kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы учителя технологии первой квалификационной категории МАОУ СОШ №2 Гоф Татьяны Юрьевны «Здоровьесберегающая среда на уроках технологии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие  для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло  число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения: Доля здоровых детей неуклонно уменьшается, особенно эта неблагоприятная тенденция характерна для детей школьного возраста. "Школьный фактор" - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя технологии первой квалификационной категории МАОУ СОШ №2 Гоф Татьяны Юрьевны «Здоровьесберегающая среда на уроках технологии». »

Обобщение опыта работы учителя технологии первой квалификационной категории МАОУ СОШ №2 Гоф Татьяны Юрьевны

«Здоровьесберегающая среда на уроках технологии».



Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения: Доля здоровых детей неуклонно уменьшается, особенно эта неблагоприятная тенденция характерна для детей школьного возраста. "Школьный фактор" - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности для преподавателей этого предмета.

На уроках прежде всего создаю условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаю физиологические основы учебно-воспитательного режима:

- время трудоспособности, утомляемости учащихся;

- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

-физкультминутки.

2.Произвожу гигиеническую оценку условий и технологий обучения:

-воздушно-тепловой режим;

-световой режим;

-режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формирую здоровый образ жизни.

На уроках провожу мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), для глаз. Создана папка комплексов физкультминуток. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Активно использую на своих уроках физкультминутки из интернета, постоянно их меняя. Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток:

 
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность; 
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. 
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.  

-   Активное поведение учащихся на физминутке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений

-На уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. 

Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.

В кабинете технологии воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное освещение, оформлен уголок здоровья, стенд по правилам техники безопасности.

В течении всего урока обращаю внимание на посадку учащихся за столом, за швейной машиной и при различных видах рукоделия. Число видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты) и частота их чередования. Лучший вид отдыха – смена деятельности. Норма 4-7 видов за урок по — 7-10 минут. Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут.

Применяю на уроке:

-методы свободного выбора : свободная беседа, выбор способа действий, свобода творчества;

- активные методы - ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар;

- методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, воображения, самооценки.

Преподавание предмета технологии и трудового обучения позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.

При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

При изучении тем по материаловедению и раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека.

В результате изучения такого раздела как «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, прихожей, детской комнате, о роли и влиянии освещения на эмоциональное состояние человека.

Особое место на уроках технологии занимают такие разделы как «Гигиена, косметика» и «Уход за одеждой и обувью». Школьники получают знания по гигиеническим требованиям и правилам ухода за кожей, волосами, ногтями, знакомятся с приёмами хранения одежды и обуви, учатся подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями, что, несомненно, влияет на ведение учащимися здорового образа жизни.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, более эмоциональную.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

- улыбок,

- уместных остроумных шуток,

- использования поговорок,

- афоризмов с комментариями,

- музыкальных минуток и т.д.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

- учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

- учитель мог прокомментировать задание на дом,

- попрощаться со школьниками.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гоф Татьяна Юрьевна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства