Папье-маше "вчера"и "сегодня" исследовательская работа
Папье-маше "вчера"и "сегодня" исследовательская работа
Краткая аннотация
Киселева Даяна Демьяновна
г. Ачинск Красноярского края, учащаяся 6 класса КГБООУ «Ачинская санаторная школы-интерната»
«Папье-маше вчера и сегодня»
руководитель: Устюгова Светлана Ивановна, учитель технологии
Цель научной работы: Исследовать возможности происхождения техники папье-маше , при помощи современных компьютерных средств и литературных источников . Методы проведенных исследований: исследовательский, научный и практический. Основные результаты научного исследования (научные, практические): разработана модель наглядно методического пособия для учащихся 1-2 класса (брошюра) «Чудеса из папье –маше»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Папье-маше "вчера"и "сегодня" исследовательская работа »
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа-интернат»
Папье - маше вчера и сегодня
(исследовательская работа)
Городская научно-практическая конференция
Выполнил:
уч-ся 6 класса КГБООУ «Ачинская санаторная школы-интерната»
Киселева Даяна Демьяновна г. Ачинск Красноярского края, учащаяся 6 класса КГБООУ «Ачинская санаторная школы-интерната» «Папье-маше вчера и сегодня» руководитель: Устюгова Светлана Ивановна, учитель технологии Цель научной работы: Исследовать возможности происхождения техники папье-маше , при помощи современных компьютерных средств и литературных источников . Методы проведенных исследований: исследовательский, научный и практический. Основные результаты научного исследования (научные, практические): разработана модель наглядно методического пособия для учащихся 1-2 класса (брошюра) «Чудеса из папье –маше»
Введение
Когда я была маленькой, моя бабушка подарила мне необычную куклу. Она была старая, кое-где облупилась краска, бока были в мелких трещинках. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность. Моя бабушка рассказывала мне, как эта кукла появилась у нее. Давно, когда бабушка была еще молодой она работала на почте и один раз к ним на почтовое отделение пришел журнал «Сделай сам», там была статья о том, как можно сделать красивую куклу из обычной бумаги «Папье – маше». В то время очень трудно было купить игрушки для своих маленьких детей. И моя бабушка, прочитав статью, попробовала сделать такую куклу из старых газет, она трудилась не один день и вот после всех стараний получилась красивая кукла Мария. Эту куклу она подарила моей маме. Моя мама бережно играла со своей куклой Марией, а бабушка сберегла ее для меня.Очень захотелось узнать побольше об этой игрушке, и зародилась мысль изучить эту технику, поделилась своими мыслями с учительницей технологии и мамой. Они посоветовала мне обратиться к специальной литературе. Из неё я узнала много интересных фактов, о появлении папь-маше в России, кто придумал такую технику работы с бумагой, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем.
Тема моего исследования « Папье-маше вчера и сегодня».
Моя цель-изучение техники папье-маше русской культуре, прошлой и современной.
Для этого мне придется ответить на ряд вопросов:
Что такое папье-маше? Почему оно получило такое название?
Откуда к нам пришла техника папье-маше?
Моя гипотеза состоит в том, что, применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков.
Задачи исследования:
- Привлечь внимание детей и взрослых к изучению истории происхождения техники папье-маше.
- Собрать материал о особенностях возникновения техники папье-маше в разные эпохи.
-Организовать выставку детских работ из папье-маше. Методы и приемы исследования:
1. Исследовательский метод (было прочитано много литературы по технике папье-маше; были изучены статьи и различные материалы по истории возникновения папье-маше).
2. Научный метод (познакомилась с инструментами и приспособлениями для изготовления папье-маше; познакомилась с технологией изготовления папье-маше; изучила основные приемы выполнения папье-маше) . 3. Практический метод (освоила на практике технологию выполнения папье-маше.
И я, автор этой исследовательской, творческой работы, изучив историю папье-маше, решила попробовать создать небольшую коллекцию поделок из папье-маше.
5
Научная статья
Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением ".С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше. Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.
Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке ( Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье - маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.
История папье-маше в России
Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века. В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру. Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки самим материалом от более древних – японских и китайских лаков с основой на дереве. Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100˚С. Потом приделывают крышку и приделывают донышко.
После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, соответственно применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.
Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса. В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.
Сегодня для изготовления изделий типа папье-маше и форм и моделей для них, в принципе, можно использовать синтетические смолы, например эпоксидные, полиэфирные и т.п., но это уже совсем другая тема.
Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.
7
Практическая часть
Выбор и обоснование проблемы.
У вас есть желание сделать ваш дом неповторимым? Я думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа многие скажут , что для этого нужны немалые средства.
Кто – то стремится купить красивую посуду, кто-то новый гарнитур. Иногда сидишь и думаешь: чего –то не хватает в этой комнате. Что бы такое сделать?
И вот ты уже берёшь куски старых газет и делаешь … «вазу»
Рукоделие приветствовалось во все времена. А уж такое, которое почти не требует материальных затрат - и подавно.
Да ещё скоро у мамы день рождения. Я надеюсь, что мой сюрприз её очень обрадует.
Часто осенью мамочка заготавливает цветы, ветки, засушивает их. Природные материалы всегда интересны. Но куда их ставить?
Вот мне и пришло в голову сделать большую напольную вазу в технике папье –маше. Такая ваза не бьётся, она достаточно легка, прочна. А разные сухие букеты будут по разному «оживлять» нашу вазу. И место для неё есть походящее – в углу около маминого кресла.
Такая простая, но определенно очень красивая поделка может стать предметом темы урока в школе, или просто поможет приятно провести время и сделать окружающий интерьер немного праздничнее.
Для этого нам потребуется:
Надуваем воздушный шар, нужного размера, одеваем на его пакет и фиксируем резинкой.
Затем берем старую газету, разрываем или разрезаем на кусочки, смачиваем их в воду, наносим первый слой на поверхность всего шара, второй слой газет смачиваем в растворе клея и наклеиваем их на поверхность шара (повторяем несколько раз слой за слоем).
После этого сушим всю конструкцию, спускаем и достаем шар. В итоге получится объемная заготовка для вазы, у которой сверху и снизу остались круглые отверстия.
Вырезаем из куска картона круг, по размеру нижнего отверстия и приклеиваем его ко дну. После того, как каркас вазы из папье-маше будет готов, еще раз обклеим его поверхность бумагой. Можно текстурированной (фактурной). В чистовую формируем поверхность вазы. По сути, поделка готова. Теперь нам остается украсить ее, а это дело вкуса и наличия материалов. В нашем случае предложен вариант украшения с помощью шнурка, но возможны и другие варианты тесьмы, жгута, камней, ткани, бусины, блестки, шнурки, цепочки и так далее. Просто немного поэкспериментируйте. Да и стиль будет напрямую зависеть от окружающего интерьера. и т.д
8
Заключение
И я, автор этой исследовательской, творческой работы, изучив историю возникновения папье-маше, решила попробовать создать несколько поделок в этой технике. Полученные данные:
Познакомилась с историей возникновения техники папье-маше.
Изучила технологию изготовления напольной вазы и куклы в технике папье-маше.
Сравнила возможности папье-маше «вчера» и «сегодня». Выводы и рекомендации:
Если вас заинтересовала данная техника, то можно отпустить фантазию на волю и приступить к выполнению любой поделки.
Очень красиво и органично смотрится на поделках их папье-маше декупаж и кракелюр. Не мене интересными получаются поделки из папье-маше, точечно расписанные контурами. Ну и конечно не забываем про бисер, паетки, камни и глитер!
Полезна и доступна всем техника папье-маше при подготовке к новогодним праздникам, утренникам, карнавальным вечеринкам, костюмированным представлениям и т.д. Разная бутафория, а также карнавальные маски удобно, дешево и легко делаются из бумаги в технике папье-маше.