«Новый учитель в новой школе будет учить по-новому» подготовлено по материалам программы курсов 3 (базового) уровня NIS. ( Назарбаев Интеллектуальные школы)
«Новый учитель в новой школе будет учить по-новому» подготовлено по материалам программы курсов 3 (базового) уровня NIS. ( Назарбаев Интеллектуальные школы)
С самого начала своей педагогической деятельности, помимо традиционных методов обучения я старалась использовать что-то новое, не стандартное. В 2013 закончила 3 базовый уровень курсов NIS. Базовый материал, на основе которого проходило обучение, дифференцировано в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике внесло изменения в мою педагогическую деятельность. Мы учимся постоянно и должны у учащихся формировать стремление к самосовершенствованию. Общество всегда предъявляло, и думаю, будет предъявлять учителю самые высокие требования. Мне хотелось бы с вами поделиться своими знаниями полученными на этих курсах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Новый учитель в новой школе будет учить по-новому» подготовлено по материалам программы курсов 3 (базового) уровня NIS. ( Назарбаев Интеллектуальные школы) »
«Новый учитель в новой школе будет учить по-новому» подготовлено по материалам программы курсов 3 (базового) уровня NIS. ( Назарбаев Интеллектуальные школы)
Содержание Программы курсов третьего базового уровня АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», по которой я обучалась на курсах, представлено в виде семи отдельных модулей, которые интегрируются в процессе преподавания и обучения. Естественно, что данная Программа предусматривает разнообразнейшие методики и стратегии проведения уроков. В данной статье мне хотелось бы проанализировать свой урок в 7 классе, в котором я проводила занятия по использованию ключевых идей Программы во время практики в школе. Урок является главным элементом в учебном процессе. Данный урок был разработан мной с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы и в соответствии с психолого-педагогической характеристикой аутентичного класса. 7»В» - класс с выше средней мотивацией и хорошей успеваемостью. Есть учащиеся, которые не используют свой потенциал, не работают в полную силу, кроме этого ученицы считают класс не дружным, они группируются на маленькие группы. Мне хотелось видеть в них сплоченный коллектив. Поэтому моей задачей было сплотить класс, создать комфортную обстановку для обучения, от которой зависит успех урока. Работая в группах развивать коммуникативные качества учеников, чувство ответственности за результат своего труда и группы, уметь взаимообучаться, оценивать себя и других для обучения, изучая химические волокна. Данный урок является первым из серии четырех последовательных уроков.
Тема:«Химические волокна»
При разработке урока я поставила цель:
Расширить знания о волокнах.
Познакомить учащихся с видами химических волокон, их классификацией, их свойствами, способом их получения. применять в окружающем мире.
Учащиеся с 5 класса уже знают, что волокна бывают растительного и животного происхождения. Теперь осталось изучить химические волокна, их производство, виды и свойства. Материал достаточно сложный, так как они в процессе изучения встречаются с новыми словами, связанными с предметом химия, а этот предмет они начинают изучать в 8 классе. На уроке я использовала в основном модуль «Критическое мышление». Структура каждого урока, согласно теории критического мышления включает 3 стадии – вызов, осмысление, рефлексия.
Свой урок я начала с того, что улыбнулась детям, тем самым эмоционально настроив их на урок. Это способствовало созданию коллаборативной среды. В глазах детей я увидела блеск и желание работать. Увидев, что парты стоят по - другому (я заранее переставила парты), сразу стали просить можно я сяду с тем-то в группе ( видимо они знакомы с тем, что при такой расстановке парт предстоит групповая работа). Но я им сказала, что не будем торопиться, возможно, то как мы сейчас разделимся вам понравится больше. В их глазах было видно «Что же будет дальше? В начале урока я все таки разрешила им сесть как хотят они.
На стадии вызова я применила технологию критического мышления «Мозговой штурм» с целью определить у учащихся сформированность уже имеющихся знаний по теме в 5-6 классе, это я определила с помощью вопросов на разный уровень мышления.
1. Вы любите красиво одеваться?
2. Как вы считаете с чего начинается создание одежды?
3. Чем вы обычно руководствуете при покупке ткани?
Ответы учащихся:
Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком- нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.
Понадобилась вещь определенного назначения, например, зимняя юбка, и для этого нужно подобрать ткань соответствующего качества.
Очень важно из какой ткани изготовлено изделие.
На данном этапе я использовала модуль «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в обучении», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями», «Управление и лидерство в обучении», «Оценивание для обучения и оценивание обучения». В оценивании использовала формативное оценивание, раздала разноцветные карточки: зеленый- 5, желтый-4, красный-3. Также на этапе вызова был проведен блиц-опрос. Новая тема сложная и мне нужно было увидеть как ученики знают и понимают материал с 5-6 класса. Ученикам было дано задание: закончите предложения:
-Хлопок и лен относятся к волокнам …
-К волокнам животного происхождения относятся…
Так на этапе вызова мной была определена «зона актуального развития».
На этапе осмысления нужно было выявить «зону ближайшего развития». По Выготскому –« это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития» («Руководство для учителя» с. 133). И помочь преодолеть это расстояние можно с помощью учителя или с учеником, имеющим более высокие способности. Думаю моя прямая помощь- это научить детей учиться для развития саморегуляции. И в этом мне помогла таксономия Блума, которую я применила на этом уроке. Строя урок по модулю критического мышления и применив стратегию критического мышления, я проследила поэтапное развитие каждой девочки. Мозговой штурм - позволил на первом этапе урока определить первичные знания девочек по теме урока: повторение материла с 5, 6 класса- в 5, 6 классе они изучали волокна растительного и животного происхождения- они знают какие волокна бывают, понимают из чего получают эти волокна, где используют ткани из этих волокон -первый, второй, третий уровни таксономии Блума. Мои ученики на данном этапе работы были активны , им было интересно показать свои знания своим одноклассникам и узнать, что знают другие девочки по изученной теме.
Далее после того как ученики подошли к новой теме «Химические волокна» была предложена работа с учебником в парах - девочки знакомились с новой для них информацией (знакомство с текстом – «Чтение с пометками», последовательное заполнение таблицы «Знал, узнал, хочу узнать»). Здесь основная моя задача была - не мешать девочкам самостоятельно работать с учебником и добывать знания, потому что те знания, которые добывают они сами, без моей помощи, наиболее ценны и важны для них самих. Я предоставила полное право учащимся самим найти ответы на поставленные вопросы. Здесь прослеживаются четвертый, пятый уровни таксономии Блума. На данном этапе работы некоторые столкнулись с трудностями – было сложно соотносить полученную информацию учебника в таблицу. Им в данной ситуации помогала работа в парах (взаимообучение) – здесь девочки смогли проявить саморегуляцию, то есть наметили как выполнить шестой уровень таксономии Блума- через взаимообучение взаимооценку. Что было приятно видеть – дискомфорта девочки не ощущали, они понимали, что сейчас помогут им, а позже они помогут своим одноклассникам. Здесь увидев взаимодействие ученик – ученик я увидела свой результат – создание коллаборативной среды, без чего нет обучения. На этом этапе урока я применила формативное оценивание при котором оценивались первичные знания учащихся
Для дальнейшей работы провела смену состава групп.
Смена состава никого не огорчила. На этом уроке я наблюдала за 3-мя ученицами. Даша- с высоким уровнем успеваемости проявляла себя очень активно, приводила аргументы и доводы. Катя- со средней успеваемостью, использовала свои знания о волокнах, но при ответе не добавляла свои комментарии. Баянель , которая всегда молчала на уроках стала активно отвечать на поставленные вопросы. Я видела, как раскрываются дети, взаимодействуя друг с другом: у одних открылись лидерские качества, другие, которых я считала молчаливыми – заговорили, а третьи вообще оказались ораторами. Важно было то, что моя роль, как учителя отошла на второй план. Я просто наблюдала за детьми и их действиями, по их просьбе оказывала им помощь, корректировала их результат.
Я, так же как и они чувствовала себя одной из учениц. Я видела, как учатся дети общаться друг с другом, учатся вести диалог и аргументировать свою точку зрения, выслушать собеседника и ощущать радость от того, что каждый вносит свою лепту в общую работу. Я поняла важность диалогового обучения, развитие речедеятельности учащихся, важность применения групповой работы.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует и развивает познавательный интерес к изучению предоставленного материала. Практически на всех уроках я применяла данный модуль обучения. С помощью ноутбука показывала учащимся презентации. Изучая модуль использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании, я знала, что все учащиеся могут свободно пользоваться интернетом. Одной ученице – Берекет кызы Томирис (ученик А) было дано опережающее задание на следующий урок попробовать опираясь на знания, полученные с учебника составить кластер «Виды химических волокон». Думаю, что она справится с заданием. Вообще хочу отметить эту девочку. Я обратила на нее свое внимание еще в 5 классе. Я всегда удивлялась как работает этот ребенок, учитывая что она левша. Какие работы выдает этот ребенок. Теоретические уроки ей всегда тоже даются легко, в силу хорошей памяти, мышления. Дав ей индивидуальное задание, я всегда относила ее к сильному ученику, теперь я точно знаю что она ученик А. Так я попробовала применить модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников». Убеждаюсь, что некоторые элементы я применяла в своей работе, но не углублялась в их суть.
Этой работе предшествовала работа с учебником - работа в парах по самоизучению учебного материла.
Проводим взаимопроверку. Такая форма работы дает сразу возможность проработать ошибки и обговорить правильные ответы. На этом этапе идет и формативное оценивание во время взаимопроверки.
После работы с учебником было дано задание, опираясь на знания полученные после работы с учебником составить кластер «Производство химических волокон».
Каждая группа выходит к доске и защищает свои кластеры. Во время защиты каждому хотелось принять участие в защите. Лидер кахдой группы обобщает всю информацию, делает заключения. Работы получились очень полезные, красивые. Наблюдаемые ученики участвуют в защите кластеров, даже Баянель высказала свою точку зрения. Итог работы был проверен по критериям, которые были выработаны учениками (модуль Оценивание для обучения и оценивание обучения).
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» позволил мне задуматься над тем, что каждый ребенок индивидуален, и определенный этап его жизни сопровождается своими особенностями и характеристиками, поэтому необходимо при нашей работе учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. Планируя и проводя первый урок старалась использовать основные закономерности возрастного развития учеников мне надо было, максимально использовав реальные возможности учеников, так построить свой урок , чтобы с одной стороны достичь наибольшего эффекта в усвоении учащимися программного материала, а с другой стороны облегчить адаптацию молодого организма к изменяющимся условиям обучения. Все этапы и задания урока были продуманы и проведены согласно этим возрастным особенностям учащихся.
Модуль «Управление и лидерство» основывается на убеждении, что устойчивое изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. (Руководство для учителя, стр. 118) Лидерство на моих уроках прослеживается при групповой работе: в каждой группе выявились лидеры, которые могли не только саморегулироваться, но и управлять группой. Чаще всего это были учащиеся с высокой мотивацией. Я считаю, что выявление лидеров в группе, является положительным моментом групповой работы, т.к.они являются координаторами работы внутри группы.
Чтобы проверить как усвоили материал, учащиеся повторно возвращаются к первому заданию. Где отвечают на вопросы «Хочу узнать» и заполняют третий столбик таблицы. Это задание позволило мне как учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. И каждый ученик, проанализировав урок, нашел в нем – что он знал, что узнал и что хотел бы узнать.
На стадии рефлексия учащиеся устно заканчивают предложения:
-Сегодня на уроке я впервые узнала (сделала открытие для себя)…
-Я думаю, что…»
-Для меня этот учебный материал важен, потому что…
На этой стадии также был заполнен «Экран дискуссионной активности». Каждая группа объяснила как заполняется, я подкорректировала, что все это должно быть объективно, честно.
Подводя итоги хотелось отметить, что на уроках в ходе реализации семи модулей Программы мои ученики учились:
-работать в группе и в парах;
-самостоятельно добывать знания через работу с учебником:
-критически мыслить, доказывать и аргументировать свою точку зрения:
-составлять критерии оценивания, самооценивать себя и взаимооценивать работу друг друга:
-собирать и систематизировать, анализировать информацию.
Были, конечно и трудности, анализируя которые пришла к выводу:
-при смене состава групп нужно было четко регламентировать время перемещения;
- при создании кластера «Производство химических волокон» тоже протянули время ( долго оформляли , разрисовывали, красили-просили подождать);
-не были продуманы дифференцированные задания для обучения талантливых и одаренных;
-разрабатывать объективные критерии оценивания.
Ну, наверное все гладко не бывает! Теперь я знаю, что каждый минус или недочет на уроке будет целью моих следующих уроков. В общем цель урока была достигнута. Я добилась, чтобы каждый ученик смог себя проявить в том деле , который у него получается больше. А главное, они смогли стать командой! И достигли поставленной цели в начале урока - закрепили навыки и осознали для чего это им нужно.
«Новый учитель в новой школе будет учить по-новому» подготовлено по материалам программы курсов 3 (базового) уровня NIS
Рефлексивный отчет об использовании модуля «Обучение критическому мышлению» в серии последовательных уроков.
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы
выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
Чем способ для преподавания удобнее для учителя, тем
он неудобнее для учеников. Только тот образ препода-
вания верен, которым довольны ученики».
Л.Н.Толстой.
«Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителя» (Руководство для учителя).
Критическое мышление рассматривается на протяжении всей Программы двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны, и Программа направлена на развитие обоих процессов. Критическое мышление по отношению к учащимся понимается, как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки новых подходов.
Раньше в своей педагогической практике технологию критического мышления я применяла на своих уроках на 1ой стадии урока – активизация знаний учащихся - дети уже начинают критически мыслить. Перечитывая модуль Обучение критическому мышлению из Руководства для учителя, изучая технологию критического мышления из интернет - ресурсов я пришла к выводу, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как он включает в себя и обучение через диалог, и оценивание учащихся для обучения, и обучение талантливых и одаренных, и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Теперь эффективность применения его в школе стала для меня важным моментом. На уроках теперь я увидела, что ученики готовы к переменам в обучении. Они с интересом принимают участие в разных видах работ, которые предполагают критически мыслить. Я убедилась в положительной результативности применения этого модуля.
В основе технологии формирования критического мышления лежат идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. В процессе работы учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению. «В рамках данного модуля мы также коснемся социоконструктивистских походов в обучении, предложенных в модуле I, эффективного оценивания для развития обучения (модуль 3), дифференцированного подхода в преподавании и обучении учеников различных возрастных категорий (модули 5 и 6)». (Руководство для учителя с.154).
Для своей практики для проведения серии последовательных уроков я выбрала учащихся 7»В»класса. Для дальнейшей работы провела смену состава групп. Теперь дети сидели в группах по принципу - кто вытянул какую геометрическую фигуру. Я видела, как раскрываются дети, взаимодействуя друг с другом: у одних открылись лидерские качества, другие, которых я считала молчаливыми – заговорили, а третьи вообще оказались ораторами. Важно было то, что моя роль, как учителя отошла на второй план. Я просто наблюдала за детьми и их действиями, по их просьбе оказывала им помощь, корректировала их результат.
Стратегию критического мышления я применила, когда мне нужно было определить у учащихся сформированность уже имеющихся знаний по теме в 5-6 классе. И в этом мне помогла таксономия Блума, которую я применила на своих уроках. На 1 ом уроке строя урок по модулю критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия) и применив технологию критического мышления, я проследила поэтапное развитие каждой девочки. Мозговой штурм - позволил на первом этапе урока определить первичные знания девочек по теме урока: повторение материла с 5, 6 класса- в 5, 6 классе они изучали волокна растительного и животного происхождения- они знают какие волокна бывают, понимают из чего получают эти волокна, где используют ткани из этих волокон -первый, второй, третий уровни таксономии Блума. Мои ученики на данном этапе работы были активны, им было интересно показать свои знания своим одноклассникам и узнать, что знают другие девочки по изученной теме.
Далее после того как ученики подошли к новой теме «Химические волокна» была предложена работа с учебником в парах - девочки знакомились с новой для них информацией (знакомство с текстом – «Чтение с пометками», последовательное заполнение таблицы «Знал, узнал, хочу узнать»). Здесь основная моя задача была - не мешать девочкам самостоятельно работать с учебником и добывать знания, потому что те знания, которые добывают они сами, без моей помощи, наиболее ценны и важны для них самих. Здесь прослеживаются четвертый и пятый уровни таксономии Блума. На данном этапе работы некоторые столкнулись с трудностями – было сложно соотносить полученную информацию учебника в таблицу. Им в данной ситуации помогала работа в парах (взаимообучение) – здесь девочки смогли проявить саморегуляцию, то есть подошли к шестому уровню таксономии Блума- через взаимообучение , взаимооценку. Что было приятно видеть – дискомфорта девочки не ощущали, они понимали, что сейчас помогут им, а позже они помогут своим одноклассникам. Здесь увидев взаимодействие ученик – ученик я увидела свой результат – создание коллаборативной среды, без чего нет обучения. Для них это новый вид работы. Групповую работу я охотно использовала на своих уроках, так как именно эта форма работы значительно повысила уровень мотивации детей. Это был первый урок из серии запланированных, где я увидела, что у девочек уже имеются небольшие навыки наблюдения и умения делать выводы, что является признаками критического мышления.
На втором уроке одной ученице (ученик А) было дано опережающее задание - попробовать опираясь на знания, полученные с учебника составить кластер «Виды химических волокон». С заданием она справилась. После проверки домашнего задания была проведена актуализация знаний с помощью вопросов : Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани?
Далее даю задание- работа в парах по самостоятельному изучению лекционного материала о свойствах химических волокон - работа с учебником. После работы с учебником было дано задание, опираясь на знания полученные после работы с учебником составить кластер «Свойства химических волокон»
1 группа – положительные и отрицательные свойства синтетических волокон;
2 группа – положительные и отрицательные свойства искусственных волокон.
Работа по составлению кластера вызвала большой интерес и в тоже время какое-то замешательство, потому что с таким видом работы они еще не сталкивались. Однако все группы достаточно быстро сориентировались и показали первичные навыки критического мышления. Девочки работали увлеченно. Во время защиты каждому хотелось принять участие в защите. Итог работы был проверен по критериям, которые были выработаны. Из Руководства для учителя (с.155-157) известно, что исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления. На всех уроках я старалась применить в работе вопросы высокого порядка для анализа текста. На разных этапах урока для внедрения диалогового обучения и критического мышления я применила в начале урока вопросы от простого к сложному, чтобы постепенно довести учащихся до высокого уровня мышления. Задавала такие вопросы, отвечая на которые ученики были вовлечены в учебный процесс. На разных этапах урока было предложено ответить на такие вопросы:
-почему нельзя нижнюю нить на швейной машине заправлять как верхнюю прямо с катушки?
- как образуется шов?
- без какого устройства не будет работать электрическая швейная машина?
- зачем на швейной машине нужны разные виды швов?
Имея навыки критического мышления ученицы охотно отвечали на эти вопросы. В дальнейшей работе мне нужно это использовать и развивать.
Важной составляющей частью обучения направленного на развитие высокого уровня мышления, является диалог. Л. Выготский считает речь «главным инструментом обучения. Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог». Л. Выготский утверждает,что когнетивное развитие становится более эффективным в период когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития». Диалог по праву занимает центральное место на уроке, способствует интеллектуальному развитию учеников и приносит практические результаты в обучении.
В современном, быстро развивающем мире моим выпускницам нужно быть развитыми, самостоятельными, умеющим применить свои знания в повседневной жизни ( я всегда напоминаю девочкам, что мой предмет их готовит к жизни – если вы купили брюки и вам они длинные вы всегда можете подшить их сами, к примеру говорю я). Они должны быть уверенными и умеющими критически мыслить. А для того, чтобы развивать критическое мышление им нужно создать соответствующую ситуацию. И идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить и через вопросы, которые они составят и зададут друг к другу будут развивать высокий уровень мышления. Ученицы чувствуют себя комфортно, они могут делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть. Им такая работа очень нравиться. А так как они ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока .
Самой интересной и результативной формой работы при использовании диалога, является исследовательская беседа. Я использовала такую беседу при работе в парах на четвертом уроке практики. В ходе уроков при работе в парах я не вовлекалась в процесс обсуждения, а лишь только наблюдала и консультировала, решая спорные вопросы. Девочки в рефлексии отметили, что им даже удобнее отвечать или задавать вопросы в ходе беседы именно в паре ,где они чувствуют себя свободнее и их вовлечение в процесс обучения больше. Если при групповой работе они могли не принимать участия в работе, что не способствует побуждению к мышлению, то работа в паре предполагает обязательное участие каждого. Во время беседы в парах я заметила, что девочки с хорошим уровнем мышления в начале беседы не могли сразу задавать придумывая свои вопросы, а пользовались вопросами в конце параграфа или примерными вопросами, которые я им давала. В процессе обсуждения некоторые девочки с невысоким уровнем мышлением обратили внимание на то, что их мнение и их идея не остается без внимания, но все равно они не решились сразу активно вступать в беседу.
Проведя серию уроков на практике я пришла к следующему выводу, что критическое мышление будет развиваться у учащихся только в том случае, если использовать различные стратегии на каждом уроке.
Беседа в паре, это один из способов, где ученик может раскрыть себя, принимать правильные решения. В период практики применяя парную работу старалась использовать различные приёмы критического мышления: простые вопросы, направленные на запоминание конкретных правил (Правила ТБ, уход за одеждой из синтетических и искусственных волокон – 1,2 урок) и сложные вопросы, направленные на анализ, синтез (4,5 уровни таксономии Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений -Чем отличается стачной шов взаутюжку и стачной шов в разутюжку?- 3 урок. Вообще, для меня критическое мышление не новое понятие, но как мне кажется я ему не уделяла должного внимания, используя приемы по его развитию только на первом этапе урока – актуализация знаний учащихся. Критическое мышление – это самооценивающее мышление. Для себя выделила формативное оценивание на уроке, используя его как обратную связь между учителем и учеником, это позволило мне определить: как идет ученицами усвоение нового материала и на каком этапе обучения находятся они. Также стала применять самооценку, взаимооценку, критериальное оценивание, где критерии вырабатывали сами ученицы. Создавая критерии, ученицы вырабатывали правила работы в группах, что тоже оказалось не маловажно. Создавая эти правила и критерии ученицы старались выполнять работу в соответствии с этими критериями. Я заметила, что им этот вид оценивания нравится, так как в выработке критериев они сами участвовали.(«Голос ученика»). Некоторые девочки отнеслись серьезно и объективно давали оценку, точно обосновывая(аргументация): почему, какие недочеты, где был неправильный результат. При оценивании результата работы в группах они конкретно могли сказать, кто из учениц не участвовал в обсуждении,что показывало их уровень критичности.
Для себя я отметила важность проведения рефлексии, как обязательной составляющей современного урока, так называемый, самоанализ деятельности ученика, позволяющий ему оценить свою работу, и наметить коррекцию своих дальнейших действий.
С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем преодолеть. В применение на своих уроках технологии критического мышления я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.
Проведя серию уроков я пришла к такому выводу, что ученицы класса, где были проведены серии уроков только на стадии формирования развития критического мышления, и при этом данное мышление развиваются у всех учащихся по разному. Так же могу сделать вывод о том, что мыслительная деятельность и постановка речи в этом классе находиться не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. Несмотря на возникшие проблемы при работе именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой к началу обучения тому, как учиться.
Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции. Важным аспектом при любом подходе к обучению, и в обучении критически мыслить особенно, является учет учителем тех знаний, с которыми ученик пришел на урок – учет зоны ближайшего развития. В классах обучаются дети с разным уровнем мотивации, дети с разным уровнем мышления, дети, которые по разному воспринимают информацию и, поэтому моей задачей становится развивать навыки мыслить критически. И для реализации на своих уроках я буду использовать задания с учетом разного уровня мышления и возрастных особенностей. И самое главное – критически должна мыслить я сама, а развитие моего критического мышления позволит мне применять новые методы и подходы в обучении, поможет критически оценивать практику своей работы. Ведь говорят, что невозможно дать другим то, чего у тебя нет. Теперь применив критическое мышление на 4-х последовательных уроках увидела, что польза и преимущество этой технологии очевидны и не вызывают сомнений. Я думаю, что курсы помогли мне овладеть этой технологией, которая поможет мне создать на уроках атмосферу сотрудничества и будет способствовать развитию самостоятельности учеников в процессе обучения.