kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"ДОМ,где я-хозяйка" авторская программа элективного курса для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Дом, где я-хозяйка» предназначена для предпрофильного  обучения учащихся   9 классов средней общеобразовательной школы.

и предполагает обучение девушек культуре ведения сельского дома.

         Курс рассчитан на 34 часов и подробно  знакомит учеников с основами ведения домашнего хозяйства, раскрывает красоту окружающего мира, созданную и созидаемой человеком, Содержание программы рассматривается комплексно на основе интеграции знаний о природе, бытовых условиях жизни людей, истории развития обустройства своего жилья, народных художественных традиций в оформлении внутреннего пространства, а также создание комфортной среды и микроклимата в семье. Программа является  дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"ДОМ,где я-хозяйка" авторская программа элективного курса для 9 класса »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан



















Авторская программа

элективного курса «Дом, где я- хозяйка »

в 9 классе

Ермолаевой Нафисы Исмагиловны

учителя технологии



2014 год





Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Дом, где я-хозяйка» предназначена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы.

и предполагает обучение девушек культуре ведения сельского дома.

Курс рассчитан на 34 часов и подробно знакомит учеников с основами ведения домашнего хозяйства, раскрывает красоту окружающего мира, созданную и созидаемой человеком, Содержание программы рассматривается комплексно на основе интеграции знаний о природе, бытовых условиях жизни людей, истории развития обустройства своего жилья, народных художественных традиций в оформлении внутреннего пространства, а также создание комфортной среды и микроклимата в семье. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.

Актуальность:

Курс программы предполагает развитие учащихся в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современной девушке, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир, проектируя планировку будущего жилища, продумывая обустройство пространства вокруг дома пока в бумажном варианте, девушка готовится стать созидателем и хранительницей доброго мира, благосостояния в будущей семье. В этом я, педагог, вижу основную необходимость сегодняшнего дня.

Сейчас часто можно уловить тенденции, когда женщина стремится сделать карьеру, иметь большую зарплату, водить машину ,быть независимой , а домом и детьми будут заниматься специально нанятые люди. Это может быть и неплохо, но еще важнее дать детям тепло и ласку, дом наполнить веселым детским смехом, запахами пирогов, уютом родного дома и гармонией отношений между всеми членами семьи.

Вот эту главную мысль я хотела донести до учащихся, создавая свой элективный курс «Дом, где я –хозяйка». Ведь недаром выбрано такое название авторской программы, где каждое слово имеет свою смысловую нагрузку «ДОМ (не квартира, а деревенский дом в сельской местности с полисадником, огородом, погребом, колодцем, беседкой, верандой, баней.),где Я (именно я!)-ХОЗЯЙКА(в полном смысле хозяюшка, которая должна уметь все: и дом сделать уютным, и из ничего приготовить вкусный обед, правильно распределить расходы, гостеприимно распахнуть двери перед гостями!)»


Программа элективного курса «Дом, где я хозяйка(хозяин)» имеет направленность на приобретение опыта ухода за своим домом, способствует развитию интереса учащихся к профессиям повар, кулинар, дизайнер и т.д.

После прослушивания элективного курса и выполнения практических задач учащиеся должны знать начальные основы дизайна дома, интерьер наиболее подходящий к данному жилищу, ремонт неполадок, основы правильного рентабельного содержания домашних животных и птиц ,знать, как правильно распределять доходы и расходы семейного хозяйства, экономно планировать бюджет семьи, знать , как правильно беречь теплый микроклимат в семье.

Учащиеся после элективного курса должны уметь: делать ремонт в доме своими силами, красиво накрыть стол и принять гостей, вести огород и сад, чтобы круглый год обеспечить семью овощами, обвязать и обшить весь дом, наводить уют в своем доме, чтобы всем было в нем тепло и уютно.

Цель курса: способствовать определению в выборе будущего профиля ,развитию интереса к профессиям повара ,кулинара, дизайнера;

сформировать потребность ухода за собственным хозяйством ,развивать чувство любви к своему дому; развивать мотивацию собственной учебной деятельности.


Задачи курса:

1.Познакомить с основами ремонта дома, водо-и электрооборудования.

2.Рассмотреть основные понятия , приемы, связанные с выбором стиля в доме.

3.Научить всем видам рукоделия для дальнейшего украшения своего жилища.

4.Познакомить с видами и последовательностью работ по уходу за огородом и садом.

5.Научить вкусно готовить еду для всей семьи, правильно сервировать стол, уметь принять гостей.

6.Совершенствовать навыки распределения расходов и доходов семьи.

7.Научить основам ухода за домашними животными.

8.Развивать эстетический вкус.

9.Используя разнообразные формы проведения занятий, вовлечь учащихся в активную совместную деятельностью.

Программа основывается на концепции предпрофильной подготовки на средней ступени основного общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.) и обеспечивает выполнение государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии, утвержденного МО РФ № 1089 от 5.03.04 г.


Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, интегрированность с предметами художественно-эстетического цикла, доступность для обучающихся основной школы. Программа содержит основные сведения необходимые для достижения поставленных целей обучения.

Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практические работы, творческо-поисковый.

Программа включает теоретическую часть, практическую работу и оценку результатов обучения. Для оценки результатов по каждой теме планируется выполнение творческой работы.


Требования к результатам освоения программы.

Процесс подготовки по данному курсу направлен на формирование у учащихся следующих компетенций:


общекультурные:

• Будет способен анализировать социально и личностно значимые проблемы;


учебно-познавательные:

• осознает социальную (личную) значимость и необходимость выполнения программного курса;

• обладает мотивацией к самостоятельной деятельности; овладевает креативными навыками продуктивной деятельности - добыванием знаний непосредственно из реальной жизненной практики


информационные:

• При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.


коммуникативные:

• Познает способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе;


социально-трудовые:

• Формирует знания в сфере семейных отношений и обязанностей;


специальные:

• Готов применять полученные теоретические знания для анализа ситуации и принятия необходимого решения;

• Формирует необходимые навыки работы для выполнения работ по дому.


Ожидаемые результаты освоения программы.

Каждый обучающийся

Будет знать:

• Необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве;

• Правила и приемы обслуживания, ухода за бытовой техникой и мебелью

• Приемы тепло и энергосбережения;

• Правила ведения огородного землевладения;

• Правила кулинарного искусства, приема гостей;

• Правила рационального и эффективного распределения доходов семьи;

• Способы украшения и отделки изделий.

Будет уметь:

• Правильно и с соблюдением техники безопасности работать с инструментами и бытовыми приборами;

• Выполнять обслуживание, и уход за всеми членами семьи;

• Применять различные виды рукоделия для украшения своего дома;

• Рационально организовывать свою работу.

Будет владеть:

• Навыками работы по обслуживанию дома;

• Приемами поиска экономии и рационального использования ресурсов;

Сможет решать задачи:

• Применять на практике полученные знания и умения;

• Самостоятельно решать возникающие проблемы.

Программа в своей основе предполагает большую свободу в выборе исследовательской творческой работы учеником или группы, исходя из их интересов и желания.

Уроки целесообразно проводить еженедельно по одному часа в виде занятий.

Программа не предусматривает обязательную урочную, отметочную оценку успешности учащегося. Основные оценки – набор умений на основе занятий.

Оценивается:

  1. Технология изготовления изделий для украшения своего жилища ,созданные своими руками:-прихватки, полотенца, панно и картины, половики, салфетки и т.д.

  2. Способы создания и преобразования внешнего вида и декора дома.

  3. Изменение интерьера по собственному вкусу.

  4. Умение анализировать типовые и нестандартные ситуации в семейной жизни.

  5. Разработка полноценного меню питания семьи, сервировку стола.

  6. Работа в малых группах и индивидуально

Формы контроля уровня достижений учащегося:

  • Беседа, тестирование

  • Тематические выставки работ

  • Презентация личного достижения по изученному курсу

  • Защита проектной работы или дизайн-папки.





Тематический план элективного курса в 9 классе

«Дом , где я – хозяйка»




Тема

Теория

Практика

1.

Ремонт дома.

2 ч

2.

Дизайнерские находки

2 ч

3.

Интерьер жилого дома

1 ч.

4.

Кулинария

1 ч

2 ч

5.

Рукоделие

1 ч

3 ч

6.

Этикет

2 ч

1 ч

7.

Огородные дела

2 ч

1ч.

8.

Семейный бюджет и планирование



1 ч

9.

Педагогика для всех

2 ч

-

10.

Творческие проекты (по выбору учащихся).

-


Всего


34 ч






Тематическое планирование занятий курса


Содержание

Дата

Кол-во

часов

Вид деятельности

РЕМОНТ ДОМА


3 ч


1.

Клеим обои ,красим дом


Лекция с элементами беседы

2.

Дизайн-план моего дома


2 ч

Практическая работа

ДИЗАЙНЕРСКИЕ НАХОДКИ


3 ч


3.

Меблировка, освещение, дизайн окна


1 ч.

Лекция

4.

Дизайн окна.Макет «Свет моего окна…»


2 ч

Практическая работа

ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА


6 ч


5.

Понятие о композиции в интерьере жилого дома


2 ч

Лекция

6.

Экология жилища


2 ч

лекция

7.

Значение комнатных растений в жизни человека.


лекция

8.

Цветы в доме


лекция

КУЛИНАРИЯ


3 Ч


9.

Бал салатов



2 ч

Лекция с записью рецептов

10.

Сервировка стола. Застольный этикет.

Знаменитые татарское гостеприимство и русская широта души


Практическая работа

РУКОДЕЛИЕ.



11.

Вязание, плетение, вышивание, шитье


1 ч

Лекция

12.

Вязание прихваток, ковриков


3 ч

Практическая работа

ЭТИКЕТ


3 ч


13.

Этикет как зеркало


Лекция ,игра «Азбука маркиза Этикета»

14.

Как принять гостей


2 ч

Лекция, практический тест по басне С.Михалкова

ОГОРОДНЫЕ ДЕЛА


4 ч


15

Огород круглый год


Лекция

16.

Моя цветочная клумба


Практическая работа-план клумбы

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ.




17.

Распределение доходов и расходов


1 ч

Лекция

18.

Составление бюджета семьи на месяц


2 ч

Практическая работа

ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ


2 Ч


19.

Разрешение конфликтов и микроклимат в семье.



2 ч

Лекция

Творческие проекты (по выбору учащихся).


Практическая работа

Защита проектов

ИТОГО:


34 ч



Перечень тем варьируется по желанию учащихся.Я планирую дополнить новыми темами, такими как траволечение, значение оберегов в доме, косметические средства собственного производства, лечебная сила бани и сауны, модные тенденции в одежде и многие другие.


Для достижения цели программы предусмотрены занятия по декору интерьера, .по азам кулинарии, по экономике, экологии жилища. Весь курс делится на теоретическую и практическую части и рассчитан на занятия по 1 часу в неделю. Как правило, практическим работам предшествуют лекции, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ.

В процессе занятий учащиеся занимаются выполнением эскизов, макетированием, исследовательской деятельностью, подготовкой творческих проектов.

Обучение осуществляется на основе дидактических методов: репродуктивного, прежде всего, объяснительно-иллюстративного, продуктивного, активно-проблемного, частично-поискового (эвристического), а также исследовательского.

Виды выполнений итоговой работы.

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога проводится в целях привития им навыков исследовательского характера в самостоятельном изыскании новых решений проблемных вопросов теории изучаемых дисциплин, закрепления и углубления теоретических знаний, умений и навыков работы с литературой. Самостоятельная работа учащихся осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением письменно выполненной работы на заданную тему.

Проект выполняется в целях расширения и закрепления теоретических знаний учащихся по теме курса. Ещё одним видом отчётности является выполнение дизайн-папки по выбранной тематике.

Учащиеся самостоятельно выбирают вид отчётности, тематику для итоговой работы.

Работа принимается при условии, что она выполнена в предложенном объёме, использовано не менее 2-х тем; работа представлена в установленный срок, в предложенной педагогом форме, с соблюдением стандартных требований к её оформлению.

Итоговая форма отчётности - просмотр проектов учащихся с их защитой.















Информационное обеспечение программы

Список литературы для учителя.

1.Домоводство.-Москва,2009 год,-252 с.

2.Кузьмина М.Азбука плетения.-М.:Эксмо,2010-256 с.

3.Уткина Т.Чудесные кружева: техника фриволите.-М.:Эксмо-пресс.-2008.-240 с.

4.Азбука вязания на спицах и крючком.-М.:2011 г.180 с.

5.Легеза В.Н. Животноводство :учебник для начального проф. Образования .-М.:-Профобриздат,2001.-384 с.

6.Овощеводство.Учебник для начального проф. Образования.-М.:Профобриздат,2001.-2002.-256 с.

7.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей.-2 издание .-М. :Детская литература.-1989.-367 с.


Рекомендуемая литература:


  • Ю.А. Боровков «Технический справочник учителя труда».

  • А.М. Шепелев «Как построить сельский дом».

  • О. Рябинина «Практические советы хозяину и хозяйке».

  • Рогов О. П. «Энциклопедия народного умельц».

  • Материалы журналов: « Школа и производство».

« Сделай сам».

« Советы домашнему мастеру».

Список литературы для ученика.


1Технология / под редакцией Симоненко/ 7 класс.-М.:Вентана-Граф,2010

2.Технология/под редакцией Симоненко/ 8 класс.- М.:Вентана-Граф,2010


3.Технология /под редакцией Симоненко/ 9 класс М.: М.:Вентана-Граф,2010


4.Кулинария для всех .-Казань.:Тат. Книжное издательство, 1989 г.

5.Азбука вязания на спицах и крючком,-М.:1996 г.

6.Трайтак Д.И. Сельскохозяйственный труд 5-7 класс.-М.:Просвещение.1987 г.

7.Хозяину и хозяйке.-Казань,Тат. Книжное издательство,1992 г.

8.Журналы «Крестьянка»-приложения к журналу «Мода в доме», «Ксюша», «Наша кухня»


Ресурсы интернет – пространства:

Общеобразовательные сайты по технологии

Образовательный сайт "Непрерывная подготовка учителя технологии"

Образовательный сайт "ИКТ на уроках технологии"

Сообщество учителей технологии

Сообщество учителей технологии "Уроки творчества: искусство и технология в школе

Библиотека разработок по технологии


ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД

Сайт учителя технологии Прозоровой Л.В. Технология

Сайт учителя технологии Трудовичка

Сайт учителя технологии Смольниковой Ирины Владимировны Я-учитель

Блог Думенко Татьяны Геннадьевны

Блог педагога дополнительного образования Творим... Развиваем... Воспитываем...

Сайт Методическая копилка учителя Смирновой Елены Валерьевны

Сайт Коллекция электронных материалов по технологии

Сайт Журнал "Девчонки-мальчишки. Школа ремесел.

Образовательные интернет ресурсы по технологии

http://www.cooking.ru - Все о еде и кулинарии

http://www.rukodelie.ru - Рукоделие

http://www.cooking-book.ru - Кулинарный портал

http://www.season.ru - Клуб любителей шитья

http://www.salon.ru - Журнал «Салон-интерьер»

http://www.ivd.ru - Идеи вашего дома

http://remeslennik.ru - Портал информационной поддержки ремесел и народных промыслов

http://www.remesla.ru - Декоративно прикладное искусство

http://www.osinka.ru - Шитье, мода, крой

http://www.gelezo.com - Электроника в быту

http://rf.atnn.ru - Схемотехника

http://shpuntik.kulichki.net - Винтик и шпунтик

http://oosha.narod.ru/sheite_sami - Шейте сами

http://trudovik.narod.ru - Открытый образовательный портал учителя технологии

http://www.lobzik.pri.ee/modules/news - Лобзик для любителей мастерить и профессионалов

http://www.monstera.ru - Цветы и комнатные растения

http://flowers.nm.ru - Мир домашних растений

http://www.iplants.ru - Комнатные растения


Методическое обеспечение программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:

    • учебного кабинета технологии,

    • необходимого ручного инструмента и приспособлений для рукоделия,

    • необходимого дидактического, раздаточного материала

    • мультимедийный проектор

    • ноутбук

    • электронные диски



Примеры творческих проектов
  • Ажурные картинки
  • "Вышивка"
  • Вышитая картина в современном интерьере
  • "Гобелен"
  • "Дыхание цветов"
  • Жилет
  • Изонить. Волшебное творение рук
  • Кукла- предмет русской культуры
  • Лоскутная пластика
  • Панно "На морском дне"
  • "Подарок к свадьбе"
  • Проект "Полевые цветы"
  • "Рушники"
  • "Соломенное чудо" (doc); презентация
  • "Фартук"
  • Фантазии из шелковых ленточек
  • Элемент интерьера
  • Эффективный способ пошива детской кофточки
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"ДОМ,где я-хозяйка" авторская программа элективного курса для 9 класса

Автор: Ермолаева Нафиса Исмагиловна

Дата: 24.08.2014

Номер свидетельства: 112713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства