Разрабатывая письменное инструктирование, прежде всего, необходимо четко определить цель, место и основные виды документации письменного инструктирования. Также следует по периодам проанализировать программу производственного обучения и выделить операции, виды работ, необходимые для составления инструкционных карт, определить порядок выполнения каждого упражнения, подобрать иллюстрации, поясняющие технологию обработки и приемы работы, определить виды применяемых карт.
В картах должны содержаться последовательность выполнения упражнений или работ, указать на характере и особенностях способов выполнения трудовых движений, приемов, операций или работы контроля.
Конкретные виды документации письменного инструктирования во многом зависит от специфики профессии.
Обучающиеся могут самостоятельно составить инструкционные карты на уроке под руководством мастера или в порядке выполнения домашнего задания. Мастер должен постоянно создавать и разрабатывать свой комплекс письменных работ.
Эффективность письменного инструктирования во многом зависит от методики его проведения в процессе обучения. Непременным условием является систематичность применения письменных инструктажей. Если они будут использоваться от случая к случаю или только потому, что того требует руководство учебного заведения, пользы никакой ожидать нельзя. Поэтому столь важно педагогически правильно проводить применение документации письменного инструктирования, умение владеть рациональной методикой проведения и знание письменных инструкций для производственного обучения.
Наибольшее применение в практике получили инструкционные, технологические, инструкционно – технологические карты. Применяются при обучении в учебных мастерских, когда у обучающихся формируются основы профессионального мастерства.
Чаще всего письменные инструкции используют на вводном инструктаже. Основной особенностью, которого является подчинение последовательности инструктирования рекомендациями, изложенными в них. Необходимо так организовать свою деятельность (в процессе), чтобы карта была органически включена в процесс инструктажа. Прием за приемом, как указано в карте, показать на рабочем месте трудовые приемы и дать при этом инструктивные указания и пояснения о правилах их выполнения так, как раскрыты в карте. Важно при этом специально обращать внимание обучающихся на то, что необходимые указания о правильном выполнении изучаемых приемов записаны в инструкционной карте, имеющего в мастерской и лучше, если эти инструкционные карты будут у каждого на рабочем месте, чтобы они могли обратиться, если возникнут какие – либо неясности при выполнении учебно – производственных работ.