Исследовательская работа «Математика в декоративно-прикладном творчестве» выполнили воспитанники творческого объединения «Умелые ручки» Бойчук Полина и Ионова Елизавета. Цель проекта – установить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и науки математики, обосновать возможность применения математических понятий в некоторых его видах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Математика в декоративно-прикладном творчестве»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
города Котовска
«Математика в декоративно-прикладном творчестве»
Бойчук Полина,
Ионова Елизавета,
обучающиеся т/о «Умелые ручки»
Руководитель: Попова Е.В.
Котовск - 2018
Введение
Представляем вашему внимаю проект «Математика в декоративно-прикладном творчестве». Исследовательскую работу выполнили воспитанники творческого объединения «Умелые ручки» Бойчук Полина и Ионова Елизавета.
Актуальность проекта: в настоящее время большое внимание уделяется использованию приобретенных знаний и умений школьников в практической деятельности и повседневной жизни.
Перед собой мы поставили проблемный вопрос: как широко использует человек в своей жизни элементарные математические понятия – окружность, симметрия, длина, ширина и др.?
Для исследования мы взяли декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведениями которого человек окружен всю жизнь. Для декоративно-прикладного искусства, как и для математики, характерны тяготение к строгости и ясности форм, логической упорядоченности. Значит, стоит его знать и понимать.
Цель проекта – установить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и науки математики, обосновать возможность применения математических понятий в некоторых его видах.
Задачи проекта:
Собрать текстовый и иллюстрационный материал о видах декоративно-прикладного искусства;
Выявить возможности использования математических свойств в некоторых из них;
Вызвать интерес к прикладному творчеству;
Выполнить творческие работы.
Гипотеза исследования:
Если систематически использовать на занятиях декоративно-прикладного творчества математические понятия, то это способствует повышению мотивации к изучению математики и связи ее с жизнью.
Предмет исследования: применение математических понятий в некоторых видах декоративно-прикладного искусства
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство
Продукт (итог) проекта: выполнение творческих работ.
Ожидаемые результаты: в ходе исследования провести анализ литературы о различных видах декоративно-прикладного искусства, выявить те, где можно применять математические понятия для создания работ, создать собственные творческие работы.
Ход проведения работы:
1. Изучение основных видов декоративно-прикладного искусства.
2. Выделение видов, где можно использовать математические понятия для создания творческих работ
3. Выполнение собственных творческих работ.
Методы исследования: анализ, беседа.
Глава 1. Круг и окружность.
На уроках математики мы познакомились с понятием круг и окружность. Оказывается, круг и окружность – одни из самых древнейших геометрических фигур, философы древности придавали им большое значение. “Из всех фигур прекраснейшая – круг”, – считал Пифагор.
На занятиях декоративно-прикладного творчества, используя понятие круг, окружность, мы выполняли творческую работу: «Зайка в лесу». Мы научились делить круг на сегменты. Познакомились с понятием сектор.
Глава 2. Орнамент.
Декоративно-прикладное искусство своими корнями уходит в глубину народного творчества. Возникло это искусство благодаря стремлению человека украсить свой быт, выразить свое понимание красоты. В декоративном искусстве используются самые различные изобразительные мотивы и орнаменты. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Это достигается за счет композиционного решения, расположения мотива узора в полосе, квадрате, круге и т.п. Полосы орнамента могут быть разделены по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т.д.
Создавая свой орнамент, мы использовали математические понятия «прямоугольник», «треугольник», «квадрат».
Глава 3. Симметрия.
«Симметрия» – слово, пришедшее в наш язык от древних греков, впервые обративших на это явление пристальное внимание и попытавшихся изучить его. Термин обозначает наличие некоторой системы, а также гармоничное сочетание частей объекта. Переводя слово «симметрия», можно подобрать в качестве синонимов: пропорциональность; одинаковость; соразмерность.
Народы с древности имели общие представления об этом явлении, преимущественно рассматривая его в широком смысле. Симметрия обозначала гармоничность и уравновешенность. В наше время терминологию преподают в обычной школе. Например, что такое ось симметрии нам рассказал учитель на уроке математики.
На занятиях мы использовали знания о понятии симметрии в изготовлении творческой работы: «Кувшин», «Пасхальное яйцо».
Глава 4. Шар.
При выполнении творческих работ «Рыбка» и «Гриб» в технике пластилинография, мы закрепили понятие шар.
Пластилинография относиться к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или менее степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей – бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
Мы работали в двух видах пластилинографии.
Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь – красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.
Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов.
Заключение.
Проведенные исследования привели к желаемым результатам. Гипотеза получила свое подтверждение. Материал проекта можно использовать на уроках технологии, изобразительного искусства для повышения мотивации к изучению математики и связи ее с жизнью. При проведении исследования мы получили много знаний в области декоративно-прикладного искусства, которое украшает повседневный быт людей, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. А также выделили для себя те виды, где можно использовать круг и окружность, и другие математические понятия, таким образом проследили связь этого вида искусства с математикой – нашим любимым предметом. Наш проект способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся, приобщает их к яркому и прекрасному миру искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей долгой истории его существования.
Какие замечательные вещи можно сделать своими руками и почувствовать себя мастером, способным создавать красоту вокруг себя, дарить радость людям!
Литература
1.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.-192с.