Обобщение педагогического опыта. Формирование учебной мотивизации обучающихся.
Обобщение педагогического опыта. Формирование учебной мотивизации обучающихся.
Технология - это предмет учебной программы. Но до сих пор многие считают это чем-то необязательным в учебной деятельности школы. Перед учителем технологии, в частности, обслуживающего труда, стоит задача: так организовать работу, чтобы у детей не только появилось желание заниматься этим предметом, но и стремление даже такие "скучные" проектные уроки вызывали заинтересованность. Поэтому, учитель должен обыгрывать ту сторону занятий, что безусловно зависит него. И не всегда, это опыт, чаще желание самого учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта. Формирование учебной мотивизации обучающихся.»
Государственное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47
г. Владикавказа РСО-Алания
Обобщение опыта
Формирование учебной мотивизации обучающихся
учитель технологии Туркина А. В.
Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, её организованность и устойчивость. Интересы, намерения, цели и задачи выполняют направляющую роль в системе мотивационных факторов. Особое значение здесь играет интерес. При совпадении интересов обучающихся и учителя результаты бывают очень высоки. Интерес к учебному предмету, более конкретно – к кулинарии служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса к обучению, у детей происходит усиленное развитие познавательных функций и жизненно важных умений. А так как процесс обучения это взаимосвязь обучающий - обучающийся (учитель – ученик), то у учителя возникают новые мотивы исследовательской деятельности. Известнейший французский психолог Жан Пиаже назвал «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У обучающегося, при возникновении интереса к изучаемой теме, возникает желание более глубокого её изучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие познавательных интересов должны и быть составлены учебные программы по предметам. Решению этой задачи помогают тщательное и чёткое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, в том числе и нетрадиционные, тщательно продуманные методы и приёмы подачи материала. При этом необходимо, чтобы методы и приёмы были разнообразны и не вызывали у детей привыкания к определённой форме занятия, т. к. это зачастую бывает очень скучно. Но при этом следует учесть, что и чрез мерное увлечение нетрадиционными формами проведения занятий может привести к непредвиденным результатам: нетрадиционные формы проведения занятий требуют усиленной подготовки не только учителя, но и обучающихся, что ведёт к их умственной и физической перегрузке. Учитель, для воспитания интереса к своему предмету, должен уметь обыгрывать и неудачи, которые зачастую возникают у детей. Это можно рассмотреть на примере проведения занятий по кулинарии по теме: «Заготовка продуктов впрок». Это не секрет для взрослого человека, занимающегося заготовками из овощей для личного пользования, что иногда в силу тех или иных причин у консервов домашнего приготовления, происходит вздувание консервной крышки или же консервы «взрываются» - крышка самопроизвольно открывается. Вот такие случаи и рассматриваются на последующих занятиях, выясняются причины, вызвавшие такое явление.
Оценивая результаты, учитель сравнивает достижения одних учащихся с достижениями других. Основанием такого сравнения служат определённые нормативные документы. Опытный учитель обязательно будет учитывать и личные достижения своих учеников, т. к. без этого оценка выполненной учеником работы будет довольно субъективной. Психологически это оправдано.
В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивные навыки общения в школьной среде, а так же с учителем. Отрицательные отношения порождают тревожность: беспокойство, страх, опасение, боязнь и т. д. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и укрепляется в раннем детстве в семье. Личностная тревожность оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека – его характера.
К внутренним мотивам учебной деятельности, а она всегда полимотивирована, можно отнести сам процесс учения, возможность общения, похвала. В мотивационном развития учащихся следует учитывать зону ближайшего развития.
Педагогические факторы, влияющие на формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
Содержание учебного материала.
Организация учебной деятельности.
Стиль педагогической деятельности учителя.
Коллективные, групповые формы учебной деятельности.
Оценка учебной деятельности ученика в безличной форме, в сравнительной динамике.
Возникновение мотивации. На данном этапе необходимо: - зафиксировать у обучающихся мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой);
- вызвать у учащихся мотивы относительной неудовлетворённости. (Но мы не усвоили ещё одну важную
сторону этой темы);
- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам пригодиться в одной из жизненных ситуациях).
Подкрепление и усиление возникшей мотивации. На этом
этапе используется чередование различных видов деятельности,
материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворённость и неудовлетворённость результатом деятельности. Активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
Мотивация завершения. Необходимо, чтобы каждый обчающийся вышел из деятельности с позитивным личным опытом. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих обучающихся, сочетая её с дифференцированной оценкой самого учителя.
Для эффективной работы учителю необходимы определённые личностные качества. Они могут быть врождёнными или приобретёнными (выработанными) самим человеком:
Стремление к максимальной гибкости
Способность к переживанию, сочувствию (эмпатия)
Умение придать личностную окраску преподаванию
Владением стилем доверительного (неформального) общения с учащимися
Эмоциональная уравновешенность и уверенность в себе
Развитие мотивации учения это большая работа, которую выполняют учитель и ученик в тесной взаимосвязи. Если работа выполняется успешно – это достижение тандема «учитель – обучающийся».