Некоторые аспекты терапевтической дидактики на уроках технологии.
Некоторые аспекты терапевтической дидактики на уроках технологии.
Терапевтическая дидактика состоит из трех компонентов, или аспектов; они взаимосвязаны.
Первый компонент – психолого-методический; суть его в том, чтобы создать для каждого ученика условия, максимально благоприятные для его учебной реализации, проявления успешности в освоении школьных предметов, учебных дисциплин. Для этого я учитываю в процессе преподавания затруднения в освоении предмета и индивидуальные особенности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Некоторые аспекты терапевтической дидактики на уроках технологии. »
Некоторые аспекты терапевтической дидактики на уроках технологии.
Терапевтическая дидактика состоит из трех компонентов, или аспектов; они взаимосвязаны.
Первый компонент – психолого-методический; суть его в том, чтобы создать для каждого ученика условия, максимально благоприятные для его учебной реализации, проявления успешности в освоении школьных предметов, учебных дисциплин. Для этого я учитываю в процессе преподавания затруднения в освоении предмета и индивидуальные особенности учащихся.
Таким образом, я обучение строю на основе продуктивных именно для данного учащегося методах, формах, приемах, способах деятельности. Я помогаю ученику осознать применяемые им, стратегии, опираться на свои способности. Например, моделировать изделие в соответствии с выбранным эскизом, при поузловой обработке швейного изделия обязательно предлагается алгоритм или технологическая карта, при поузловой обработке швейного изделия обязательно предлагается образец изделия, который можно потрогать руками, посмотреть в изделии как этот швейный узел выполнен.
Для реализации психолого-методического компонента я стараюсь выявить основные индивидуальные особенности каждого ученика, его социометрический статус в коллективе и взаимоотношения с одноклассниками, затруднения и успехи в освоении учебного предмета. Это позволяет установить эффективные формы организации учебно-познавательной деятельности, оптимально скомплектовать пары и группы, объединив учащихся, которые могут продуктивно работать вместе и помогать друг другу, способствовать взаимному развитию и поддержке. Парные и групповые формы организации способствуют развитию коммуникативных компетенций учащихся, в иной терминологии – коммуникативных УУД. Парные формы работы применяю на итоговых уроках творческих проектов. Учащиеся составляют оценочные карты и сначала у себя, а потом у одноклассницы оценивают работу по перечисленным критериям. Малыми группами работаем при раскладке выкройки на ткани: группы по 3-4 человека проводят раскладку выкройки на ткани, по заранее изученной техкарте . Затем каждая группа обосновывает свою раскладку. И если одна из групп сделала ошибку при раскладке, то эта группа исправляет ошибку. Групповые формы работы используем при проведении кулинарных работ. Весь класс делится на три группы. Группа со всеми затруднениями справляется самостоятельно, помогая друг другу. Но и успех в освоении темы получает вся группа. Таким образом учащиеся осознают и развивают свои познавательные и регулятивные УУД. Повышение самооценки детей в результате их учебной успешности обеспечивает развитие личностных УУД.
Второй компонент – содержательно-педагогический – определяется использованием психологических возможностей преподавания гуманитарных дисциплин, которые позволяют обратиться к актуальному для детей данного возраста материалу, к социально или психологически значимым для них проблемам.
. По сути имеется в виду психологическая коррекция, которая осуществляется в классе, на уроке, а не в кабинете психолога. Эффективность такой коррекции объясняется психологической защищенностью, обеспеченной тем, что 1) дети не считают себя субъектами психологического воздействия, так как беседа ведется со всеми и я не указываю, чьи проблемы обсуждаются, кому адресованы вопросы и высказывания; 2) проводится коллективная работа с детьми примерно одного возраста, имеющими близкие проблемы, и класс фактически выступает как некая тренинговая группа;
Третья составляющая ТД – коммуникативный компонент. Сущность его в создании психологического комфорта, который обеспечивается не только уважительным, но и бережным отношением педагога к учащимся, установкой на создание ситуации успеха для каждого ученика, взаимным уважением учащихся друг к другу. Позитивное мое программирование проявляется в положительном подкреплении каждого успеха ученика, в акценте на том, что у него получается. Например, при оценивании обработки срезов швейного изделия, если обработан не срез, а строчка выполнена рядом, я говорю, что сложно прокладывать строчку строго по срезу, хотя функциональное назначение она несет, а эстетическую направленность будем добиваться практикой. Такой оценкой я показала ошибку учащейся и в то же время показала к чему надо стремиться.
Чтобы учащиеся были готовы обсуждать собственные проблемы, делиться друг с другом и учителем своими мыслями и переживаниями, требуется взаимное доверие, ведь без честных, открытых отношений в коллективе невозможно касаться значимых для детей вопросов, волнующие проблем; психологически безопасные отношения необходимы, чтобы ученики разного уровня развития, разных склонностей и способностей были успешны
Проектирование и конструирование социальной среды, формирование у учащихся готовности к саморазвитию связаны с содержательно-педагогическим компонентом ТД; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей и стимуляция активной учебно-познавательной деятельности учеников обеспечиваются психолого-методическим компонентом ТД.