kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Интегрированное обучение слепых и слабовидящих детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности обучения слепых и слабовидящих детей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Интегрированное обучение слепых и слабовидящих детей"»

Доклад «Интегрированное обучение слабовидящих детей»

Подготовила учитель обслуживающего труда Кравченко Л.А.

ГОАУ Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат.



Идея обучения детей со специальными образовательными потребностями вместе со здоровыми сверстниками не нова. Интегрированное обучение гарантирует родителям право обучать ребенка с проблемами в развитии в образовательных заведениях, при этом специальные потребности каждого должны наиболее оптимально удовлетворяться.

Интегрированное образование – процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями, и по средствам создания специальных условий для получения ими образования.

Сегодня в России существует 2 формы интеграции.

Внешняя интеграция – открытие специальных коррекционных классов в структуре массового учебного заведения, или школ-интернатов.

Внутренняя интеграция – дифференцированное обучение детей с отклонениями в условиях общеобразовательного класса.

Воспитание и обучение со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу обучения, но ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.

Каждый педагог, обучающий детей в условиях интегрированного обучения, должен учитывать, что любая форма педагогического общения носит 3 четко определенных цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Интегрированное обучение детей со специальными образовательными потребностями в условиях массовой школы обязательно учитывает проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий.


Коррекция – это исправление, а так же система мероприятий, направленных на него.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:


- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;


- развитие навыков каллиграфии;


- развитие артикуляционной моторики.


2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти; представлений, звукового анализа.

- развитие фонетико-фонематических


Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих в принципе строится так те, как и в массовой школе, но в специальных школах слепых и слабовидящих трудовое обучение имеет свои специфические особенности, которые позволяют решать, кроме общих (это-осознание отношение к учебе, гражданское становление, интеллектуальное и физическое развитие личности, воспитание трудолюбия и другие), и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, коррекцию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации. При этом принимается во внимание своеобразие психического развития отдельных групп учащихся, что предполагает применение в процессе трудового обучения дифференцированных форм коррекционно-воспитательной работы, сообразующихся с характером аномалий развития и зрительными возможностями.
Наша школа- интернат 4 вида обучения ( для слепых и слабовидящих), с ними вместе в классе обучаются дети 7 вида ( это дети граничащие с 8 видом обучения), так же есть классы с 8 видом обучения,

У детей при глубоком нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии. У них ослаблены познавательные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение, эстетический вкус…), занижена самооценка. Происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушаются быстрота, темп движения, координация, соразмерность двигательных актов, точность и др.). Дети с нарушением зрения слабо ориентируются в большом и малом пространстве.

Занятия по трудовому обучению с детьми, имеющими разную остроту центрального зрения, имеет свои особенности.

В настоящее время я обучаю две основные категории детей:
А). Частичновидящие дети с остротой зрения от 0, 01 до 0,05, которые пользуются в работе при выполнении трудовых действий зрительно – кинестезическим и слуховым способом восприятия;
Б). Слабовидящие дети – с остротой зрения от 0,05 до 0,2 и выше, пользуются остаточным зрением и слуховым способом восприятия.

Развитие детей при врожденной патологии зрения нередко сопряжено с другими сложными нарушениями функции центральной нервной системы. Поэтому требуется дифференцированный подход к учащимся, в некоторых случаях индивидуальные формы обучения.

На своих уроках большое внимание уделяю развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук. В 5 класс дети приходят в основном с «деревянными» пальцами. И пока они не разработают все пальчики, им будет трудно выполнять задания. Лучше всего разрабатываются мышцы кистей и рук вязанием на спицах и крючком. Леворукие дети учатся вязать крючком, держа его в правой руке, а левая рука хорошо работает с нитками.

При обучении вязанию использую схемы и образцы для вязания, эти занятия направлены на коррекцию зрительного восприятия, зрительной памяти и внимания. Вся эта работа проводится с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся.

Для развития мелкой моторики пальцев планирую уроки по народному творчеству: плетение поясов приёмом «дерганье», плетение на колодках, плетение из бумажных полос, т.д.

В процессе трудового обучения особое внимание обращается на развитие сенсорных функций: осязания, слуха, остаточного зрения и других. Знакомясь в процессе занятий по труду с материалами, оборудованием, инструментом, слепые и слабовидящие дети наряду с сознательным овладением знаниями и умениями вырабатывают приемы осязания. Обследуя предметы и изменяя их формы при обработки разных материалов, учащиеся развивают представления о конфигурации, размерах, объеме, весе, характере поверхности предметов. Это облегчает им формирование динамических образов об объектах, о процессах и явлениях окружающей жизни.

На уроках по вышиванию крестиком использую пластиковую канву, что позволяет лучше увидеть детям клетку, посчитать клетки. Пальцами прочувствовать каждую клеточку. Для этого использую игру «Нарисуй картину» (или отдельную деталь общей картины), для этого могут использоваться фломастеры или цветные мелки. Эта же игра может проводиться в парах, один ребенок считает клеточки по рисунку, другой их отсчитывает на канве.

Использование 2-хсторонних пазлов для составления технологической карты.

На уроках по кулинарии можно использовать для коррекции памяти и внимания такие задания: «Продукты для песочного теста», «Из чего можно сварить борщ» (дается набор надписей продуктов и детская кастрюля).

Если наш урок по трудовому обучению разобрать поэтапно, то можно проследить, что один вид коррекционной работы сменяется другим. 15-20 минут ребёнок выполняет работу руками, развивая мелкую моторику пальцев. Затем глаза «отдыхают», используем игру «Дополни пословицу или поговорку», которая активирует внимание, память, воображение. После этого учащиеся работают опять руками.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Интегрированное обучение слепых и слабовидящих детей"

Автор: Кравченко Любовь Анатольевна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507175

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства