kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии»»

МОУ СОШ № 15














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Психолого-педагогические проблемы

по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии

швейного производства.»


Учитель технологии Шумова С.Ю.














Челябинск, 2005-2006 уч.год


Введение. Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии.

Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.

Цель исследования – выявить эффективность проблемного обучения на творческих способностях учащихся.

Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения.

Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, развитие нового отношения учащихся к выбранной профессии.

Гипотеза исследования состоит в следующем: используя данный активный метод обучения, исследователь (преподаватель) может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у учащихся творческие способности, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры технического творчества и технического творчества учащихся;

- определить роль и место сбора научно-технической информации в структуре технического творчества учащихся;

- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся на уроках технологии;

- экспериментально проверить возможность развития технического творчества учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

История исследуемой проблемы.

Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества, технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.

Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием «техническое решение».

Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ, устройство, вещество, применение технического решения по другому назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами (операции), чередование операций, технические параметры, сопутствующие выполнению операций. Признаками устройства являются узлы и детали, их взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец, признаком применения по другому назначению является удовлетворение определённой потребности с помощью известного способа, устройства или вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой потребности.

Итак, техническое творчество – это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью.

Техническое решение, обладающее мировой новизной и общественной значимостью, есть изобретение (используемые для определения изобретения в нормативных документах термины «наличие существенных отличий» или «неочевидность», а также «наличие положительного эффекта» мы включаем в понятия «объективная новизна» и «общественная значимость»). Поэтому понятие «изобретательство» правомерно использовать как эквивалентное понятию «техническое творчество». Являясь одним из видов творчества, техническое творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь, с научным и художественным. Например, результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы художественно-конструкторские решения внешнего вида известных технических решении, что сейчас принято называть дизайном. Как элементы одной системы, все виды творчества во взаимосвязи и взаимодействии развиваются и подчиняются основным законам диалектики. Понятно поэтому, что, имея общие черты с другими видами творчества, каждый вид в отдельности как самостоятельный процесс имеет свои, присущие только ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур творческого процесса.

Уже в первых исследованиях начала XX в. (Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, Д. Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу процесса технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса овладения изобретательством. Схемы технического творчества Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, опубликованные соответственно в 1901г. и 1910г., отражают сходство взглядов этих исследователей на структуру процесса изобретательства. Главное место в изобретательской деятельности они отводят интуиции, бессознательному мыслительному процессу, который заканчивается вдохновением, проблеском идеи и её уяснением изобретателем. Таким образом, идея нового технического решения – это нечто, прошедшее первичный период развития вне мысленного контроля и превратившееся затем в факт сознания. Завершение осознанного развития идеи, её ремесленная стадия, по мнению этих авторов, могут быть вынесены за рамки творчества.


Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования.

Психологический аспект проблемы развития изобретательства.

В рассмотренных схемах недостаточно учитывается психологический аспект технической творческой деятельности, который особенно необходим при оценке возможностей педагогических подходов к использованию той или иной структуры в процессе технического творчества учащихся. Перспективной в этом отношении является схема, предложенная Э.Ф. Зеером.

Автор схемы основывает решение вопросов психологической структуры и содержания творческой деятельности на общепсихологической теории деятельности, разработанной Л.Н, Леонтьевым и его учениками. Процесс технической творческой деятельности в соответствии с этой схемой начинается с усмотрения несовершенства производства, проявляющегося в виде технических противоречий. Это усмотрение обусловливается следующей цепочкой взаимосвязанных причин: в результате соответствующего обучения и воспитания в семье, школе, занятий в кружках технического творчества у человека формируется потребность в творческой деятельности; потребность в творческой деятельности вызывает у субъекта состояние особой активности, выражающееся в анализе реальной производственной ситуации к оценке её завершённости, совершенства; возникает смысловая установка в виде готовности субъекта к изменению ситуации, её совершенствованию в условиях неопределённости ситуации, когда субъект ещё не установил, что именно совершенствовать, в чем выражается техническое несовершенство.

Установление технического противоречия (или несовершенства) означает встречу потребности в технической творческой деятельности и с предметом деятельности, в результате чего разрешение найденного технического противоречия становится мотивом деятельности субъекта, собственно технической твор­ческой деятельностью. Осознав техническое противоречие, субъект на основе имеющейся у него смысловой установки формулирует цель - устранить это противоречие. Таким образом, разрешение технического противоречия превращается для субъекта в мотив-цель. Тот факт, что техническая творческая деятельность побуждается мотивом и направляется целью, достижение которой осуществляется в ходе установления новых связей и отношений между исход­ными данными реальной ситуации, позволяет рассматривать техническое твор­чество как процесс решения задачи, ибо «...задача - это и есть цель, данная в определённых условиях».

Осознание общей цели и усвоение условий ситуации позволяют субъекту сформулировать задачу, что также является творческим актом. В процессе усвоения противоречия и формулировки задачи у субъекта порождается целевая установка на внесение изменении в ситуацию, что вызывает у него дополнительную психическую напряжённость и инициирует деятельность по анализу связанных с исследуемой ситуацией данных, опыта, литературных источников.

Этим в схеме Э.Ф. Зеера заканчивается этап становления и начинается второй этап технической творческой деятельности – развитие. Творческий характер этого этапа характеризуется неопределённостью условия задачи, избыточным множеством исходных данных, функционально не связанных с ответом. Это обусловливает возможность существования различных направлений решения и создаёт для субъекта ситуацию выбора, которая, вызвав беспокойство, побуждает его неустанно думать над проблемой. При этом происходит дальнейшее усвоение субъектом ситуации, её исходных данных, уточнение противоречия.

Выходом из ситуации выбора, ситуации беспокойства для субъекта является формулировка уточнённой, более частной, более конкретной изобретательской (рационализаторской) задачи с относительно ограниченным числом данных. При этом снимается часть напряжённости, порожденной неопределённостью направления решения. Усвоение частной задачи связано с дальнейшим анализом исходных данных (сбором дополнительной информации). В процессе усвоения частной задачи вновь увеличивается психологическая напряжённости субъекта, которая ускоряет выдвижение гипотез по разрешению технического противоречия.

Выдвижение гипотез сопровождается анализом исходных данных, уточнением связей и отношений между ними, переформулировкой задачи, ревизией технического противоречия. Цели-гипотезы могут проверяться как мысленно (иногда неосознанно, интуитивно), так и посредством внешних действий, которые взаимосвязаны с мыслительными действиями и оказывают существенное влияние на протекание мыслительного процесса (исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и др.). Внешние действия в ходе проверки гипотез могут проявляться в форме выполнения эскизных набросков, расчётов, схем или в форме предметного воплощения гипотезы в виде опытного образца. Эта деятельность характеризует третий этап технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера - стабилизацию.

Помимо интенционального аспекта творческая деятельность имеет и операционный аспект, который определяется не только целью, но и объективными предметными условиями её достижения. В процессе технического творчества в качестве операций выступают действия субъекта, необходимые для анализа ситуации, формулировки задач, выдвижения гипотез, поиска направления решения, выполнения эскизных набросков и расчётов. Эти действия направляются операциональной установкой и поддерживаются стремлением снять флуктуирующую психическую напряжённость.

На последнем этапе технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера – этапе завершения – полученное решение соотносится с техническим противоречием, оценивается с точки зрения его разрешения и эффективности и в случае положительного результата принимается. При этом психологическая напряженность, преследовавшая субъекта на протяжении всего технического творчества, снимается, и субъект испытывает огромное облегчение, ни с чем не сравнимое ощущение радости. Но на этом процесс творчества ещё не заканчивается. Необходимо оформить результат решения в виде заявки на изобретение или рационализаторское предложение, внедрить его в производство. Это требует от субъекта проявления волевых усилий и стимулируется моральными и материальными факторами.

Основным достоинством проанализированной нами схемы является то, что она даёт возможность рассматривать процесс воздействия личности на производственную ситуацию одновременно и как процесс развития самой личности, выделять этапы и условия развития погружённой в творчество личности. Это важно при определении путей и средств вовлечения учащихся в техническую творческую деятельность.

Однако и в этой схеме не учтено влияние сбора научно-технической и патентной информации на формирование установок, мотивов творческой деятельности, не прослежена взаимосвязь с другими структурными единицами технического творчества.

Логический аспект проблемы развития изобретательского процесса.

Философским обобщением исследований психологов, педагогов, инженеров - авторов проанализированных нами схем является анализ логики процесса создания нового технического объекта. Эта логика выражает единство относительно самостоятельных этапов творческой деятельности, которые отличаются характером технических противоречий, характером и уровнем технических задач, средствами, способами, методами их решения, формами творчества и организации творчества, уровнями новизны.

Первый этап процесса технического творчества представляет собой деятельность по критическому осмыслению существующего положения при единстве эмпирического и логического уровней познания. Это этап осознания проблемной ситуации с аналитическим осмыслением её структуры субъектом творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из отражения технической потребности, осознания недостатков старого и необходимости нового, раскрытия конкретных технических противоречий и формулировки определённых технических задач. В.И. Белозерцев предложил следующую структурную модель технической творческой задачи:

- конечная цель поиска, выражаемая в приблизительной форме;

- исходные данные;

- возможные условия решения;

- объективные ограничения;

- средства реализации задачи.

Творческая деятельность на первом этапе осуществляется при единстве внешних и внутренних факторов поиска:

рождение технической задачи детерминировано объективными факторами развития, но характер её постановки связан со спецификой субъекта творчества.

В.И. Белозерцев подчёркивает, что при овладении проблемной ситуацией важно осознание неполноты существующей информации, стремление преодолеть эту неполноту с целью определения необходимого выбора. Без этого невозможно провести полноценный анализ соотношения наличных факторов и требований задачи, цели поиска и условий её достижения с раскрытием противоречий между ними, невозможно сознательно найти путь к определению нужных условий и средств решения технической задачи.

В этом мы видим обобщённое философское обоснование творческого характера сбора информации о существующих технических решениях, его необходимости в реальном процессе технического творчества, а также необходимости разработки проблемы развития технического творчества в процессе сбора научно-технической и патентной информации.

Реальным продуктом первого этапа творчества является конкретная техническая задача с определённой структурой, осмысленная и логически сформулированная, приобретающая самостоятельное бытие, поскольку может служить основой дальнейших творческих поисков для других исследователей.

Этот этап может являться одновременно началом решения технической задачи, рождения технической идеи. При этом идея решения может входить в неявной форме, в виде предчувствия в процесс выработки конкретной технической задачи.

Второй этап процесса технического творчества – этап «рождения и вынашивания» новой технической идеи. Техническая идея выступает как результат скачка в новое качество при реализации поиска решения определённой технической задачи. Это новое качество – ещё не изобретение и даже не идеальная модель его, это выход за рамки непосредственно данного, форма установления и выражения ранее не известного.

На втором этапе процесса технического творчества наиболее полно проявляется гносеологическая роль технической творческой деятельности. Об этом говорит сам набор методов поиска нового на данном этапе: метод актуализации знаний; методы переноса и реконструкции идей, совпадения и различия, абстракции и обобщения; метод сопутствующих изменений и др. Все эти рациональные методы поиска не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи.

Но, даже будучи известными, применяемые методы и пути решения технических задач приводят к успеху не сами собой и не в ходе логических рассуждений, так как их действие в специфических условиях проблемной ситуации не предопределяется логикой наличных факторов. Поэтому столь важна в процессе «рождения и вынашивания» идеи роль других связей и свойств, опыта деятельности в различных ситуациях, действий побочных или посторонних явлений на субъект творчества при решении определённой технической задачи, т.е. всего того, что имеет место в процессе сбора информации о существующих творческих решениях. Именно это и «срабатывает» в виде интуиции, неожиданного установления новых связей и сочетаний.

Третий этап процесса технического творчества – этап разработки идеальной модели, идеальной как по форме существования, так и по содержанию.

Идеальная модель – это субъективное бытие нового технического объекта, продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи, хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования, продумывания и построения образа будущего технического объекта.

Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости обеспечения комбинационного воображения «строительным материалом» и из необходимости формирования фонда свойств и структур существующих технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического творчества.

Четвёртый этап процесса технического творчества является этапом конструирования. Главная задача этого этапа – разработка формы технического объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры, функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой (рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия. Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных соотношений. В процессе конструирования идет доработка намеченных схем, обнаруживаются новые конструкционные возможности, возникают новые мысли, происходят усовершенствования, создаются новые варианты. При этом эффект новизны достигается путём применения элементов известных конструкции по новому назначению. И в этом творческом процессе тоже, как мы думаем, является незаменимым сбор информации о существующих технических решениях как поставщик идеи, вариантов использования известных элементов конструкции по-новому назначению.

Пятый этап технического творчества – этап предметного и относительно завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска. Творческий вклад на этом этапе выражается не только в обнаружении недостатков и ошибок, повышении конструктивности и технологичности технических средств, но и в раскрытии новых явлений, свойств, законов, методов и т.п., которые часто невозможно обнаружить на иных этапах. Необходимым условием обеспечения творческого характера этого этапа является проведение сбора и обработки информации об использовании новой техники, о конкретных условиях эксплуатации внедряемой техники.

Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент исследования проблемы развития изобретательства.

Анализ логики процесса создания нового технического решения даёт основание предположить необходимость сбора информации практически на всех этапах творческой деятельности, а также творческий характер сбора информации, т.е. отнести его к одному из видов деятельности, результатом которой является рождение нового.

Однако проведённый анализ не вскрыл механизма развития технического творчества в процессе сбора научно-технической информации, не разъяснил природу творческого характера сбора информации. Разобраться в этом помогает, на наш взгляд, разработанная Б.М. Кедровым концепция научно-технического творчества. Эта концепция построена на учёте взаимосвязи трёх категорий диалектической логики: единичности, особенности и всеобщности, отражающих последовательные ступени в процессе научно-технического творчества и в то же время сосуществующих и взаимодействующих в единстве между собой в качестве необходимых сторон творческого процесса. Эта концепция подчёркивает диалектическое единство генетического и структурного подходов к изучению процесса научно-технического творчества, объясняем генезис движения исследовательской мысли, т.е. её исторический и логический ход, и одновременно структуру взаимодействующих исторических, социальных и психологических факторов, обусловливающих этот ход.

Академик Б.М. Кедров ввёл понятие "познавательно-психологический барьер" (ППБ) для характеристики возникающего в мышлении исследователя препятствия, которое носит одновременно психологический и логический (познавательный) характер. Такой барьер необходим, он выступает в качестве формы развития научной мысли для удержания её достаточно долгое время на ступени особенности, помогая тем самым подготовить переход на следующую более высокую ступень всеобщности. После выполнения познавательной функции ППБ окостеневает и из формы развития научной мысли превращается и её оковы. Преодоление ППБ составляет самую суть научных открытий (при этом об открытии мы говорим с учётом диалектики великого и малого).

В качестве инструмента исследования научно-технического творчества Б.М. Кедров предложил познавательно-психологическую схему творческого процесса (см. рис.).

В этой схеме использованы следующие обозначения:

Е - единичное, единичность;

О - особенное, особенность;

В - всеобщее, всеобщность;

ППБ - познавательно-психологический барьер;

Т - трамплин;

С - подсказка;

Х-Х - один из независимых необходимых рядов - движение творческой мысли, ищущей путь перехода от О к В;

У-У - другой независимый необходимый ряд - внешнее, возможно случайное, постороннее по отношению к Х-Х событие или процесс.







