Формирование гармоничной личности через триединство здоровья
Формирование гармоничной личности через триединство здоровья
Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и очень важна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической и духовной культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, творчеством, поиском смысла жизни и своего сопричастия к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование гармоничной личности через триединство здоровья»
Курьязова Ольга Николаевна
учитель технологии МАОУ «Лицей №1» г. Балаково
Формирование гармоничной личности
через триединство здоровья
Сохранение и укрепление здоровья детей сегодня— одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культуры здоровья актуально всегда, но значительно возрастает в наше время. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Актуальность
Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и очень важна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической и духовной культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, творчеством, поиском смысла жизни и своего сопричастия к ней.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…"
Искусство долго и полноценно жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем и совершенствовать его. То, что упущено в детстве, трудно наверстать потом. Поэтому приоритетным направлением в воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в здоровом питании, в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований сегодня показывают, что за последнее время число здоровых школьников уменьшилось уже на уровне поступающих в школу.
Вместе с тем по-прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ в сторону предметной подготовки, что вовсе не способствует формированию качеств личности, помогающих ребенку учиться. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке, можно сказать, что ритм жизни школьника остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны, работа школы предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением новых программ, а также реализации программ дополнительного образования. С другой стороны, для решения основной задачи образования: сохранения и укрепления здоровья школьника, необходимо обеспечить ему оптимальный двигательный режим.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Дорогу осилит идущий
"Здоровье, - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не только не вредя своему организму, но и принося ему пользу.
Здоровье определяется не только отсутствием болезней, но это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья школьников являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации: только в сторону полезного для здоровья, и отказа от всего вредного. Привить правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Привычка к здоровому образу жизни, - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей школьного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому школа и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье и школе должны помочь ребенку понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам необходимо знать, прежде всего, что собой представляет сам термин "здоровье".
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется 3 компонента здоровья:
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Духовное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны наработать сами.
Школьный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно педагог строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной им информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Формирование позиции созидателя в отношении своего здоровья
Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у человека потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка школьного возраста, как таковой, еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей школьника доминирует общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, они вместе не создают пока еще фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Микросреда школьного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.
При формировании у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В школьном учреждении, в буквальном смысле, должна быть введена мода на здоровье среди родителей и педагогов. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива.
Реализация постулата "Я хочу быть здоровым!"
Школьный возраст - самый поддающийся воздействию период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает полученный опыт.
Воспитанием бережного отношения к своему здоровью, созданием мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья мы можем заниматься и на уроках технологии:
Ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций для формирования знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций;
воспитание основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, не способствующих укреплению здоровья;
формирование представления школьника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;
в увлекательной, доступной для восприятия форме, научить правильному питанию, познакомить с тем, какую пользу или вред приносят те, или иные продукты.
Психическое и духовно-нравственное здоровье
Под психическим здоровьем понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме:
формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни;
формирование привычки к опрятности;
значение формирования правильной осанки для здоровья;
желание быть красивым и здоровым.
Под духовно-нравственным здоровьем принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, культуре.
формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми, способствующих установлению эмоционального контакта.
Мои наработки
В своей работе использую не только полезную информацию, но и положительную оценку, похвалу, поощрение инициативы учащихся. Известно: похвала подбадривает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываю и настроение детей. Стараюсь заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.
От меня зависит эмоциональный настрой на занятиях, поэтому стараюсь быть искренней, эмоционально открытой. Помогаю максимально идеально выполнять предложенные детям задания, осуществлять творческий подход.
Семья, в свою очередь, играет очень важную роль, - она является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщающей их к ценностям ЗОЖ. Известно, что нельзя гарантировать полноценного результата, если задача не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Заключение
Формирование здоровой личности возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием личности ребенка в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, самостоятельности, адекватности самооценки.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, творческой и трудовой деятельности, безопасности жизнедеятельности позволят ему найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев и разочарований.
Источники информации
1. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;