«Формирование партнёрских отношений на уроках технологии в соответствии ФГОС ».
«Формирование партнёрских отношений на уроках технологии в соответствии ФГОС ».
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для реализации ее природных потенциалов. Лучше всего это решается, когда ученик становится участником деловой игры, партнером учителя. Ученик определяет цель деятельности, учитель помогает ему в этом.Ученик открывает новые знания, учитель рекомендует источник знаний. Ученик несет ответственность за результаты своей деятельности. Учитель помогает оценить полученные результаты своей деятельности. Участвуя в деловых играх, учащиеся осваивают не только знания по предмету, становятся успешными, но и занимают определенную ступень своего развития. Учебный процесс превращается из "школы памяти" в "школу мышления".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование партнёрских отношений на уроках технологии в соответствии ФГОС ». »
Щербакова Валентина Никитична, учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ № 65 города Иркутска
«Формирование партнёрских отношений на уроках технологии. Деловая игра».
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для реализации её природных потенциалов.
Личность ребёнка – субъект приоритетный. В результате меняются отношения на уроке учителя и ученика, они становятся партнёрами.
Значимость урока возрастает по мере приближения содержания к жизни. Ученик в процессе общения и выполняемых действий проживает и осмысливает часть жизни на уровне высокой человеческой культуры. Так, он становится участником деловой игры, которую организует учитель.
В результате ученик – субъект обучения, учитель – партнёр. Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом. Ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний. Ученик активен – учитель создаёт условия для проявления активности. Ученик – субъект обучения. Учитель – партнёр. Ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности. Учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Деловые игры допускают многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Они являются одним из способов активизации обучения. Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятия, легче запоминают значительные объёмы информации.
Учебный процесс превращается из «школы памяти» в « школу мышления».
Постепенно из класса в класс учащиеся осваивают не только знания по предмету, становятся успешными, но и занимают определённую ступень своего развития.
Заметен в учебном процессе рост и партнёрских отношений.
Роли поваров, кондитеров, официантов, швей, вышивальщиц, вязальщиц ученицам знакомы лучше всего. Девочки, умеющие рисовать, легко берут на себя роли художников-оформителей, художников-дизайнеров. Не остаются без внимания роли по профессиям: конструкторы, закройщики, модельеры, технологи.
Довольно успешно проявляют себя выбранные ученицы на роли инженера по технике безопасности, заведующей складом, начальника отдела, заведующей ателье, директора магазина, руководителя предприятия, фирмы и т.п.
Самая высшая ступень партнёрских отношений, когда ученица берёт роль «учителя». Дети любят, когда им доверяют такую роль. Но доверить эту роль можно не каждой девочке, для этого надо иметь хороший багаж знаний и умений как ученика, так и «учителя». Дети, имеющие отличные успехи по предмету назначаются на роль «учителя» или помощника учителя.
Такие взаимодействия можно характеризовать как профессиональную пробу или стажировку по профессии. Первая ступень сотрудничества закладывается в 5-м классе.
Партнёрские отношения с учениками формируют качества творчески думающей и легко адаптирующейся личности. В результате деловых игр дети знакомятся с разнообразными видами профессиональной деятельности.
Представляю фрагмент урока технологии с элементами деловой игры, где показана первая ступень партнёрских отношений (защита профессий на конкурсной основе).
5 класс
Урок –деловая игра: Все ткани хороши, выбирай на вкус.
Цель урока: формирование у учащихся качеств творчески думающей и легкоадаптирующейся в рыночных условиях личности.
План урока
Организационный момент.
Подготовка к работе магазинов, распределение рабочих мест.
Проведение деловой игры «Магазин тканей».
1 этап: подготовка к открытию магазина.
Конкурс «Знакомство с магазинами».
Название
Реклама
Витрина (соответствие названию магазина, теме урока).
Защита
Участвуют директор магазина тканей и художники-дизайнеры.
2 этап. Конкурс «Кукла».
«Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Задание:
Нарядить куклу в русский народный костюм, используя имеющиеся материалы.
Защитить выполненную работу (работа в команде).
3-й этап. Работа в магазине специалистов.
« Умелые руки не знают скуки».
Продавец-консультант измеряет ткань, оформляет отрезы на стенде.
Технолог составляет коллекцию тканей, которая имеется в магазине.
Специалисты защищают свою работу.
Подведение итогов урока работы.
Литература:
Боброва Л.В. Технология.5-9 классы (девочки). Уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Володина Е.В., Суслина В.Ю. 5-11 классы. Предметные недели в школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
Карачевцева Л.Д. Технология. 5-9 классы. Дополнительные и занимательные материалы.- Волгоград: 2009.