"ДОМ,где я-хозяйка" авторская программа элективного курса для 9 класса
"ДОМ,где я-хозяйка" авторская программа элективного курса для 9 класса
Программа элективного курса «Дом, где я-хозяйка» предназначена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы.
и предполагает обучение девушек культуре ведения сельского дома.
Курс рассчитан на 34 часов и подробно знакомит учеников с основами ведения домашнего хозяйства, раскрывает красоту окружающего мира, созданную и созидаемой человеком, Содержание программы рассматривается комплексно на основе интеграции знаний о природе, бытовых условиях жизни людей, истории развития обустройства своего жилья, народных художественных традиций в оформлении внутреннего пространства, а также создание комфортной среды и микроклимата в семье. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"ДОМ,где я-хозяйка" авторская программа элективного курса для 9 класса »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Авторская программа
элективного курса «Дом, где я- хозяйка »
в 9 классе
Ермолаевой Нафисы Исмагиловны
учителя технологии
2014 год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Дом, где я-хозяйка» предназначена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы.
и предполагает обучение девушек культуре ведения сельского дома.
Курс рассчитан на 34 часов и подробно знакомит учеников с основами ведения домашнего хозяйства, раскрывает красоту окружающего мира, созданную и созидаемой человеком, Содержание программы рассматривается комплексно на основе интеграции знаний о природе, бытовых условиях жизни людей, истории развития обустройства своего жилья, народных художественных традиций в оформлении внутреннего пространства, а также создание комфортной среды и микроклимата в семье. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.
Актуальность:
Курс программы предполагает развитие учащихся в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современной девушке, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир, проектируя планировку будущего жилища, продумывая обустройство пространства вокруг дома пока в бумажном варианте, девушка готовится стать созидателем и хранительницей доброго мира, благосостояния в будущей семье. В этом я, педагог, вижу основную необходимость сегодняшнего дня.
Сейчас часто можно уловить тенденции, когда женщина стремится сделать карьеру, иметь большую зарплату, водить машину ,быть независимой , а домом и детьми будут заниматься специально нанятые люди. Это может быть и неплохо, но еще важнее дать детям тепло и ласку, дом наполнить веселым детским смехом, запахами пирогов, уютом родного дома и гармонией отношений между всеми членами семьи.
Вот эту главную мысль я хотела донести до учащихся, создавая свой элективный курс «Дом, где я –хозяйка». Ведь недаром выбрано такое название авторской программы, где каждое слово имеет свою смысловую нагрузку «ДОМ (не квартира, а деревенский дом в сельской местности с полисадником, огородом, погребом, колодцем, беседкой, верандой, баней.),где Я (именно я!)-ХОЗЯЙКА(в полном смысле хозяюшка, которая должна уметь все: и дом сделать уютным, и из ничего приготовить вкусный обед, правильно распределить расходы, гостеприимно распахнуть двери перед гостями!)»
Программа элективного курса «Дом, где я хозяйка(хозяин)» имеет направленность на приобретение опыта ухода за своим домом, способствует развитию интереса учащихся к профессиям повар, кулинар, дизайнер и т.д.
После прослушивания элективного курса и выполнения практических задач учащиеся должны знать начальные основы дизайна дома, интерьер наиболее подходящий к данному жилищу, ремонт неполадок, основы правильного рентабельного содержания домашних животных и птиц ,знать, как правильно распределять доходы и расходы семейного хозяйства, экономно планировать бюджет семьи, знать , как правильно беречь теплый микроклимат в семье.
Учащиеся после элективного курса должны уметь: делать ремонт в доме своими силами, красиво накрыть стол и принять гостей, вести огород и сад, чтобы круглый год обеспечить семью овощами, обвязать и обшить весь дом, наводить уют в своем доме, чтобы всем было в нем тепло и уютно.
Цель курса: способствовать определению в выборе будущего профиля ,развитию интереса к профессиям повара ,кулинара, дизайнера;
сформировать потребность ухода за собственным хозяйством ,развивать чувство любви к своему дому; развивать мотивацию собственной учебной деятельности.
Задачи курса:
1.Познакомить с основами ремонта дома, водо-и электрооборудования.
2.Рассмотреть основные понятия , приемы, связанные с выбором стиля в доме.
3.Научить всем видам рукоделия для дальнейшего украшения своего жилища.
4.Познакомить с видами и последовательностью работ по уходу за огородом и садом.
5.Научить вкусно готовить еду для всей семьи, правильно сервировать стол, уметь принять гостей.
6.Совершенствовать навыки распределения расходов и доходов семьи.
7.Научить основам ухода за домашними животными.
8.Развивать эстетический вкус.
9.Используя разнообразные формы проведения занятий, вовлечь учащихся в активную совместную деятельностью.
Программа основывается на концепции предпрофильной подготовки на средней ступени основного общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.) и обеспечивает выполнение государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии, утвержденного МО РФ № 1089 от 5.03.04 г.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, интегрированность с предметами художественно-эстетического цикла, доступность для обучающихся основной школы. Программа содержит основные сведения необходимые для достижения поставленных целей обучения.
Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практические работы, творческо-поисковый.
Программа включает теоретическую часть, практическую работу и оценку результатов обучения. Для оценки результатов по каждой теме планируется выполнение творческой работы.
Требования к результатам освоения программы.
Процесс подготовки по данному курсу направлен на формирование у учащихся следующих компетенций:
общекультурные:
• Будет способен анализировать социально и личностно значимые проблемы;
учебно-познавательные:
• осознает социальную (личную) значимость и необходимость выполнения программного курса;
• обладает мотивацией к самостоятельной деятельности; овладевает креативными навыками продуктивной деятельности - добыванием знаний непосредственно из реальной жизненной практики
информационные:
• При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
коммуникативные:
• Познает способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе;
социально-трудовые:
• Формирует знания в сфере семейных отношений и обязанностей;
специальные:
• Готов применять полученные теоретические знания для анализа ситуации и принятия необходимого решения;
• Формирует необходимые навыки работы для выполнения работ по дому.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Каждый обучающийся
Будет знать:
• Необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве;
• Правила и приемы обслуживания, ухода за бытовой техникой и мебелью
• Приемы тепло и энергосбережения;
• Правила ведения огородного землевладения;
• Правила кулинарного искусства, приема гостей;
• Правила рационального и эффективного распределения доходов семьи;
• Способы украшения и отделки изделий.
Будет уметь:
• Правильно и с соблюдением техники безопасности работать с инструментами и бытовыми приборами;
• Выполнять обслуживание, и уход за всеми членами семьи;
• Применять различные виды рукоделия для украшения своего дома;
• Рационально организовывать свою работу.
Будет владеть:
• Навыками работы по обслуживанию дома;
• Приемами поиска экономии и рационального использования ресурсов;
Сможет решать задачи:
• Применять на практике полученные знания и умения;
• Самостоятельно решать возникающие проблемы.
Программа в своей основе предполагает большую свободу в выборе исследовательской творческой работы учеником или группы, исходя из их интересов и желания.
Уроки целесообразно проводить еженедельно по одному часа в виде занятий.
Программа не предусматривает обязательную урочную, отметочную оценку успешности учащегося. Основные оценки – набор умений на основе занятий.
Оценивается:
Технология изготовления изделий для украшения своего жилища ,созданные своими руками:-прихватки, полотенца, панно и картины, половики, салфетки и т.д.
Способы создания и преобразования внешнего вида и декора дома.
Изменение интерьера по собственному вкусу.
Умение анализировать типовые и нестандартные ситуации в семейной жизни.
Разработка полноценного меню питания семьи, сервировку стола.
Работа в малых группах и индивидуально
Формы контроля уровня достижений учащегося:
Беседа, тестирование
Тематические выставки работ
Презентация личного достижения по изученному курсу
Защита проектной работы или дизайн-папки.
Тематический план элективного курса в 9 классе
«Дом , где я – хозяйка»
Тема
Теория
Практика
1.
Ремонт дома.
2 ч
1ч
2.
Дизайнерские находки
2 ч
1ч
3.
Интерьер жилого дома
5ч
1 ч.
4.
Кулинария
1 ч
2 ч
5.
Рукоделие
1 ч
3 ч
6.
Этикет
2 ч
1 ч
7.
Огородные дела
2 ч
1ч.
8.
Семейный бюджет и планирование
2ч
1 ч
9.
Педагогика для всех
2 ч
-
10.
Творческие проекты (по выбору учащихся).
-
4ч
Всего
34 ч
Тематическое планирование занятий курса
№
Содержание
Дата
Кол-во
часов
Вид деятельности
РЕМОНТ ДОМА
3 ч
1.
Клеим обои ,красим дом
1ч
Лекция с элементами беседы
2.
Дизайн-план моего дома
2 ч
Практическая работа
ДИЗАЙНЕРСКИЕ НАХОДКИ
3 ч
3.
Меблировка, освещение, дизайн окна
1 ч.
Лекция
4.
Дизайн окна.Макет «Свет моего окна…»
2 ч
Практическая работа
ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА
6 ч
5.
Понятие о композиции в интерьере жилого дома
2 ч
Лекция
6.
Экология жилища
2 ч
лекция
7.
Значение комнатных растений в жизни человека.
1ч
лекция
8.
Цветы в доме
1ч
лекция
КУЛИНАРИЯ
3 Ч
9.
Бал салатов
2 ч
Лекция с записью рецептов
10.
Сервировка стола. Застольный этикет.
Знаменитые татарское гостеприимство и русская широта души
1ч
Практическая работа
РУКОДЕЛИЕ.
4ч
11.
Вязание, плетение, вышивание, шитье
1 ч
Лекция
12.
Вязание прихваток, ковриков
3 ч
Практическая работа
ЭТИКЕТ
3 ч
13.
Этикет как зеркало
1ч
Лекция ,игра «Азбука маркиза Этикета»
14.
Как принять гостей
2 ч
Лекция, практический тест по басне С.Михалкова
ОГОРОДНЫЕ ДЕЛА
4 ч
15
Огород круглый год
2ч
Лекция
16.
Моя цветочная клумба
2ч
Практическая работа-план клумбы
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ.
3Ч
17.
Распределение доходов и расходов
1 ч
Лекция
18.
Составление бюджета семьи на месяц
2 ч
Практическая работа
ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ
2 Ч
19.
Разрешение конфликтов и микроклимат в семье.
2 ч
Лекция
Творческие проекты (по выбору учащихся).
3ч
Практическая работа
Защита проектов
ИТОГО:
34 ч
Перечень тем варьируется по желанию учащихся.Я планирую дополнить новыми темами, такими как траволечение, значение оберегов в доме, косметические средства собственного производства, лечебная сила бани и сауны, модные тенденции в одежде и многие другие.
Для достижения цели программы предусмотрены занятия по декору интерьера, .по азам кулинарии, по экономике, экологии жилища. Весь курс делится на теоретическую и практическую части и рассчитан на занятия по 1 часу в неделю. Как правило, практическим работам предшествуют лекции, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ.
В процессе занятий учащиеся занимаются выполнением эскизов, макетированием, исследовательской деятельностью, подготовкой творческих проектов.
Обучение осуществляется на основе дидактических методов: репродуктивного, прежде всего, объяснительно-иллюстративного, продуктивного, активно-проблемного, частично-поискового (эвристического), а также исследовательского.
Виды выполнений итоговой работы.
Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога проводится в целях привития им навыков исследовательского характера в самостоятельном изыскании новых решений проблемных вопросов теории изучаемых дисциплин, закрепления и углубления теоретических знаний, умений и навыков работы с литературой. Самостоятельная работа учащихся осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением письменно выполненной работы на заданную тему.
Проект выполняется в целях расширения и закрепления теоретических знаний учащихся по теме курса. Ещё одним видом отчётности является выполнение дизайн-папки по выбранной тематике.
Учащиеся самостоятельно выбирают вид отчётности, тематику для итоговой работы.
Работа принимается при условии, что она выполнена в предложенном объёме, использовано не менее 2-х тем; работа представлена в установленный срок, в предложенной педагогом форме, с соблюдением стандартных требований к её оформлению.
Итоговая форма отчётности - просмотр проектов учащихся с их защитой.
Информационное обеспечение программы
Список литературы для учителя.
1.Домоводство.-Москва,2009 год,-252 с.
2.Кузьмина М.Азбука плетения.-М.:Эксмо,2010-256 с.
3.Уткина Т.Чудесные кружева: техника фриволите.-М.:Эксмо-пресс.-2008.-240 с.
4.Азбука вязания на спицах и крючком.-М.:2011 г.180 с.
5.Легеза В.Н. Животноводство :учебник для начального проф. Образования .-М.:-Профобриздат,2001.-384 с.
6.Овощеводство.Учебник для начального проф. Образования.-М.:Профобриздат,2001.-2002.-256 с.
7.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей.-2 издание .-М. :Детская литература.-1989.-367 с.