Доклад на заседании Методического Совета учителей технологии Урицкого района Орловской области "Поддержка и развитие одарённости детей"
Доклад на заседании Методического Совета учителей технологии Урицкого района Орловской области "Поддержка и развитие одарённости детей"
Работа с одаренными детьми в системе образования носит программный и целенаправленный характер. Выявляя одаренных детей, помогая им раскрыть талант в той или иной области умственной деятельности, мы готовим будущих членов интеллектуального сообщества страны, без которого невозможен ее научный и технический прогресс. Кроме того, достижения детей являются показателем уровня педагогической работы системы в целом и отдельных образовательных учреждений в частности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании Методического Совета учителей технологии Урицкого района Орловской области "Поддержка и развитие одарённости детей"»
Работа с одаренными детьми в системе образования носит программный и целенаправленный характер. Выявляя одаренных детей, помогая им раскрыть талант в той или иной области умственной деятельности, мы готовим будущих членов интеллектуального сообщества страны, без которого невозможен ее научный и технический прогресс. Кроме того, достижения детей являются показателем уровня педагогической работы системы в целом и отдельных образовательных учреждений в частности.
Из многих возможных путей развития этой сферы наиболее организованными и эффективными стали научное и олимпиадное направления. Выполняя сходные функции, каждое из них, тем не менее, имеет свои особенности и различия, заключающиеся в способах выявления одаренности и методах дальнейшей работы с неординарным ребенком.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в области являются Олимпиады.
Олимпиадная форма работы со школьниками имеет наиболее глубокие корни и традиции, насчитывающие более 30 лет. Проведение олимпиад позволяет выявлять предметную эрудицию детей, способность оперировать приобретенной информацией. Именно олимпиады открывают многим выпускникам новые перспективы для их карьерного роста. Школьники, проявившие высокий уровень этих качеств, после окончания школы, как правило, пополняют ряды вузов.
Несмотря на многолетние традиции, это направление работы, тем не менее, динамично развивается и осваивает все новые и новые формы выявления и подготовки школьников к олимпиадным выступлениям.
Анализируя задания олимпиад разных регионов и разных уровней сложности, приходим к выводу, что они основываются на следующих принципах мышления: дедукции, индукции, комбинаторике, сопоставлении. Используются все резервы памяти, умение анализировать предлагаемый материал, находить по аналогии или использовать метод контраста и т. д. При этом характерно, что требуется от учащегося не только знание программного материала, но и масса дополнительных сведений, интегрированных знаний.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом, в котором существуют более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.
Информационные технологии позволяют учащимся выйти за пределы школьной программы/учебника, научиться владеть внешним/сетевым ресурсом для расширения поля предметного знания, углубления отдельных тематик, умения соотносить различные источники информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
Средства IT становятся условием становления самостоятельности в постановке и реализации краткосрочных и долгосрочных целей образования, сетевой ресурс предоставляет программы, в которых учащийся может ориентироваться, выбирая интересную или полезную информацию для получения дополнительных сведений или проверки собственных достижений (тесты, конкурсы, олимпиады, вебинары).
Какие трудности и в связи с чем испытывают наши школьники при решении олимпиадных заданий?
Анализируя опыт участия моих учеников в олимпиадах всех уровней, могу отметить такой недостаток: участники не могут вникнуть в смысл предложенных заданий, а, следовательно, неправильно его выполняют. Олимпиадные задания требуют от участников умения логически мыслить, рассуждать, анализировать. Некоторые задания требуют умения исторически объяснять факты.
Как же мы, учителя, должны работать с одаренными детьми, чтобы таланты «не пропадали попусту?»
Вот некоторые шаги педагогической деятельности:
· осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к одаренным детям в рамках урока;
· внедрение в учебный процесс методики проблемного обучения, поисковых и исследовательских видов работ для развития логического мышления, совершенствования умений анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
· создание в образовательном учреждении пространства (ведение элективных курсов, спецкурсов, факультативов), способствующего реализации и совершенствованию способностей школьников;
· разработка приемов и способов мотивации талантливых школьников к участию в конкурсах и проектах школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровней, исследовательских конференциях, вебинарах с целью развития творческого образного мышления, волевых качеств и дальнейшей социализации;
· способствовать расширению общего кругозора школьников через внеклассные мероприятия по предмету, использование стратегии междисциплинарного обучения принципов интегрированного обучения.
Начальный этап подготовки к олимпиаде начинается с планирования работы учителя. Основными целями и задачами должны быть:
· формирование предметных компетенций учащегося;
· развитие логического мышления;
· формирование общеучебных умений – работа с научно-популярной литературой, со справочными материалами;
· расширение кругозора, развитие творческих способностей, это первые шаги научного поиска и научного познания.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов.
Умение мобилизоваться в ситуации дефицита времени и ресурсов позволяет исследовать проблемную ситуацию, анализировать исходные данные, наличные ресурсы и дефициты, использовать информационные каналы и коммуникативный ресурс для доращивания ситуации до эффективной. В среднем звене это режим погружений, в старшей школе условия для становления таких умений задаются рамками задач с неопределенными условиями.
Учащиеся нашей школы-интерната нечасто принимают участие в олимпиадах в силу специфики учреждения и статуса детей. Большинство воспитанников имеют ограниченные возможности здоровья. Высокие результаты показывают наши ученики на областных и региональных конкурсах спортивного, творческого характера. Образовательная область «технология» позволяет раскрыть как творческий потенциал ребёнка, так и научный, познавательный.
Наши достижения:
2013-2014 учебный год – Семанина Д. - призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
2014-2015 учебный год – Семанина Д. - победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
2015-2016 учебный год – Семанина Д. - победитель муниципального и призёр регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Я считаю, что данные результаты стали возможными во многом благодаря хорошей материальной базы кабинета технологии Нарышкинской школы-интерната. У нас имеется современное швейное оборудование, ткани, трикотажные полотна, нетканые материалы в достаточном количестве, нитки, фурнитура, пряжа и другой всевозможный материал для творчества воспитанников. Всё новое и отменного качества. В нашем учреждении сложилась системой взаимопомощи, открытости и обмена опытом и материалами между педагогами.
Администрацией школы-интерната созданы оптимальные условия для гармоничного развития творческой личности воспитанников.
В своей работе я пользуюсь следующими педагогическими технологиями:
- информационными компьютерными технологиями;
- коммуникативными методиками;
- проектными и исследовательскими технологиями;
- индивидуальным подходом к учащимся.
Всё это позволяет мне как педагогу усилить в значительной степени мотивацию учебной деятельности, повысить эффективность учебного процесса, стимулировать каждого учащегося на достижение максимально возможных для него результатов.
Успешности работы с одаренными учащимися и стимулированию познавательного процесса способствовала и система дополнительного образования: кроме того, что я учитель технологии, я занимаю должность инструктора по трудовому обучению. Веду занятия творческого объединения «Юный дизайнер», занимаюсь индивидуально с воспитанниками. Формирую у детей практические умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Проводим всевозможные показы одежды, конкурсы, фестивали. Особой популярностью среди сотрудников школы пользуются ставшие традиционными выставки-продажи изготовленных изделий.
Принимаем участие в областных, всероссийских мероприятиях. Вот некоторые из них. В прошлом году наши изделия были проданы на благотворительной ярмарке в Орле «Спаси Донбасс», собранные средства были направлены на нужды детям Донбасса. В 2014 году изготовленное нами изделие на фестивале «Будущее России» в Москве было вручено Уполномоченному по правам ребёнка при Президенте России Павлу Астахову. Таких ярких и запоминающих событий у нас было много и, надеюсь, будет и в будущем. Всё это способствует привлекательности
Подобран богатейший материал для работы с одаренными детьми. В работе с учащимися я пользуюсь доступными сборниками олимпиадных задач, разрабатываю собственные методические материалы, обмениваюсь банком задач с коллегами по различным сетевым ресурсам.
В своей работе использую педагогические технологии, обеспечивающие высокие результаты обучения, личностно-ориентированный подход, индивидуализацию, персонализацию образования, что создает благодатный климат для максимального развития способностей и талантов как одаренных учащихся, так и детей со средними задатками.
Важнейшим фактором успешной работы с одаренными детьми является обеспечение сотрудничества всех служб школы, а также взаимодействие с учреждениями района, области. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка. Затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих и тех, кто уже в какой-то мере освоил тот или иной вид деятельности. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формирует потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Таким образом, итоги деятельности педагогов школы по работе с одаренными детьми показывают высокий уровень и эффективность сложившейся системы. Эти достижения стали возможными благодаря высокопрофессиональной и организованной работе всех специалистов школы. Тем не менее, еще остается значительный резерв для совершенствования и развития этого направления.