объемных форм одежды, отражающих ее моду. 28. Стиль, который представляет следующий ассортимент: куртки, блузки, юбки, комбинезоны, джинсовую одежду. 29. Традиция в одежде, хранящаяся народом и переходящая из поколения в поколение. 30 Косые полоски ткани для обработки проймы и горловины плечевого изделия. 31. Стиль в одежде, подчеркивающий женственность. 32. Силуэт «карандаш». 33. Требования, предъявляемые к одежде, обеспечивающиенормальную жизнедеятельность организма 34. Механизм для приведения в действие рабочих органов швейной машины. 35. Фурнитура, используемая для застежки.
При изучении раздела «Аранжировка цветов» обучающимся предлагается творчески переосмыслить информацию о работе с цветочным и растительным материалом (с использованием различных литературных форм: сказка, стихотворение, былина).
Например Филюшина Мария (7 «г» класс) придумала балладу об икебане.
Игра «Колесо истории»
Участники крутят «колесо», вокруг которого расположены вопросы. Остановившаяся стрелка указывает на один из них.
Вопросы:
Легкая обувь без каблуков с ремешками, оплетающими ноги, впервые появившаяся в Древней Греции. Ее можно считать родоначальницей босоножек (сандалии).
Головной убор, имеющий многовековую историю, был моден еще в XV веке; это шапочка которую носили кардиналы, доктора, женщины и мужчины, иногда украшенная перьями и драгоценными камнями (берет).
Необходимая форма обуви, появившаяся в эпоху Ренессанса и дошедшая до наших дней (на платформе).
Почему в 70-х гг. XVIII в. Возникла необходимость в изобретении палочек для чесания в волосах? (Вошли в моду очень высокие прически, а услуги парикмахера стоили так дорого, что их сохраняли нетронутыми как можно дольше к немалому удовольствию вшей).
Объясните, почему в течение всего XIX в. Женская мода была нелепой и к тому же вредной для здоровья? (Тугие корсеты сдавливали внутренние органы).
В 1850 г. с изобретением швейной машины появилась возможность… (массового производства недорогой, но модной одежды).
Объясните, почему в начале нашего столетия (1910 г.) дамам приходилось связывать себе ноги специальными подвязками? (Юбки стали такими узкими, что дамам приходилось связывать себе ного, чтобы ненароком не шагнуть слишком широко и не разорвать шов на платье).
Как называется запатентованная в 1892 г. в Чикаго первая «обувная застежка», призванная заменить шнурки на ботинках? («Молния»)ю
Как называется самая короткая женская юбка? (Мини).
Какой головной убор носят женщины с давних пор до наших дней? (Платок).
Блицтурнир
Обучающиеся делятся на три команды. Учитель задает им по семь вопросов. Для ответа на каждый отводится 1 минута.
1-я команда:
Какая деталь приводит в движение все рабочие органы швейной машины (Главный вал).
В каком положении должна находиться игла при заправке верхней нити? (В крайнем верхнем).
Сметочные стежки временного или постоянного назначения? (Временного).
Как называются нити, идущие поперек кромки? (Уточные).
Для чего даются припуски (На выполнение швов).
2-я команда:
С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине? (Слева, спереди).
В каком положении должна находиться лапка после работы на швейной машине? (Опущена).
К каким швам относится настрочный шов? (К соединительным).
Что образуется по краям ткани в процессе ткачества? (Кромка).
По какой стороне фигуры снимают мерки? (По правой).
Для чего дается прибавка? (На свободу облегания).
От чего зависит выбор ткани на изделие? (От сезонности и назначения).
3-я команда:
На каком ходу должна стоять швейная машина при заправке нити? (На холостом).
В какую сторону надо вращать маховое колесо? (На себя).
Какая мерка определяет размер плечевого изделия? (Обхват груди).
Как называется шов, используемый для сметывания деталей? («Вперед иголку»).
На какой стороне ткани напечатанный рисунок ярче? (На лицевой).
Какие детали кроят первыми: большие или маленькие? (Большие).
Каково название самых необходимых в любой одежде деталей (они бывают накладные, внутренние, прорезные, застегивающиеся на молнии, располагаются чаще всего на брюках, фартуках, юбках)? (Карманы).
класс
Основной формой деятельности на уроках Технологии в 8 классе является работа над проектом.
Проектирование – это уникальный вид прикладной деятельности, позволяющий комплексно развивать логические, лингвистические и практические навыки обучающихся.
Проект: соединяет мысль с действием и действие с мыслью, культуру гуманитарную с культурой технической, труд с творчеством, художественную деятельность с проектированием и конструированием, технологию с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
В процессе выполнения вырабатываются умственные и практические действия:
- планирование конечного результата и представление его в вербальном формате, т.е. без ограничения фантазия;
- конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования (советы, дополнительная информация);
- понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов.
Для достижения этой цели в работе используются кластеры (облако раздумий, звездочка обдумывания, созвездие идей, звездочка мыслей).