Организация научно - исследовательской работы учащихся
слайд 1 - Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.
слайд 2 - Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся, и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы.
слайд 3 - При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому мне хотелось бы предостеречь учителей хотя бы от некоторых ошибок и поделиться своим опытом. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя. В любом случае руководитель — это лицо компетентное в данной проблеме.
Чаще всего исследовательская деятельность начинается не на уроке, а на элективном курсе, в кружках, где собираются заинтересованные в углубленном изучении технологии учащиеся.
слайд 4 - При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать, что выбор темы исследования, ее формулировка и содержание должны предполагать:
интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,
предметно-объективный принцип исследования,
практическую значимость результатов проекта.
слайд 5 - Любое исследование включает в себя следующие этапы и их содержание на слайде показаны этапы работы.
Подготовительный этап:
- формулировка темы и её осмысление;
- установление мотивации к действию:
- выявление объекта и предмета исследования;
- формулировка гипотезы исследования;
Этап планирования:
- определение направлений работы для реализации исследовательской задачи;
- составление программы исследования;
- определение источников информации и способов её сбора;
- определение способов представления результатов
- определение методов исследования;
Этап исследования (экспериментальный):
- предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
Результативно- аналитический этап:
- анализ собранной информации;
- формулирование выводов;
Отчётно-презентационный этап:
- выполнение отчёта;
- презентация результатов проекта.
В школьной исследовательской деятельности роль научного руководителя должна представлять собой именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися.
слайд 6 - Остановимся подробнее на каждом из этапов выполнения исследовательской работы. На слайде показан план исследовательской работы.
слайд 7 - Введение исследовательской работы
В этой главе необходимо сжато представить основные идеи исследовательской работы, а именно обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется), определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) работы.
слайд 8 - Обоснование актуальности исследования
При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.
Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.
на слайде 9 - Примеры обоснования актуальности темы исследования:
слайд 10 - Объект и предмет исследования
После актуальности проблемы исследования записывают объект и предмет исследования. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
А название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
на слайде 11 - Примеры объекта и предмета исследования:
слайд 12 - Цель исследовательской работы
Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
Цель описывается учащимся простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы:
1. Выберите одно из слов типа:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, обосновать, обобщить, описать, узнать.
2. Добавьте название объекта исследования
на слайде 13 - Примеры формулировок цели исследовательской работы:
слайд 14 - Задачи исследовательской работы
После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» Задачи записываются сразу после цели.
Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться.
на слайде 15 - Примеры задач исследовательской работы:
слайд 16 - Гипотеза исследования
на слайде 17 - Пример гипотезы исследовательской работы:
слайд 18 - Методы исследования
Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.
слайд 19 - Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня:
С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
на слайде 20 - Примеры записи методов исследования
слайд 21 - Научная новизна исследования
слайд 22 - Теоретическая значимость работы
Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Обычно описание теоретической значимости исследовательской работы можно начать так: "Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для...".
Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе.
Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.
на слайде 23 – Примеры теоретической значимости работы
слайд 24 - Практическая значимость работы
Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, зачем делалась эта работа?
Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".
Желательно, прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе. Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, поспособствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.
Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".
на слайде 25 - Примеры практической значимости работы
слайд 26 - Историческая справка по проблеме исследовательской работы
слайд 27 - Основная часть исследовательской работы включает в себя:
слайд 28 - Заключение
слайд 29 - Список литературы исследовательской работы
По правилам Список использованной литературы принято помещать после заключения и располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
Список литературы помещается на отдельном листе. В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой.
слайд 30 - Приложения исследовательской работы
Завершают работу учащегося Приложения исследовательской работы.
В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.
Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы.
В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название.
При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений.
В приложениях работы размещают:
Приложения исследовательской работы располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
на слайдах 31, 32, 33 - Примеры оформления приложения к исследовательской работе.
Исследовательская деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы исследования, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы нашего города.
Памятка
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.