Стрелки показывают переход от предыдущей ступени познания к последующей.

Препятствующий раскрытию истины ППБ, вставший на пути от О к В, преодолевается при помощи связки «подсказка – трамплин». Трамплин Т объективно существует в той же сфере бессознательного, в которой сложился и сам ППБ, и обнаруживается тогда, когда творческая мысль исследователя попадает на него благодаря подсказке С. Подсказка С возникает в точке пересечения двух независимых необходимых рядов. Один из них Х-Х – движение творческой мысли, ищущей путь перехода от О к В, другой ряд У-У –внешний, посторонний по отношению к движению мысли, работающей над преодолением ППБ, процесс, а часто случайное событие, которое вклинивается в работу мысли учёного или изобретателя. В момент пересечения обоих рядов возникает подсказка С, с помощью которой второй ряд У-У увлекает за собой творческую мысль (ряд Х-Х), безуспешно стремящуюся до тех пор пробиться сквозь ППБ. Мысль Х-Х, увлечённая процессом У-У в другую сторону, находит для себя новый путь. Она попадает на трамплин Т и обходит стоящий на её пути ППБ. Далее уже беспрепятственно Х-Х направляется к В. Обычно ППБ возникает и выполняет оградительные функции в процессе познания реальных противоречий. При этом исходное противоречие, существующее в природе, предварительно расчленяется исследователями на его противо­речивые части. Эти части сначала познаются в их обособлении и даже противопоставлении одна другой. ППБ создаёт возможности я необходи­мость созревания предпосылок для перехода (качественного скачка) к изучению обеих противоречивых сторон деятельности не изолированно друг от друга, а в их единстве и взаимодействии. В схеме Б.М. Кедрова отмечена также особая роль метода индукции, т.е. индуктивного обобщения, или «наведения», при переходе от единичного (отдельных фактов) к особенному (их первичной систематизации). Применяя метод индукции, человеческая мысль может двигаться всё время в рамках сознательного, используя для исследования и выявления причин изучаемых явлений вполне понятные, доступные для нашего рассудка логические приёмы: «метод присутствия», «метод отсутствия», «метод сопутствующих изменении» и пр. Однако, когда при движении от особенного ко всеобщему встречается препятствие, которое не поддаётся индуктивному объяснению, ведущую роль начинает играть интуиция. Под интуицией понимается процесс, характеризующийся тем, что в поисках решения наша мысль до поры до времени двигается как бы ощупью в сфере бессознательного и выход ее из этой сферы происходит не с помощью индукции, а путём внезапного, неконтролируемого самим человеком перескока из сферы бессознательного в сферу сознательного, т.е. осуществляется умозаключение без промежуточных звеньев. При этом память исследователя фиксирует не саму интуицию как явление, а только результат, достигнутый с помощью интуиции. В схеме Б.М. Кедрова интуиции отводится ведущая роль на участке от С до В, включая трамплин Т.

Очевидно, что в концепции Б.М. Кедрова не конкретизирована роль сбора информации в творческом процессе, но разработанная им схема представ­ляет собой удобный и эффективный инструмент исследования технического творчества.

Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных процесса. Первый – собственно творческая деятельность учащихся, цель которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что она часто бывает не достигнута). Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей., организаторов технического творчества учащихся, целью которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс.

Между тем ни в одной из проанализированных нами структур технического творчества учащихся не отражены отношения, связи между деятельностью учащихся и деятельностью преподавателя. А поэтому и не разработан вопрос о соотношении деятельности учащихся и преподавателя в процессе сбора научно-технической и патентной информации.

Для выявления роли и места сбора информации о существующих технических решениях в процессе технического творчества учащихся, раскрытия его творческого характера необходимо построить единую структуру совместной (сотворческой) деятельности учащихся и преподавателя.

Развитие изобретательства учащихся в процессе решения творческих задач

Проведённый анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой вопросам структуры и содержания процессов технического творчества учащихся и руководства его развитием, показал, что все авторы придают большое значение этапу решения творческой задачи, поиску идеи решения. Многие авторы считают решение технических творческих задач главным моментом в развитии технического творчества учащихся. Так, например, Т.В. Кудрявцев в формуле «психологическое осмысление механизма творчества есть понимание динамики решения творческой задачи», по сути, отождествляет творчество с решением творческих задач. Исходя из этой посылки, а также опираясь на опыт развития творческих способностей учащихся в рамках проблемного обучения, становлению которого способствовали исследования Д.В. Вилькеевой, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.С. Якиманской и др., была разработана программа факультативного курса «Творчество в моей профессии» для учащихся СПТУ. Авторы этой программы Т.Н. Кудрявцев и Д.И. Ландо, отвели большую часть курса методам решения технических задач творческого характера. С 1988 г. факультатив под названием «Основы профессионального творчества» введён в учебный процесс профессионально-технических училищ России. В ходе этого курса из года в год решаются в основном одни и те же задачи, которые формулируются преподавателем (иди авторами учебников и задачников) по описаниям уже кем-либо сделанных и опубликованных изобретении. А учащимся предлагается как бы повторить эти изобретения. Нельзя не согласиться с названными выше авторами в том, что творчество как «открытие (изобретение) для себя», или иначе, учебно-творческая деятельность, и творчество как «открытие (изобретение) для других», или собственно творческая деятельность, имеют большое сходство в механизмах самого процесса и его динамики. Нельзя не согласиться и с тем, что овладение методами поиска новых технических решений и сам процесс решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе с целью:

- развития творческих способностей личности;

- овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах, правилах и средствах деятельности;

- овладения умственными и практическими умениями;

- диагностики творческих способностей личности;

- контроля знаний и умений;

- актуализации знании, умении, творческих способностей личности

Методологической основой исследования являются теория познания, психологические теории формирования и развития личности человека в процессе его познавательной и творческой деятельности.

Исходными теоретическими положениями исследования являются результаты проведённого философами, психологами и педагогами анализа структуры технического творчества и учебно-творческой деятельности, идеи психологов и педагогов о деятельностном подходе в познании и обучения (П.Я. Гальперин, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), активизации и интенсификации процесса творческой подготовки учащихся (А.М, Василевская, Т.В. Кудрявцев, Ю.С. Тюнников и др.), основные выводы и рекомендации исследователей по проблемам развития технического творчества учащихся (И.П. Волков, В.А. Горский, М.Г. Давлетшин, М.И. Ерецкий, А.Н. Лук, Д.П. Ляликов, Я.А. Пономарёв, В.Д. Путилин).




























Особенность мыслительной деятельности подростков.

Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.

Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования (Берулавы), играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, а также организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, что является непременной предпосылкой для достижения успеха.

Развитие мышления.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладевают умением обосновывать, доказывать определенные положения, делать широкие обобщения.

Разумеется, и в пределах подросткового возраста имеют место возрастные различия: одно дело-мышление школьника 11-12 лет, другое дело-мышление 15 лет.

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

Наряду с творчеством существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний Особенно заметным в этом возрасте становится рост сознания и самосознание детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что - то новое, чему - либо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.

Определение уровня творческого потенциала учащихся.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош; 1

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значитель­ных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да; |

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) Часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испыты­ваете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится оче­видно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потреб­ности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и за­помнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстракт­ных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете ду­мать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й определяют границы вашей любознатель­ности; вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя; вопросы 9 и 15-й — постоянство; вопрос 10-й — амбициозность; вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память; вопрос 11-й — зрительную память; вопрос 14-й ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й — способность абстрагироваться; вопрос 18-й — степень сосредо­точенности.

Эти способности и составляют основные качества творческо­го потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего твор­ческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творче­ских возможностей. Если вы на деле сможете применить ва­ши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят про­цесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и та­ким образом решите проблему.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шумова Светлана Юрьевна

Дата: 10.05.2023

Номер свидетельства: 631070


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства