kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические основы проведения кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан в помощь учителю при проведении занятий по декоративно-прикладному искусству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы проведения кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.»

Методические основы

проведения кружковых занятий по

декоративно-прикладному искусству.




АВТОР:

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

МАОУ «СОШ № 15 г. Челябинска»

ШУМОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА.




На занятиях по декоративно-прикладному искусству используются общедидактические методы обучения – словесные, наглядные, практические.

Словесным методом руководитель кружка может начать новую тему, например «Основы вышивки». Для активизации познавательной деятельности учащихся его целесообразно сопровождать демонстрацией диапозитивов с изображением вышитых изделий: салфеток, рушников, сувениров и т.д. Наряду с этим рекомендуется демонстрация диафильмов, посвящённых истории возникновения народной вышивки и её развития в стране, подчёркивая её местные особенности.


Значительно оживляет ход занятий и активизирует внимание учащихся беседа. При этом перед кружковцами следует ставить вопросы, требующие сравнения и анализа, например они могут сопоставить и проанализировать старинную и современную вышивку.


Словесные методы должны сочетаться с практическими. Примером такого сочетания является инструктаж. Во время вводного инструктажа руководитель знакомит учащихся с необходимыми инструментами и приспособлениями. Для этого надо подготовить соответствующий учебный плакат с их названиями и характеристиками.

При отработке навыков выполнения различных швов следует уделить внимание использованию напёрстка. Отработку навыка работы с напёрстком рекомендуется проводить в течении одного-двух занятий, а затем необходимо следить, чтобы при выполнении вышивки все учащиеся работали с напёрстком.

Чтобы научить детей правильно выполнять приёмы работы, целесообразно применять фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность выполнения технических приёмов. Для этого лучше всего использовать большие пяльца, крупную игу с толстой, яркой ниткой, а приёмы показывать в замедленном темпе. Как правило, большинство учащихся при фронтальном показе операций всё кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями и допускают ошибки. Если одни и те же ошибки допускают многие ученики, следует прервать работу, провести текущий инструктаж для всей группы. Ошибки отдельных учащихся преодолеваются с помощью индивидуального инструктажа. Благодаря такой методике дети усваивают правильные действия, предупреждается формирование ошибочных навыков.

В процессе занятия необходимо опираться на инструкционные карты или учебные таблицы, которые содержат необходимые технические требования.

Например:

  1. Длина стежка шва при вышивании зависит от вида ткани, характера рисунка и вида вышивки, но не должна превышать 1 см;

  2. Толщина рабочей нити должна соответствовать толщине ткани;

  3. Конец нити закрепляют на изнаночной стороне вышивки, пропуская его несколько раз под уже выполненными стежками;

  4. При допущенной ошибке часть стежков разрезают ножницами и удаляют иглой;

  5. Правильность выполнения вышивки крестом проверяется выполнением с лицевой стороны стежков с наклоном в одну, а затем в другую сторону. На изнаночной стороне должны образовываться параллельные вертикальные или горизонтальные стежки.

Для лучшего усвоения учащимися приёмов выполнения вышивальных швов можно оформить и использовать стенд с инструкционно-технологическими картами или красочно выполненными учебными плакатами по каждому виду шва.



При объяснении техники выполнения того или иного шва удобно пользоваться его графическим изображением, раскрывающим его последовательность каждого элемента. Схема шва изображается на доске, а учащиеся повторяют необходимые построения в своих тетрадях. Так, при вышивке крестом рекомендуется стрелкой показать направление выполнение шва. Если он выполняется в два приёма, то над стрелкой сверху ставят единицу, а над второй – двойку. Шов, проходящий по лицевой стороне ткани, показывают прямой линией, а по изнаночной – пунктирной.

Чтобы проверить, как учащиеся усвоили составление и чтение схем различных швов вышивки или вязания, можно предложить им упражнения на зарисовку различных групп швов или чтения схем вязания на спицах, крючком.

Для успешного выполнения по схеме образца вязания не достаточно знать условные обозначения петель и иметь достаточно развитое пространственное воображение, важно еще уметь читать эту схему в определенной последовательности, знать способы вязания изделий по прямой, по кругу и т.д. Например:

  1. Определить форму вязания (по прямой, по кругу);

  2. Найти направление вязания;

  3. Определить начальные этапы вязания;

  4. Сосчитать количество рядов;

  5. Определить повторяющиеся элементы в ряду;

  6. Проанализировать условные обозначения и места перехода к следующему ряду;

  7. Уметь увидеть рисунок в схеме вязания.

Эффективность обучения чтению схем вязания значительно повышается при применении индивидуальных заданий. схемы в таких заданиях должны быть однотипными, сходными по рисунку и форме.

После разбора последовательности выполнения швов по схеме (или схем образцов вязания) учащиеся могут приступить к выполнению практической работы. Она должна включать в себя подготовку рисунка для вышивки, подбор материалов и инструментов. Необходимо научить детей различным способам переноса рисунка на ткань. При вышивке крупного орнамента можно разделить его на фрагменты и вышивать их по частям. Тогда учащимся легче будет проследить правильность наложения стежков, а на изнаночной стороне будет меньше длинных протяжек ниток при переходе от одного раппорта к другому.

Для отработки техники вышивания нужны многократные упражнения, поэтому необходимо часто разъяснять, а потом напоминать, какой должна быть посадка при вышивании, каково положение правой и левой руки, какие движения и в какой последовательности выполняются пальцами с напёрстком и без него.

Позднее, по мере наращивания умелости, повышаются требования не только к точности движений, но и к скорости их выполнения. Давая задания учащимся необходимо указать, за какое время оно должно быть выполнено. Нормирование мобилизует детей, заставляет их ценить каждую минуту.

Успех в формировании трудовых умений и навыков зависит не только от числа повторений действия, но и от соответствующего подбора упражнений с постепенным переходом от более лёгких к более сложным. При этом предыдущие упражнения должны подготавливать к выполнению последующих, а те, в свою очередь, закреплять и совершенствовать предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.

По мере накопления практических работ, необходимо устраивать их коллективную оценку. Итоги работы лучше всего подводить на каждом занятии в виде заключительного инструктажа. При этом следует сначала отметить достоинства учащихся, а затем – допущенные ими недостатки. Результатом работы кружка может стать выставка работ учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шумова Светлана Юрьевна

Дата: 10.05.2023

Номер свидетельства: 631069


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства