Исследовательский проект "Возрождение вышивки на Кубани"
Исследовательский проект "Возрождение вышивки на Кубани"
Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
В каждой казацкой семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Эти фотографии передавались из поколения в поколение. Рамка с фотографиями украшалась вышитым рушником и искусственными цветами. Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.
На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое.
Помогая пепебирать старые вещи у прабабушки в сундуке мы наткнулись на старинные образцы вышивки и фотографии. И у нас появилось желание узнать побольше о вышивке и попробовать научиться вышивать как в старину
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Возрождение вышивки на Кубани"»
Краснодарский край
Тимашевский районт г.Тимашевск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Проект
Возрождение вышивки на Кубани
Проект выполнили
Засенко Ева Романовна
Балацкая Анна Сергеевна
МБОУ СОШ №5 8 «Б» класс
Руководитель проекта
Мягкова Елена Михайловна
Учитель технологии
МБОУ СОШ №5
Содержание:
Введение
Тема
Цель работы
Задачи
Методы исследования
История вышивки на Кубани
Ткачество на Кубани
Костюм казачки
Приложение
Заключение
1.Введение: Народное декоративно – прикладное искусство является лишь частью общей системы традиционной культуры любого народа.
Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики. Знания основных его функций: этической, обрядовой, бытовой, эстетической, воспитательной, познавательной и др.и это освоение должно непременно идти в единстве видов и жанров: пения, танца, игры, пословицы, рассказа, стихов, вышивки и т.д. Всё это в совокупности формулирует в детях с ранних лет представление о целостной картине мира.
В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиций от поколения к поколению, необходимо использовать разнообразные формы образования, воспитания, в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление молодёжи, развить их трудовые навыки и умения.
2. Тема: Возрождение вышивки
Краснодарский край – в силу своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении более чем двухсотлетнего периода традиционно-бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций. Здесь на Кубани рождалась новая региональная историко-культурная традиция, включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей. Более 120 национальностей проживают в Краснодарском крае. Глубокие исторические корни, многовековые традиции уважения к другим культурам способствовали развитию народного творчества. Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление кубанской культуры.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц.
3. Цель работы заключается в том, чтобы изучить, исторические материалы, литературу, собрать информацию о бытовой и обрядовой функции вышивки на Кубани. Познакомиться с народными обычаями, традициями славянского и кубанского народа через вышитые одежду и предметы быта. Пронаблюдать, как менялась народная вышивка и ее функции на протяжении веков, и какие ее приемы применяются, по сей день в современной жизни.
4. Задачи: привить интерес к культуре своего народа и любовь к Родине, уважение к истории. Осуществить поисково-исследовательскую работу с жителями нашего микрорайона для получения информации о культуре, традициях, обрядовой и бытовой функциях вышивки народов данной местности и исторически сохранившихся вещей.
В первой части исследования «Обрядовая и бытовая функции вышивки на Кубани» мы рассматриваем вопросы истории вышивки на Кубани наиболее подробно и ярко описанные Е.Г.Вакуленко, Н.И.Бондарь, Н.А.Ганчур «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», Т.И.Еременко« Художественная обработка материалов», О. Маревой « Из глубины веков».
Во второй части «Поисково-исследовательская работа в микрорайоне Индустриальном » мы изучаем материалы собранные в ходе исследований в 2015 году. Следует отметить, что все информанты уже пожилого и преклонного возраста и если мы сегодня не изучим традиции своего народа, приемы традиционной вышивки Кубанских мастериц, то через несколько лет может нарушиться взаимосвязь потомки – предки, прошлое – настоящее и нашим детям некому будет рассказать об обычаях, традициях и поделиться секретами народного мастерства. В заключении сделаны основные выводы и намеченные перспективы продолжения данной работы, а также использования материалов. В заключении сделаны основные выводы и намеченные перспективы продолжения данной работы, а также использования материалов. В приложении помещены фото – документальные материалы, собранные в результате поисковой работы. В данной работе мы изучили исторические материалы и литературу с XVIII века, со времени заселения Кубани восточными украинцами и народами южной России, по сегодняшние дни, через воспоминания информантов. Считаем, что данная тема многогранна, актуальна, до конца не изучена и есть еще перспективы работы с жителями не только микрорайона Индустриального, так как в них сохранились традиции и обычаи, исторические материалы жителей Кубани, которые необходимо сохранить для будущих поколений.
5. Методы исследования:
чтение различной литературы; работа в интернете;
наблюдение;
опрос; интервью;
сравнение полученных результатов.
6. История вышивки на Кубани:
Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находилась печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды ("горка" или "угольник"), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме "красный угол" - "божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В "божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхальные яйца, пасхальные куличи -"паски", как их называют на Кубани, просвирки, записи молитв, поминальные книжки. Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армии, свадьба, похороны. В рамке собирались фотографии нескольких поколений. Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казацкой семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Эти фотографии передавались из поколения в поколение. Рамка с фотографиями украшалась вышитым рушником и искусственными цветами. Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.
Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов – белый и красный. Красный цвет – символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже – гладью.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, совершенством пропорций, гармоничностью сочетания цветов, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходящей с Запада.
Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры – восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы прослеживаем процесс взаимовлияния культур и связь с фольклорными традициями.
