Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Фитодизайн"
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Фитодизайн"
Основная идея программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Фитодизайн" »
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 42
«Согласовано»
На методсовете
Протокол №_______от__________20____г.
Утверждаю:
Директор МОСШ № 42
_________Г.А.Гасымова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
«Фитодизайн»
Срок реализации 3 года
Программа рассчитана на детей 12-15 лет
Составитель:
Чванова Елена Аркадьевна
учитель технологии
Нижневартовск – 2012
Пояснительная записка
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.
Основная идея программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе.
Цель программы – сформировать у воспитанников стойкий интерес к художественно-прикладной деятельности и раскрыть их творческий потенциал, побуждая использовать в создании флористических композиций собственные оригинальные идеи.
Задачи программы
1. Обучающие:
освоение учащимися специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии, фитодизайна, значения распространенных художественных понятий и терминов;
приобретение прикладных знаний, а также умений и навыков, необходимых для творческого процесса.
2. Воспитывающие:
расширение представлений учащихся об окружающем мире;
формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам русской народной культуры;
формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;
воспитание бережного отношения к природе.
3. Развивающие:
формирование у воспитанника способности к самореализации;
стимулирование его творческой и познавательной активности;
развитие творческого мышления и творческих способностей учащегося, его фантазии, воображения и изобретательности;
выработка у ребенка умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Занятия в группах 1, 2 и 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Возраст обучающихся 12 - 15 лет.
В группах 1-го года обучения – 15 человек.
В группах 2-го и 3-го годов обучения – 12 человек.
Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей.
Формирование групп происходит в соответствии с уровнем первоначальных умений и навыков работы с растительными материалами, а также знаний по цветоведению и построению композиций.
В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в группы 1-го, 2-го и 3-го годов обучения. Для вновь набранных детей подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.
Открытие групп 2-го и 3-го годов обучения производится при наличии не менее 10 человек в каждой.
Обучение детей осуществляется в разновозрастных группах.
Творческое сотрудничество в разновозрастных группах позволяет развиваться всем воспитанникам, от среднего возраста до старших, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других. Такая форма работы предполагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности и самоконтроля со стороны старших детей. Возникающая в результате в коллективе атмосфера психологического комфорта, неформального общения и свободной самореализации наиболее благоприятствует развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания и появлению дружеских связей.
Программой предусмотрено также совместное обучение детей 1-го, 2-го и 3-го годов обучения в одной группе, если группы не могут быть укомплектованы полностью. Методика преподавания в подобной группе дифференцирована. Теоретические сведения по теме и инструктаж по выполнению задания даются поочередно группе каждого уровня; практическую работу дети выполняют самостоятельно, используя специальную литературу с описанием технологии изготовления изделия и дидактический материал.
При выполнении практической работы занятия проходят в форме консультаций ребят с педагогом и обучающихся друг с другом.
Объединение детей в такую разноуровневую учебную группу позволяет выполнять коллективные работы, являющиеся одним из методов реализации цели программы.
Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях и сочетание различных форм работы (экскурсий, посещения музеев, театров; конкурсов, викторин, игр и др.).
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет делать занятия разнообразными, эмоционально и информационно насыщенными.
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, в организации и проведении которых принимают участие сами воспитанники. Это способствует развитию у них инициативы, формирует чувство ответственности, создает коллектив единомышленников.
Формирование условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и направленность на раскрытие его творческого потенциала повышает познавательную и творческую мотивацию личности.
Ожидаемые результаты
После освоения программы воспитанники должны
знать:
историю возникновения фитодизайна как искусства;
основные древние и современные школы аранжировки, стили, виды, формы композиции;
виды используемых в аранжировке растений;
основные понятия, художественные термины, применяемые флористами;
основы композиции и цветоведения.
уметь:
работать с инструментами и материалами;
собирать, заготавливать и использовать растения;
создавать флористические работы в различной технике;
вносить в композиции элементы собственных творческих находок.
обладать:
устойчивым интересом к данному виду деятельности, умениями и навыками для его реализации;
высоким уровнем познавательной активности и стремлением к творческому самовыражению;
развитыми художественными способностями;
высоким уровнем общей культуры;
бережным и ответственным отношением к природе.
Отслеживание результатов образовательной деятельности
Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам:
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение навыками, предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
зачет;
выставка.
Методы проверки:
наблюдение;
анкетирование;
тестирование;
опрос.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
личностный рост; развитие общительности, работоспособности;
формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
при оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодие), учитывается его участие в выставках, конкурсах, фестивалях прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий;
средний;
низкий.
Сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.
Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг, проводимый совместно с психологами по следующим направлениям: профессиональная направленность личности, стиль взаимодействия, мотивационная направленность.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Тема
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
Вводные занятия.
2
2
-
Техника безопасности.
2
2
-
Материалы и оборудование.
8
4
4
Аппликация из хлопка и пуха.
22
2
20
Европейская аранжировка.
54
6
48
Флористический коллаж.
18
2
16
Плоскостная картина.
10
2
8
Восточная аранжировка.
8
2
6
Основы искусства «бонсай».
-
-
-
Образовательно-досуговая деятельность.
20
-
20
Итого:
144
22
122
Учебно-тематический план 2 года обучения
Тема
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
Вводные занятия.
2
2
-
Техника безопасности.
2
2
-
Материалы и оборудование.
6
3
3
Аппликация из хлопка и пуха.
10
2
8
Европейская аранжировка.
44
7
37
Флористический коллаж.
27
6
21
Плоскостная картина.
9
3
6
Восточная аранжировка.
14
4
10
Основы искусства «бонсай».
12
3
9
Образовательно-досуговая деятельность.
18
-
18
Итого:
144
32
94
Учебно-тематический план 3 года обучения
Тема
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
Вводные занятия.
2
1
1
Техника безопасности.
2
2
-
Материалы и оборудование.
6
3
3
Аппликация из хлопка и пуха.
-
-
-
Европейская аранжировка.
54
6
48
Флористический коллаж.
30
4
26
Плоскостная картина.
-
-
-
Восточная аранжировка.
18
4
14
Основы искусства «бонсай».
12
3
9
Образовательно-досуговая деятельность.
20
-
20
Итого:
144
23
121
Содержание программы
1-й год обучения
1. Вводное занятие:
знакомство с детьми и их семьями;
правила поведения;
знакомство с предметом, цели и задачи;
расписание занятий.
2. Техника безопасности труда.
Рабочее место до и после работы; правила поведения во время занятий. Инструменты и материалы. Освоение безопасных приемов и способов обращения с ними.
3. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном:
Способы крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки;
Техника наложения стежков из хлопка на бархатную бумагу.
Способы наложения хлопка пинцетом и пальцами.
Перевод рисунка на бархатную бумагу с помощью мела, копировальной бумаги. Изготовление жгутиков, крошки.
Изготовление аппликации. Оформление работы.
5. Европейская аранжировка.
История возникновения.
Основные понятия – стиль (форма), уравновешенность, текстура, фон, ди намизм (ритм), цвет (цветовой круг, цветовые сочетания), соотношение между элементами (масштаб), симметрия, асимметрия, стилизация.
Изготовление фона картины, подбор растений, создание орнамента.
Освоение навыков наклеивания плосковысушенных лепестков и листьев на основу.
Использование рам со стеклом.
Оформление работы.
8. Восточная аранжировка.
История возникновения икебаны. Ее основные школы в порядке возникновения – Икенобо, Охара, Согецу.
Характеристика линейного стиля в аранжировке, его основное отличие от других стилей.
Стили икебаны: морибана, нагеирэ, сека, рикка.
Стиль морибана – композиции в низких и плоских вазах.
Философский символ – Небо – Человек - Земля.
Использование кензана, флористической губки.
Основные учебные формы: вертикальная, наклонная.
Построение несложной композиции с учетом правильного цветового решения, композиционного равновесия. Выстраивание силуэта японской аранжировки Син – Соэ - Хикаэ – Небо – Человек - Земля.
Беседа о философическом значении икебаны в современной жизни Японии.
2-й год обучения
1. Вводное занятие.
Требования к правилам поведения.
Ознакомление с содержанием программы. Цели и задачи.
Расписание занятий.
2. Техника безопасности труда.
Организация рабочего места. Правила поведения во время работы.
Инструменты и материалы.
Приемы работы с колющими и режущими инструментами, пистолетом- склейкой.
3. Материалы и оборудование.
Способы крепления растительного материала в сосудах.
Оформление предметов быта: косметичка, сумочка, шляпка и др.
Беседа о профессии «дизайнер-флорист». Оформление интерьеров природным материалом. Задача: создать образ и вдохнуть в него жизнь с помощью флористических композиций.
Повторение: история и философия икебаны, основные школы, стили, формы.
Линейный стиль в аранжировке.
Стили: морибана – композиции в низких вазах; нагеирэ – композиции в высоких вазах.
10 ключей построения линейных композиций – стиль морибана.
Букет в высокой вазе – стиль нагеирэ.
Смешанный стиль: морибана+нагеирэ.
Другие стили: укибана, моримоно, сикибана.
10. Школа Охара – ландшафтно-пейзажная.
Понятие ландшафта.
Создание ланшафта: основной задачей является создание на ограниченном пространстве (подносе) кусочка природы с использованием мха, земли, воды, растений, коряг, камней, растений.
Приемы: кулисность, ярусность, перспективность.
11. Основы искусства «бонсай».
