Мастер-класс «Модульное оригами»
Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по модульному оригами.
Задачи :
1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.
2.Изготовить образцы изделий в технике модульное оригами.
3.Значение оригами для развития ребенка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Модульное оригами »
Ардатовское районное управление образования
МБОУ «Ардатовский дом детского творчества»
Провела Кичигина Г.Г.
Ардатов 2011г.
Мастер-класс «Модульное оригами» Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по модульному оригами. Задачи : 1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2.Изготовить образцы изделий в технике модульное оригами. 3.Значение оригами для развития ребенка.
Маг, что придумал бумагу цветную Красную, желтую и голубую, Верил, наверно, что могут ребята Сделать фигурки из разных квадратов. Эти фигурки на всем белом свете Знали лишь только японские дети. Символом мира стал белый журавлик, Символом счастья – бумажный кораблик. Сказочных бабочек, розовых зайцев Выполнить можно при помощи пальцев. Я предлагаю попробовать с вами Выучить технику «оригами». Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами». Оригами– традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. (слайд)
Расскажу о китайском модульном оригами, так как работы моей мастерской сделаны в этой технике. Китайское модульное оригами является своеобразным оригами конструктором не хуже покупного Лего. Автор треугольного модуля неизвестен. Размер бумаги для модулей не случаен ведь в древнем Китае первые фигуры из модулей складывали из банкнот. Китай, где бумага была изобретена в 1 веке н.э. (династии Хань) имеет долгую историю бумаги искусств и ремесел. К ним относятся объекты из бумаги, используемые для украшения, а также предметы, используемые для ритуальных целей. Часто работы были сложены из бумажных денег. Эти искусства очень близки к японскому искусству оригами.
Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами. Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».
Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами. Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».
Диаграмм для китайского модульного оригами мало – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества. Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей( модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – Я пойму!».
Значение оригами для развития ребенка: - учит детей различным приемам работы с бумагой; - знакомит детей с основными геометрическими понятиями; - стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; - развивает мелкую моторику рук и глазомер; - помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; - развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; - способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; - совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.
Мастер класс «Изготовление поделки из модулей (техника оригами)»
Такую клубничку можно выполнить в разных вариантах — как сувенир на тарелочке (модульной или любой другой) или как ёлочную игрушку. Клубничка собирается из 59 красных модулей. А на листочки может пойти 7 или 13 зелёных модулей. Рекомендуемый размер прямоугольника для модулей 38х60 мм. Сначала собери треугольные модули оригами.
Расположи модули для первого и второго рядов одинаково, поставив их на длинную сторону. Вставь уголки в кармашки.
Соединяй модули первого и второго ряда друг с другом.
Начни присоединять модули третьего ряда.
Выполни три ряда, в каждом из которых по 13 модулей. Во втором и третьем последние используются для замыкания кольца.
Соедини ряды в кольцо.
Чтобы вывернуть кольцо, надо одновременно нажимать пальцами в центр снизу вверх, а все наружные уголки наоборот отводить назад, сверху вниз. Должна получиться такая фигура.
Надень ещё один ряд из 13 модулей, располагая их таккже, как предыдущие, короткой стороной вперёд. Обрати внимание, модули надо сажать не глубоко, разворачивая их к середине, стремясь свеси как можно ближе. Для последнего ряда возьми 7 модулей, надень их через один, т. е. пропуская по два уголка. Сведи модули вместе.
Зелёные модули вставляй в кармашки первого ряда. Их можно вставлять в каждый кармашек (13 шт.) или через один (7шт.). Если планируешь сделать подвеску, то изготовь петельку. Не вставляй сразу пару противолежащих листочков.
Изогни проволочку в виде петельки. Можно использовать разогнутую скрепку, немного подрезав концы.
Положи петельку так, чтобы её концы оказались там, где должны быть недостающие два модуля. Обхвати концы петли уголками зелёных модулей и вставь уголки в кармашки.
Пропусти в петлю ленточку, и можно вешать игрушку на ёлку.
Чтобы сделать тарелочку с голубой каёмочкой нужно взять 31 голубой модуль для верхнего кольца, 24 белых для среднего, 20 белых для нижнего. Соединяй модули в кольцо, последовательно вставляя уголки одного в карманы другого. Вырежи из плотной бумаги круг диаметром около 7 см. Приклей на круг нижнее кольцо, потом среднее, потом верхнее. Обычно, блюдечко с голубой каёмочкой служит символом исполнения ЛЮБЫХ желаний!