На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Об этом очень подробно описывается в книге Н.А. Гангур «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», на странице 4 говориться, что вышивали по целой ткани различными «верхошвами» - крестом, гладью (счётной, позже свободной) и прозрачными строчевыми швами по разреженной предварительно ткани – белая строчка или шитьё по выдергу. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом, нередки изделия, выполненные болгарским крестом. Из этой же книги мы узнали, что в первой половине XX века вышивка крестом стала преобладающей, широкое распространение получили крестовые узоры, печатавшиеся в специальных альбомах, (издававшихся в Москве, Киеве и других городах), в приложениях к журналам «Нива», «Родина». Эта печатная продукция, по мнению исследователей (Г.С. Масловой, И.П. Работновой, В.Я. Яковлевой) оказала негативное воздействие на крестьянскую вышивку.
Украшение вышивкой одежды и вещей быта – органическая черта народного декоративно – прикладного искусства. Утилитарные предметы, украшенные вышивкой, являются основным источником нашего исследования.
7. Ткачество на Кубани:
Ткачество на Кубани получило распространение благодаря первопереселенцам из метропольных территорий России и Украины. Однако в своем развитии ткачество не достигло такого высокого уровня, как в северных и центральных районах России, а также в украинских областях, где указанный вид хозяйственно – производственной деятельности актуален и сегодня.
Такое положение промысла связано с поздним заселением Кубани и появлением ткачества как уже сложившегося вида художественного ремесла, в то время, когда оно было не в состоянии конкурировать с изделиями промышленного производства. Но благодаря мастерицам на Кубани еще сохранились технологические и социокультурные знания, которые помогают изучать и возрождать ручное ткачество в современных условиях.
Ручное ткачество было одним из распространенным женских ремесел, которым занимались как иногородние, так и казачки.
Основным материалом для ручного ткачества, использовавшимся при тканье полотна на Кубани, были обработанные волокна конопли, реже – льна.
8. Костюм казачки:
Одежда казачек состояла из юбки: 4-клинки, 6-клинки, 8-клинки голубого, розового, бордового, зеленого цветов. К юбке полагалась кофта с басочкой, на рукавах буфы. Если материала было много, то шили костюм казачки «парочка», а сели нет, то цветную кофту и однотонную под цвет кофты юбку или наоборот.
Зимой, весной и осенью одежда казачек была из шерсти, а летом – из ситца. Крой ее был такой же, но чуть открытей горловина и рукава на полчетверти.
Кружева, служившие украшением одежды казачек, были как привозные, так и домашнего изготовления. Чем старше была казачка, тем проще по покрою была ее одежда и тем дороже и богаче выбиралась ткань для нее.
Неотъемлемой частью костюма казачки является подъюбник. Он держался на шнурке, который затягивался и завязывался. Юбки делали на шнурке, но на плотных теплых тканях это было грубо, и поэтому использовались пришивные пояски.
Замужние казачки обязательно покрывали голову платком, а на скрученную косу надевали шлычку. Молодые носили яркие платки и шали, а пожилые – приглушенные цвета.
Обувью в костюме казачек служили различного вида фабричные туфли, ботинки на шнурках, полусапожки. Чулки носили домашней вязки.
Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы:
— первоначальный костюм казачки на Кубани отличался большим разнообразием, было связано с этническим составом ее населения, но сводился к одному общему виду одежды, состоявшем из рубахи и поневы. К середине XIX века костюм казачки, состоял из юбки и кофты, которые кроились разнообразных фасонов.
— повседневная и праздничная одежда казачек по конструкции не различалась; различие состояло только в тканях, из которых ее шили. Кроме того, в нарядной одежде казачки присутствовала многослойность, так как они надевали до пяти юбок одна на другую.
— особой специальной обрядовой одежды казачек не было. Свадебный костюм по крою мало чем отличался от повседневного, но для него брали самые дорогие и красивые ткани. Единственную смысловую нагрузку, имел свадебный головной убор (венок, фата). Одежда на смерть тоже ни чем не отличалась от обычной, исключением было лишь то, что ее обязательно шили вручную и она всегда была новой.
— костюм казачки, особенно праздничный богато украшался. В более ранние периоды применялась вышивка, причем каждый элемент орнамента обладал символикой. К концу XIX века в качестве декора чаще стали употреблять фабричные кружева, тесьму, шнуры, ткани.
— замужние женщины носили шлычку, которая закрывала пучок волос.
9.Приложение:
ФОТО №1:
Полотенце-рушник 1917г.
ФОТО №2:
ФОТО №3:
Полотенце-рушник 1952г.
ФОТО №4:
ФОТО №5:
ФОТО №6:
Учимся вышивать
10. Заключение:
В результате исследования мы можем выделить бытовые функции вышивки, это непосредственно к предмету декоративная функция. Чаще всего вышивались полотенца, скатерти, платки, одежда, занавеси, пастельное белье. А вот когда эти вещи вышивались с определёнными орнаментами, символами, они уже несли в себе обрядовые функции, к примеру, свадебные, похоронные, поминальные, обереги, которые использовались в совершении обряда, хранились и передавались из поколения в поколение. В результате исследования, сопоставляя собранный материал и сегодняшнюю действительность можно с уверенностью сказать, что современная молодежь благодаря литературе, родителям, народным мастерам, знают и понимают обычаи и традиции кубанского народа, дети овладевают народным искусством, в кружках, у мастеров, а это значит, что истоки не будут забыты, а будут возрождены и сохранены для будущих поколений. Мы, со своей стороны, пропагандируем искусство народной вышивки, обряды, традиции, участвуя в демонстрациях моделей, разыгрывая обряды русского и кубанского народа. Мы постараемся привлечь к овладению искусством вышивки как можно больше девочек. Организовать серию выставок искусства народных мастеров уже нам известных и продолжить поиск талантливых людей, с которыми мы ещё не знакомы, а такие перспективы есть.Свои материалы исследований мы можем предложить для использования на уроках кубановедения, изо, трудовое обучение, в мероприятиях казачьей республике нашей школы.