Знакомство с историей древнего восточного искусства. Символика.
Классификация растений в зависимости от высоты ствола: мини-бонсаи (до 15 см), классический тип (до 60 см), большие бонсаи (до 120 см).
Стили бонсай в зависимости от формы ствола: вертикальный, наклонный, каскадный.
Создание деревца бонсай в вертикальном (прямом), наклонном (искривленном) и каскадном (свисающем) стилях.
3-й год обучения
1. Вводное занятие:
Правила поведения.
Ознакомление с содержанием программы. Цели и задачи.
Расписание занятий.
2. Техника безопасности труда.
Организация рабочего места.
Правила поведения во время работы.
Инструменты и материалы.
Приемы работы с различными инструментами.
3. Материалы и оборудование.
Крепление растительного материала.
Инструменты флориста, лаки, краски.
Сосуды, подставки, аксессуары, растительный материал, материалы нерастительного происхождения.
4. Европейская аранжировка.
Из истории: цветы от античности до Ренессанса. Мера красоты и гармонии. Символика цветов.
Флористика Средневековья: венки, гирлянды, ковры из цветов.
Флористика Ренесссанса. Расцвет и возрождение. Цветочные портреты.
Группа флористического материала: линейный (узкие линии, широкие линии), тонко разветвленный (мхи, лишайники, корешки, водоросли), полупрозрачный (скелетированные листья, кружева и др.), плоские прессованные листья и цветы, точечный (семена, мелкие цветочки).
Этапы получения активного фона. Спрей-техника.
Освоение приемов нанесения красок на стекло, создание цветового отпечатка на бумаге, расположение природного материала в зависимости от вида коллажа по группам: основная, противоположная, соседняя.
Правило золотого сечения – соотношения массы, воздуха, пространства.
Перетекание цветового фона в цвет материала.
Изготовление паспарту, оформление работы.
6. Восточная аранжировка.
Стили и формы.
Стили Сека и Рикка. Особенности стилей. Символическое значение веток в композиции стиля Рикка – «маленький сад внутри дома», миниатюрный ландшафт, олицетворяющий красоту японского пейзажа.
Основа композиции в стиле Сека – 3 главные ветки, короткие веточки, выходящие из единого ствола и 1-2 цветка.
Составление композиций в стилях Сека и Рикка.
Ландшафтная композиция на подносе: фрагмент уголка сада, опушки леса, берега пруда и др.
7. Основы искусства «бонсай».
Символика. Классификация.
Стили основные (прямой, наклонный, каскад) и производные: полукаскадный , «дерево с обнаженными корнями», «дерево, сметенное ветром», «дерево на скале», «метла», «узор», «ползучий лес» и др.
Создание деревца бонсай в одном-двух производных стилях.
8. Образовательно - досуговая деятельность.
Участие в культурно-досуговых мероприятиях, посещение выставочных залов, музеев, проведение экскурсий на природе, вечеров отдыха и др.
Условия реализации программы
Оборудование:
Учебный стол – 8 шт. на 16 мест.
Рабочий стол – 1.
Рабочий стол педагога – 1.
Стулья –18.
Шкафы для хранения материалов.
Полки для выставочных работ.
Подвесное оборудование для хранения сухих растений.
Доска школьная.
Инструменты и приспособления:
пистолет-склейка;
ножницы;
шила;
пинцеты;
бокорезы;
секатор;
пассатижи;
проволока;
тейп-лента;
нож;
керзан (наколка);
кисточки;
сосуды разные, подносы;
подставки;
флористическая губка;
держатели.
Материалы:
бумага гофрированная;
бумага цветная;
картон;
картон цветной;
хлопок, шарики косметические;
клей ПВА;
клей силиконовый;
калька;
краски акварельные;
гуашь;
краски аэрозольные;
искусственный снег-спрей;
лаки;
мел школьный;
карандаши цветные;
рамы разных размеров;
ленты, тесьма;
елочные украшения;
пластилин;
сухоцветы;
свечи;
крупы разные;
семена, орехи, шишки и другой растительный материал.
Литература
1. Бонсай в вашем доме. – М., 1994.
2. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994.
3. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Фирма «Т-Око», 1992.
Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988.
Монсеррат Омс-и-Вальдеорила Сухие цветы. 100 идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-Пресс, 1997.
Наумова И., Осипова Н. Цветов таинственная сила. – М.: Панорама, 1993.
Немченко Э.П. Многолетние цветы в саду. – М.: ЗАО Фитон+, 1999.
Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. – М.: Олма-Пресс, 2001.
Пронников В. Икэбана или вселенная, запечатленная в цветке. – М.: Наука, 1985.
Хен Р. Азбука цветов. – Берлин, 1979
Хессайон Д.Г. Об оранжировке цветов. – М.: Кладезь-Букс, 1999.