Использование бригадного метода на уроке учебной практики по профессии "Повар, кондитер"
Использование бригадного метода на уроке учебной практики по профессии "Повар, кондитер"
Важным условием воспитания профессионального интереса является наличие в учебной лаборатории необходимого оборудования, инструмента, инвентаря, которые бы отвечали как требованиям программы, так и требованиям современного производства.
В лаборатории должны быть хорошо подготовленные рабочие места и оборудование, так как учащиеся, впервые пришедшие в лабораторию, в первую очередь на это обращают свое внимание, от первого впечатления зависит настроение учащихся, что влияет на их трудовую деятельность в дальнейшем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Применение бригадной формы в организации учебной практики по профессии «Повар, кондитер».
Выполнила:
Ромадина О.И.
мастер п/о
ГБОУ НПО ПЛ №114 МО
В формировании производственного интереса решающая роль принадлежит производственному обучению, сочетающему в себе воспитание профессионального мастерства с более широкой задачей - формированием личности молодого рабочего, творчески инициативно относящегося к выбранной профессии.
Чтобы быть инициативным, человек должен понимать необходимость своего творческого труда, с любовью относиться к своей профессии и вообще к любой выполняемой работе.
Важным условием воспитания профессионального интереса является наличие в учебной лаборатории необходимого оборудования, инструмента, инвентаря, которые бы отвечали как требованиям программы, так и требованиям современного производства. В лаборатории должны быть хорошо подготовленные рабочие места и оборудование, так как учащиеся, впервые пришедшие в лабораторию, в первую очередь на это обращают свое внимание, от первого впечатления зависит настроение учащихся, что влияет на их трудовую деятельность в дальнейшем.
В первую очередь я, как мастер производственного обучения, объясняю учащимся нужность выбранной ими профессии, какого уровня мастерства они могут достичь во время обучения в училище, какие теоретические знания потребуются для этого.
Мастер главное внимание должен уделять рациональной организации труда учащихся, помогать преодолевать трудности на пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы ученики могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы. Каждое задание ученики должны выполнять осмысленно и делать работу интересную для себя, и необходимую для общества.
Успех формирования профессионального интереса определяется содержанием, организационными формами и методами производственного обучения. Участие учащихся в практической деятельности, в которой сочетаются обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к профессии. В процессе производственного обучения учащиеся применяют теоретические знания, что помогает правильно применять полученный практический опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические знания. В чем же значение такого метода производственного обучения?
Учащиеся осваивают выбранную профессию в условиях рабочего коллектива, где становятся взрослее, ответственнее, понимают пользу своего трудового участия, испытывают гордость за выполненную работу, когда видят с каким качеством выполнена работа и чувствуют свою нужность на предприятии, родительскую заботу рабочего коллектива и особенно руководства предприятия. К мнению учащихся прислушиваются, не сковывают их инициативу, предоставляя им свободу выбора и доверяя им любую сложную работу.
Бригадная форма организации производственного обучения в училище позволяет лучше заинтересовать учащихся выбранной профессией, успешнее развивать профессиональные навыки и умения, реализовать воспитание учащихся в духе коллективизма, толерантности, экономии и бережливости материалов и оборудования.
Бригадный подряд в училище применяется в следующих целях:
- отработка частей программы обучения;
- совершенствование профессиональных компетенций в выполнении
рабочих операций;
- приближение к освоению норм выработки, принятых на производстве;
- приобретение навыков работы в условиях коллектива;
- воспитание коллективной ответственности за результаты своего труда.
Производительный труд учащихся - это труд, соединенный с обучением, в результате которого создаются материальные ценности, это практическое осуществление принципа соединения обучения с производительным трудом.
В ходе организованной деятельности учащихся на уроках производственного обучения формируется познавательный интерес, активизируется процесс познания, владение профессиональными компетенциями.
После окончания училища молодым людям предстоит работать в том или ином коллективе, Самой важной задачей является воспитание молодого поколения в духе коллективизма.
В начале обучения среди учащихся складываются отношения дружбы, товарищества, выделяются лидеры, выявляются сильные и слабые стороны характера отдельных учащихся, их увлечения, работоспособность, жизненная позиция и ряд других качеств, определяющих каждого из них как личность.
Специфика моего предмета позволяет мне широко применять бригадный метод. Я считаю, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов. Как показывает наблюдение, ученики практически и психологически не готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии.
Поэтому, используя в процессе обучения бригадный метод, основная задача состоит в создании микроклимата, близкого к производственной обстановке на предприятии.
С начала учебного года в группе 31 учебная практика была построена по индивидуальному принципу: каждое блюдо учащийся отрабатывал самостоятельно. Так были отработаны блюда по темам ПМ.01 (Приготовление блюд из овощей и грибов) и по темам ПМ.02 (Приготовление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста). Но, перейдя к отработке тем по ПМ.03 (Приготовление супов и соусов), мы столкнулись с некоторыми проблемами и стали думать, как лучше организовать уроки учебной практики.
Решили работать бригадным методом. Собрали собрание в группе, обсудили все вопросы и ребята были не против того, чтобы работать в бригадах. В группе 29 человек. Ребята поделились на 10 бригад. Во главе каждой бригады стал бригадир, которого ребята выбрали сами. За несколько дней до практики я собираю бригадиров, объявляю им тему следующего урока, какие продукты необходимо принести. Бригадиры сами распределяют обязанности между членами бригады. За каждой бригадой закреплен рабочий стол. В приготовлении блюд участвуют все члены бригады. Вся бригада участвует в бракераже блюд, все члены бригады несут ответственность за качество блюд.
Работая бригадным методом, видны положительные моменты: учащиеся стали более самостоятельны, они советуются друг с другом, делают какие-то замечания друг другу при приготовлении блюда. Если кто-то ленится, члены бригады делают ему замечания.
Урок я начинаю с построения бригад. Затем провожу вводный инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового материала, выдаю задание на каждую бригаду. Бригадиры должны сами распределить работу между членами своих бригад. Затем провожу текущий инструктаж. Бригадиры следят за правильностью выполняемой работы, техникой безопасности.
На заключительном инструктаже я предоставляю слово бригадирам для анализа выполненной работы. Подводятся итоги и выставляются оценки учащимся.
Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми учащимися и контроль за всем производственным процессом.
При теоретическом изучении тем я использую работу «по парам». В паре должен быть «сильный» и «слабый» ученики. Такой вид работы можно использовать при повторении пройденного материала. «Сильный» ученик рассказывает материал «слабому», слабый ученик слушает, оценивает ответ, после чего они меняются ролями.
Я думаю, что на 2 курсе мы продолжим работать бригадным методом, будем вносить необходимые корректировки в процессе учебной практики с целью повышения уровня подготовки профессиональных поваров и кондитеров.