Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Казахстанского образования.
Для школы типична проблема, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание уделяется в последнее время формированию ключевых компетенций. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Не существует также и единого согласованного перечня ключевых компетенций, поскольку компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, поэтому перечень компетенций во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.
Раскроем составляющие элементы понятия «компетенция»:
- способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу,
- навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи,
- знания – набор фактов, требуемых для выполнения работы,
- стереотипы поведения – наследственные и приобретенные реакции на ситуации и ситуационные раздражители,
- усилие – сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов, без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Таким образом, компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
– развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
– воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.