ДОКЛАД ПРИВИТИЕ ТРУДОВЫХ ПРИЁМОВ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
ДОКЛАД ПРИВИТИЕ ТРУДОВЫХ ПРИЁМОВ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
В программе «Технология» главной целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.
Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся трудовых умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД ПРИВИТИЕ ТРУДОВЫХ ПРИЁМОВ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.»
ДОКЛАД
ПРИВИТИЕ ТРУДОВЫХ ПРИЁМОВ
И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Выполнила: учитель технологии Заика Т.Д.
Новомихайловская С.Ш.
2016г
ПРИВИТИЕ ТРУДОВЫХ ПРИЁМОВ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
1.В программе «Технология» главной целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.
Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся трудовых умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.
Умения (навыки) - это действия, которые выполняются определенным способом и с определенным качеством
Умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, основанная на знаниях и навыках.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека.
2. Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии.
Методика - это наука о методах обучения.
Для развития трудовых навыков широко используется четырехступенчатый метод формирования навыков:
подготовительная ступень - создание учебной ситуации;
демонстрационная ступень - формирование представления о трудовых действиях;
пробное выполнение трудовых действий;
упражнения и отработка навыков.
Таким образом, выработанные методы передаются учащимся путем показа и объяснений.
Методика формирования обще трудовых навыков включает в себя методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Использование словесного метода, в трудовом обучении при формировании трудового навыка предпочтение отдаётся объяснению.
Объяснение исключает «обратную связь» о результатах работы учителя, поэтому более свершенный метод беседа, который не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание.
Вопросы, оживляющие в памяти прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы обрабатывали швейное изделие»)
Особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопросов - эвристическая, способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников.
Следующая ступень на пути к формированию навыка – наглядная демонстрация, способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.
Правила показа:
Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся видели демонстрируемый объект;
Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
Что же касается демонстрации трудовых приёмов, то здесь следует применить показ:
Трудового процесса в рабочем темпе;
В замедленном темпе;
В замедленном темпе с остановками после каждого приёма, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;
Заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
За ознакомлением с действиями следует практическое овладение ими — выработка навыка. Формирование навыков происходит в процессе упражнения, которое всегда направлено на совершенствование способа выполнения действий. На первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, навык держать инструмент, координация. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. По мере углубления в работу следует приучать школьников самим анализировать её ход, своевременно подмечать отклонения.
Необходимым условием образования систем временных связей как основы образования навыков является «подкрепление» действия. Успех и одобрение — положительные подкрепления действий. Неудачи, замечаемые самим обучающимся, словесные указания руководителя на ошибочность или недостатки в выполнении действий являются отрицательными (тормозными) подкреплениями.
Необходимо также вызвать активный интерес к овладению навыком. В итоге этого обучающийся должен запомнить цели, условия и правила выполнения действий настолько, чтобы уметь самостоятельно вспоминать их во время упражнений. На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в процессе изучения нового материала и др. ...
Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Обучение труду у нас в мастерской складывается из последовательных этапов. Каждый этап решает определенные задачи обучения. К нам приходят дети из начальной школы. Их трудовое обучение там направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений. Они работают, в основном, с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом.
Дети впервые приходят на уроки технологии с пятого класса и важно воспитать у них организационные умения и навыки.
С первых дней дети учатся организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, умению обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. С пятого класса учащиеся занимаются не только практическим исполнением задания. Например, изготовление мешочка для хранения работ. Предварительно обговаривается план пошива, последовательность выполнения операций, анализирую образец. Дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы. Чтобы учащимся было легче отвечать, на уроках используются образцы готовых изделий, поузловой обработки, выполненные в технологической последовательности.
Очень важно предварительно продумывать все элементы урока. Такое осмысливание работы заметно влияет на повышение эффективности занятий. При подготовке к уроку подбираю различные игровые моменты. Игровые моменты особенно нужны, когда задание вызывает у ребят затруднение. Например, тема урока: «Виды стежков». Приходит в гости Матрешка, которая перепутала фартуки. На фартуках выполнены виды стежков. Учащиеся помогают ей разобраться и найти нужные. Проверить правильность ответа можно, перевернув фартук, где написано название стежка. В средних и старших классах дети уже отвечают на вопросы «Конверта дружеских вопросов». Выходит ученица и из конверта с подготовленными к данной теме урока вопросами, достает листок с вопросом. Обращается к любому учащемуся, читает вопрос. Если он не отвечает, ему помогают остальные.
На уроках создаются различные игровые ситуации. Например, тема урока: «Ночная сорочка».
- Ребята, представьте, что мы пришли в магазин «Ткани». Показывается «витрина» с полосками тканей.
-Какую ткань вы купите для ночной сорочки? Почему?
Ученики выбирают ткань, объясняя при этом:
-Для ночной сорочки нужна тонкая ткань. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это хлопчатобумажная ткань. Она хорошо стирается, утюжится, пропускает воздух и впитывает влагу.
На каждом уроке применяется наглядный материал. Необходимым наглядным средством служит изделие – образец. Кроме того, используются образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия. Это практический показ приема работы.
Учебная программа определяет знание учащимися основных механизмов швейной машинки. Основным наглядным средством являются сами швейные машины, а также плакаты с отдельными механизмами.
Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений и навыков у детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.
После каждой практической работы проводится опрос детей, что они делали и в какой последовательности. В конце каждой практической работы учащиеся проверяют работы друг у друга, оценивают их, указывают на ошибки.
На уроках практического повторения закрепляются навыки и умения работы на швейных машинах. Применяется дифференцированный подход - уже с пятого класса учащиеся осваивают приемы выполнения операций на машинах.
С помощью дидактического материала, такого, как технологические карты с последовательностью выполнения операций по изготовлению изделия, индивидуальные карточки – задания на каждого учащегося, инструкционные карты с поузловой обработкой.
Стремлюсь к эффективности уроков труда - включаю в уроки игровые моменты, стараюсь делать их интересными и увлекательными. Использую доступный наглядный материал: плакаты, схемы, карты, таблицы.
Невозможно вести уроки без использования мультимедийного комплекса, компьютера. Компьютер, как ни одно другое средство обучения.
На мой взгляд наиболее целесообразным является подход, когда два направления (теория и практика) объяснены вместе, т. е. объясняю материал и одновременно показываю на компьютере и ученики, повторяют мои действия. Это позволяет сократить время и качество объяснения материала.
Лучшие работы учениц ежегодно участие в школьной выставке детского творчества «Умелые руки».
Заключение
Труд – основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно. Ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.