Доклад: "Личностно-ориентированный подход в трудовом обучении"
Доклад: "Личностно-ориентированный подход в трудовом обучении"
Общее развитие учащихся коррекционной школы составляет главное направление их подготовки к самостоятельному труду. Эта задача рассматривается как центральная для всего комплекса школьного обучения. Время обучения в школе является основным фактором для усвоения социального опыта. За это время ребенок приобретает знания, умения, навыки, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшего социального опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Личностно-ориентированный подход в трудовом обучении" »
ОГ СКОУ «Специальная коррекционная школа №2» г.Ангарска
Доклад
Тема: "Личностно-ориентированный подход в трудовом обучении"
Учитель: Макарова Г.С.
Ангарск - 2008г.
Личностно-ориентированный подход в трудовом обучении учащихся
Общее развитие учащихся коррекционной школы составляет главное направление их подготовки к самостоятельному труду. Эта задача рассматривается как центральная для всего комплекса школьного обучения. Время обучения в школе является основным фактором для усвоения социального опыта. За это время ребенок приобретает знания, умения, навыки, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшего социального опыта.
Трудовая деятельность человека (в том числе и та, которой могут овладеть выпускники коррекционной школы) содержит двигательные и умственные действия.
В реальных условиях производительного или обслуживающего труда работнику необходимо удерживать в памяти инструкцию, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать рабочий день и последовательность выполнения задания, контролировать результаты своего труда, оценивать качество и учитывать количество сделанного.
Пример - работа на уроках по составлению плана (последовательность, значение плана, умение ориентироваться в пооперационной карте, самостоятельная работа).
Самоконтроль , самоанализ, усвоение профессиональных приемов труда, трудоспособность, организованность в учебно-трудовой деятельности: концентрация и устойчивость внимания (очень слабая), способность включаться в предстоящую деятельность (с трудом), дисциплинированность, исполнительность, отношения к одноклассникам, учителю.
Над этим этапом нашей работы мы постоянно занимаемся, потому что без выработки этих навыков невозможно дальнейшее усовершенствование навыков профессионального труда и подготовка к будущей профессии.
Чтобы добиться положительных результатов надо ориентироваться на личность ребенка, выявлять реальные интересы детей, индивидуально работать с каждым. Способствовать накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта. Для этого надо предлагать детям на выбор различные формы работы, которые приводили бы детей к самостоятельному поиску путей. Во время самостоятельной творческой работы учитель помогает планировать детям свою деятельность. Надо учить искать свои ошибки, анализировать их и исправлять.
Личностно-ориентированный подход учит самостоятельно вырабатывать правила поведения, побуждает обсуждать между детьми возникшие конфликты. На уроках, начиная с 5 класса, всегда стараюсь обсуждать с детьми возникшие конфликты, негативные реакции. Чем старше становятся дети, тем больше привлекаю их самостоятельно анализировать их негативные поступки. У них это получается. Они самостоятельно могут сдержать порыв агрессии у своих одноклассников.
Личностно-ориентированный подход нацелен на индивидуальность ребенка, а об этом мы иногда забываем).
Главная задача - ориентация на ценности. Главное каким быть, а не кембыть.
Вышеперечисленные приемы необходимы для кардинального решения проблемы трудовой адаптации наших детей.
Интеллектуальные составляющие структуры трудовой деятельности формируются на уроках труда, уроках общеобразовательного цикла и в воспитательские часы.
Уроки - решающие образовательные задачи, направлены кроме того на развитие умений овладевать знаниями, представлениями, на формирование умственных операций: умение ориентироваться в полученном задании, контролировать свои действия, оценивать сделанное. Эти интеллектуальные приобретения уч-ся являются необходимыми компонентами выполнения трудовой деятельности. Поэтому трудовую подготовку в нашей школе надо рассматривать, как систему, включающую весь комплекс учебно- воспитательной работы в школе, направленной на общее развитие учащихся. Поэтому не случайно наше методическое объединение проводит большое количество внеклассных мероприятий, которые способствуют лучшей ориентации детей в социуме. Традиционными стали «Девичьи посиделки», «Мисс Весна», «Умелые руки мастеров», участие во всех городских и областных конкурсах детского творчества, где наши учащиеся занимают всегда призовые места, это говорит о большом творческом потенциале наших детей и педагогов. Но в процессе трудовой деятельности нам приходится сталкиваться с большими трудностями:
Низкая работоспособность у большинства детей, психологические факторы оказывают влияние на уровень учебной мотивации.
Неумение планировать свою трудовую деятельность и работать по плану (дети очень слабые).
Отсутствие самоконтроля и самоанализа.
Успеха в нашей школе можно добиться только тогда, когда объединив усилия, мы преодолеваем эти трудности.
Предложения:
На каждом этапе урока трудового обучения осуществлять личностноориентированный подход к ребенку;
Внедрять творческие проекты на образовательных предметах и уроках технологии.