kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Я – потребитель» как фактор формирования личностных компетенций обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс предполагает знакомство с Федеральным Законом "О защите прав потребителя" и обучение грамотным действиям при совершении покупок.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Я – потребитель» как фактор формирования личностных компетенций обучающихся»

Элективный курс
" Я – потребитель»  
( " Правильное потребление")
как фактор формирования личностных компетенций обучающихся


Учитель технологии МБОУ «ООШ № 2» г. Энгельса

Пирская Татьяна Викторовна


Реализация стандартов образования по экономике строится с учетом целей обучения.

Цель обучения - ожидаемый конечный образовательный результат обучения вообще и обучения каждому предмету в частности.

Исходная идея современного процесса обучения - единство обучения, воспитания и развития, поэтому общая цель занятий экономикой – целостное формирование личности на основе обучающего, воспитывающего и развивающего обучения.

Обучающие цели изучения экономики:

- сформировать у учащихся научное мировоззрение;

- выработать навыки умственной деятельности;

- совершенствовать экономические понятия;

- формировать навыки безошибочной практической деятельности и осознанно использовать полученные знания на практике.

Воспитывающие цели изучения экономики:

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, настойчивость в преодолении трудностей;

- отрабатывать личностные качества (активность, целеустремленность, взаимопомощь);

- использовать возможности предмета экономики для профориентации учащихся и формирования экономической культуры.

Развивающие цели изучения экономики:

- обогащать словарный запас речи учащихся, усиливать коммуникативные свойства речи;

- развивать воображение, память, внимание, мышление;

- развивать сенсорную (чувственную) сферу, вырабатывать наблюдательность, глазомер, восприятие цвета, формы.

Каждое занятие несет на себе обучающую, воспитывающую и развивающую цели. Это триединая цель.

Пример целей по теме: «Потребление и семейный бюджет ».

Образовательная цель: усвоение учащимися понятий: «потребительское поведение», «полезность товара».

Развивающая цель: умение сравнивать товар по количеству и его полезности.

Воспитывающая цель: формирование научного мировоззрения учащихся через экономические понятия: ровные отношения, отношения «богатого», отношения «бедного», ценовые отношения и т.д.

Обучающие, развивающие и воспитывающие цели при изучении экономики тесно переплетаются. Обучая учеников, учитель развивает и воспитывает; воспитывая учеников, учитель развивает их личностную компетенцию в области экономических отношений.

Если ученик обладает большим объемом знаний в области социально-экономических наук и имеет опыт применения этих знаний на практике, то можно утверждать, что компетенция выпускника сформирована. Выпускник образовательного учреждения должен быть компетентным.

Компетентность - это не только набор знаний, умений и навыков, который формируется на когнитивной основе, но и умение рассуждать и высказывать собственные суждения, проявлять личностные качества, личную заинтересованность в применении знаний в различных сферах деятельности, доказывать свою конкурентоспособность на рынке труда.

Компетентность ученика формируется не только в процессе его обучения в школе, но и закладывается в семье, в процессе общения с людьми, зависит от его внешней и внутренней культуры, а также от политики государства.

Компетентность школьника формируется, если:

- совершенствуется самостоятельная познавательная деятельность;

- развивается мотивация в сфере трудовой деятельности;

- вырабатывается навык общения в бытовой сфере;

- формируется убежденность в сфере гражданской и социально-экономической деятельности и т.д.

Для формирования социально-экономической компетентности школьника возможна реализация следующих моделей:

1. Предметно-тематическая модель. Данная модель реализуется, когда учитываются межпредметные связи обучения.

2. Модель социальной взаимопомощи. Реализация данной модели направлена на то, чтобы обучающийся принимал активное участие во внеучебной деятельности (кружок, элективный курс),которая является логическим продолжением учебной работы или заменяет ее, где исследуются проблемы безработицы, поиска работы, социальной защищенности, сохранения здоровья и т.д., и формулируются конкретные предложения по преодолению противоречий.

3. Институциональная модель социально-экономического образования. При реализации этой модели формируется личность не только при усвоении знаний от курса к курсу, но предполагается участие в школьном самоуправлении, в ходе реализации которого создается особый уклад жизни с проведением традиционных и нетрадиционных мероприятий.

То, как формируется компетентность ученика, как складываются взаимоотношения ученика и учителя, как относится ученик к изучению экономики, – все это является результатом реализации учебно-воспитательных целей учителя. А так как отношения между учителем и учеником осуществляются на протяжении нескольких лет, то учебно-воспитательные цели должны быть «постоянными и неугасающими» (Н.Е.Шуркова), что в итоге делает выпускника компетентным в области экономики.

Программа элективного курса предназначена для изучения в 9 классе общеобразовательного учебного учреждения.

Предмет Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. Содержательные линии предмета «Технология» на ступени основного общего образования направлены на достижение, в том числе следующих целей:

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;

  • развитие критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, познавательных интересов, нравственной и правовой культуры, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, формирование опыта полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Цель курса “ Правильное потребление” – через знакомство с Федеральным Законом «О защите прав потребителей», воспитание грамотного потребителя, умеющего отстаивать свои права, формирование навыков цивилизованных отношений в сфере потребления товаров и услуг.

Сформулированная цель позволяет решить следующие задачи курса:

  • дать учащимся представления о правах потребителя;

  • учиться применять полученные знания в реальной практике, т. е. формировать навыки грамотного потребительского поведения;

  • помочь в выборе будущего профиля обучения.


Планируемые результаты

  • Обучающиеся смогут ориентироваться в содержании основополагающего для потребителя документа - Федеральным Законом «О защите прав потребителей»;

  • Обучающиеся научатся грамотно защищать свои права как потребители;

  • Обучающиеся будут ориентироваться в моделях взаимоотношений с участием граждан-потребителей.

Организация работы по данному курсу предполагает активную деятельность учащихся, при использовании интерактивных методов и приемов обучения:

  • Творческие задания;

  • Работа в малых группах;

  • Обучающие игры;

  • Социальные проекты;

  • Работа с документами.

Курс рассчитан на учащихся с базовым уровнем знаний, умений и навыков. Объем курса составляет 8 часов.

Формы подведения итогов и

способы оценивания достижений обучающихся

  • дифференцированный зачет по контрольным вопросам;

  • мини - исследование;

  • доклад по самостоятельно выбранной теме;

  • мультимедийная презентация.

Примерное содержание курса

Занятие 1. Кто такие потребители.

Знакомство с понятиями “потребитель”. Законодательное определение потребителя как гражданина. Механизм защиты потребительских прав.

Занятие 2. Основополагающие права потребителя. Знакомство с понятием “права потребителя”. Документы, закрепляющие права потребителей. Содержание прав потребителей.

Занятие 3. Закон РФ “О защите прав потребителя”. Справка о документе. Содержание Закона (действующая редакция): преамбула; общие положения; главы о защите прав потребителей при продаже товаров потребителям; главы о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг); главы о государственной и общественной защите прав потребителей. О порядке применения судами данного Закона - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

Занятие 4. Потребление и семейный бюджет. Знакомство с понятиями “потребление” и “бюджет”. Виды бюджетов. Доходы и расходы семьи. Закон Энгеля. Потребительская корзина. Обязательные платежи семьи. Уровни доходов семей.

Занятие 5. Защита прав потребителя. Знакомство с понятиями “товар” и “услуга”. Заключение договоров на проведение работы или услуги. Сроки выполнения работ и оказания услуг. Защита в случае нарушения сроков. Защита в случае обнаружения недостатков.

Занятие 6. Деловая игра "Как человеку жить по средствам своим. Игровые ситуации для закрепления понятий: потребности семьи, виды расходов и доходов. Закрепление навыков работы в группах, обучение принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

Занятие 7. Как составить и подать претензию. Практикум. Определение требования. Выбор наиболее существенного недостатка в товаре, услуге. Поиск соответствующей статьи Закона. Основные права потребителя - на качество; на безопасность; на информацию; на возмещение ущерба. Правила составления претензии. Виды претензий. Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар.

Занятие 8. Как составить и подать исковое заявление. Практикум. Поиск соответствующей статьи Закона. Правила составления искового заявления.


Учебно-тематический план

№ занятия

Название раздела и темы занятий

Кол-во часов

Кто такие потребители.

1

Основополагающие права потребителя

1

Закон РФ “О защите прав потребителя”

1

Потребление и семейный бюджет

1

Защита прав потребителя

1

Деловая игра "Как человеку жить по средствам своим...

1

Как составить и подать претензию. Практикум

1

Как составить и подать исковое заявление. Практикум

1


Всего

8


Требования к результатам учебной деятельности


Образовательный продукт включает:

1. Выполнение творческих работ по примерной тематике:

  • Права потребителей;

  • Это надо знать каждому потребителю;

  • О работах и услугах;

  • Как работают государственные органы защиты прав потребителей;

  • Как работают общественные объединения защиты прав потребителей.

2. Составление претензий и исковых заявлений

  • При обнаружении недостатков в приобретенном товаре.

  • При причинении вреда здоровью.

  • при нарушении срока передачи товара, продаже сертификата ПДС

  • Претензии об устранении недостатков в строении.

  • Претензии к управляющей компании.


Информационное обеспечение курса

Литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2004.

  2. Федеральный Закон “О защите прав потребителей”.

  3. Т.Даурова, Н.Ремизов. Основы законодательства о защите прав потребителей. Учебное пособие. Саратов, 1999.

  4. Селянин А.В. Защита прав потребителей. Учебник. Юридический дом «Юстицинформ» 2006 г.

  5. «Элективные курсы в профильном обучении образовательной области Технология». НФПК Москва 2004

  6. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. – М.: МЗ-Пресс, 2002;

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.potrebitel.net/samozaschita/1052/

  2. http://www.volgograd.ru/theme/jurist/prava potrebiteley/38334.pub

  3. http://zppotreb.narod.ru/index3.html

Презентации к занятиям:
  • « Потребители».
  • « Права потребителя. Как читать этикетку».
  • «Доходы и расходы семьи».
  • «Бюджет».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пирская Татьяна Викторовна

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335082

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства