В статье дается краткий обзор научной обоснованности мелкой моторики рук, и значение развития моторики у детей. Отмечается особое значение развития мелкой моторики при ручном труде. Обобщен опыт работы на уроках труда, применение разных видов работы для развития мелкой моторики.
Особое место в трудовом обучении слепых и слабовидящих школьников должно занимать их обучение и развитие мелкой моторики рук. Именно благодаря движениям и посредством движений человек познает окружающий мир и самого себя. Для слабовидящего школьника изучение двигательных действий в сфере трудового воспитания является основой, поскольку движение для него выступает как объект, средство, цель совершенствования навыков.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).[4]
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
У слепых детей с остаточным зрением знания о строении и функциях руки носят фрагментарный характер, так как опираются на визуальные признаки, получаемые с помощью дефектного зрения. Уровень осязательных навыков и умений снижен из-за преимущественного использования зрения, при ориентировке в окружающем, не сформированы осязательные сенсорные эталоны, отсутствуют осязательные умения при ориентировке в пространстве. Слабовидящие дети, предпочитая визуальную ориентацию, не используют возможности своего осязания для восполнения недостающей зрительной информации. Они используют руку лишь как средство приближения предмета к глазам, не знают возможностей руки. Доминирование зрительной ориентировки отрицательно сказывается на развитии осязательных навыков при восприятии формы, структуры поверхности, пространственных отношений, на формировании бытовых умений слепых с остаточным зрением и слабовидящих детей. Учащиеся практически не ориентированы на процесс компенсации зрительной недостаточности за счёт включения осязания. Низкий уровень развития осязания и мелкой моторики задерживает развитие социально-адаптивных навыков и умений.[3]
Несформированность осязательных умений при ориентировке в быту у всех групп учащихся объясняется отсутствием специальной методики по использованию осязания и мелкой моторики при выполнении бытовых действий, четкого алгоритма осязательных действий. Спонтанное приобретение рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве детьми с нарушениями зрения тормозится также в связи с гиперопекой их в семье, недооценкой родителями значимости осязания и мелкой моторики в компенсации зрительных нарушений. Все это осложняет подготовку и обучение детей в школе, их социализацию. Из-за недостаточности сенсорного опыта школьники с нарушением зрения опредмечивают форму геометрических фигур, не умеют описывать свои практические действия, затрудняются при назывании пространственных отношений между предметами.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.
Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в каждом классе, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, плетение из бисера ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние школьника: гнев, обиду, боль, радость.
Еще В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
У детей, поступающих в нашу школу, плохо развита мелкая моторика рук, они не готовы к активной работе в учебном процессе. Практического опыта у них мало, познания окружающего мира сужены. Вследствие этого при ощупывании предметов руки у детей малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или вялые и расслабленные. Руки у них часто потеют и холодные – все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия. Некоторые учащиеся не владеют приемами обследования, т. е. не умеют ощупывать предметы, легко к ним прикасаясь, затрудняются в выполнении других предметно – практических действий. И этому специально учат на уроках коррекции учителя начальных классов, а также учителя ИЗО и трудового обучения. Это маленькие дети, они боятся всего нового и неизвестного. И моя задача вовлечь и заинтересовать их ручной работой. Для этого на первых этапах работы выбираю задания, чтобы результат был виден сразу.
Работа с шерстяными нитками. Изготовление кукол-оберегов, осьминожка, птички, разноцветные помпоны, из которых можно сделать игрушки. За одно занятие у ребенка готово изделие. Это поднимает эмоциональный фон и уверенность ребенка в свои силы. Ребенок учится отмерять нитки, сплетать их, завязывать узелки.
Плетение на руках. Использую прием плетения поясов, закладок для книг приемом плетения «дерганье». В этой работе задействованы все пальцы и кисти рук. Этот прием очень хорошо развивает движение кончиков пальцев.
Плетение шарфов на пальцах. Такие шарфы плетут на граблях, но для развития мелкой моторики рук лучше использовать пальцы. Можно плести из специальной пряжи, но можно и из обычной пряжи.
Вышивка крестиком. Эту вышивку выполняют девочки на пластиковой канве. На пластиковой канве кончиками пальцев четко прощупываются квадраты, и это помогает в вышивке.
У некоторых учащихся моторные затруднения могут 6ыть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что этих детей пытались переучивать (дома, в детском саду). Часто они травмированы своими неудачами и проявляют негативное отношение к заданиям на уроках труда. К таким детям нужно отнестись особенно бережно, предложив им работать той рукой, которой легче, удобнее.
Положительный результат в развитии мелкой моторики рук, дают занятия по вязанию спицами и крючком. Вязание посильно детям и леворуким и праворуким, потому что в вязании задействованы обе руки.
Бисероплетение. С этим видом работы справляются как слабовидящие дети, так и слепые. Простое перекатывание бусин или бисера на кончиках пальцев дает хороший результат.
Работа с крупой. Какие прекрасные картины создают девочки из разных видов крупы.
В своей работе по развитию мелкой моторики рук использую народное декоративно-прикладное творчество: плетение на колодках, плетение на рамах, ткание гобеленов, вышивка и плетение атласными лентами.
Все эти занятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук. Трудовое обучение имеет важное значение, для формирования личности ребенка и воспитания моральных качеств: добросовестного отношения к труду, чувства коллективизма, дисциплинированности, ответственности за порученное дело. Трудовое обучение имеет огромное значение для развития детей и преодоления отрицательных последствий слепоты и слабовидения.