kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из значимых разделов технологии является раздел декоративно-прикладного искусства. В нём возможно удовлетворение разнообразных образовательных потребностей школьников и как следствие более эффективное формирование личностных образовательных результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников»

Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников

Одним из значимых разделов технологии является раздел декоративно-прикладного искусства. В нём возможно удовлетворение разнообразных образовательных потребностей школьников и как следствие более эффективное формирование личностных образовательных результатов. Занятия по декоративно-прикладному искусству на уроках технологии формируют личностные качества, такие как мотивация учиться, саморазвитие, учиться понимать и ценить произведения искусства, воспитывать уважение и любовь к работе, чувства национальной гордости и патриотизма. Они помогают приобрести определенные специфические трудовые навыки, знание технологических приёмов и развивают личную ответственность. Дети обучаются на основе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства.

Народная пословица гласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. Хочется обратить внимание на важность домашнего ремесла. Простые и красивые художественные произведения народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю. Научить их видеть и любить природу, ценить традиции своих родных мест. Уважать работу взрослых, а также вовлекать детей в посильную работу по созданию необходимых и красивых изделий. Луначарский А.В. назвал народные промыслы «искусством создания радостных вещей». Традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение. Дети наблюдали за работой старших и познавали секреты мастерства. Если ребёнок был ещё маленьким, он просто играл рядом с отцом и старшими детьми, одновременно наблюдая за их работой. Дети с детства вобрали в себя искусство своих семей, деревень, посёлков и городов. Было принято обучать ремеслу с самого раннего детства. Предметы, окружающие человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на его настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были сделаны с большим вкусом и мастерством.

Основываясь на изучении народного искусства, дети демонстрируют свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус и бережное отношение к народным традициям. Различные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся на занятиях, помогают развить у детей эстетическое отношение к реальности и любовь к родному краю. Пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного искусства и народного творчества удивительно интересны и бесконечно богаты. Высокий художественный уровень творческого развития всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что художественное произведение рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического и творческого воспитания детей. С учётом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом. Ручной труд – это творческая работа ученика с использованием различных материалов, в ходе, которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения в быту. Такая работа представляет собой декоративную, художественную и прикладную деятельность учащихся, поскольку при создании красивых предметов она учитывает эстетические качества материалов, исходя из существующих идей, знаний и практического опыта, приобретенного в процессе работы.

Декоративно-прикладное искусство – это неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека. Художественные произведения, созданные мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В современной культуре народное творчество живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому произведения народных мастеров сохраняют свои устойчивые черты. Народное искусство настолько ценно, что каждый раз, когда создаётся одна и та же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, и поэтому изделия все разные. Как правило, народный мастер работает без предварительных набросков. Он хранит в памяти все формы и элементы узоров, и каждый раз он создает новые версии своих произведений.

Уроки технологии, в частности раздел ДПИ, имеют такую возможность, их практическая направленность способствует общему развитию учащегося, формирование социально значимых личностных качеств. Содержание уроков технологии учит детей использовать свои знания в различных областях урочной и внеурочной деятельности (при поиске информации, при выполнении практических заданий, при получении новых знаний). Знания, полученные школьниками, будут способствовать развитию национальной самобытности, гордости за Родину и умению использовать знания и навыки в повседневной жизни.

Например, при выполнении творческого проекта о национальном празднике, дети могут разделиться на группы. Первая группа опишет историю праздника, вторая группа подготовит информацию о костюмах, связанных с данным праздником. Следовательно, знакомство с народным творчеством на занятиях по ДПИ создаёт необходимые условия для реализации дифференцированного подхода к обучению, повышает познавательную деятельность, обеспечивает комфортные условия для всестороннего развития личности школьников.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается по лучшим традициям народного творчества. Это огромная сила морально эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на молодое поколение, которое интенсивно впитывает любую информацию. Современные изделия декоративно-прикладного искусства изготавливаются с учётом народных традиций и моды современности. Многие направления ДПИ претерпели серьёзную эволюцию, а творческий потенциал расширился благодаря участию непрофессиональных исполнителей в художественных процессах.

Современное декоративно-прикладное искусство разнообразно – это и керамика, стекло, металл, гобелен, батик. Пэчворк, бисероплетение, художественное шитьё, роспись пасхальных яиц, художественные куклы, плетёные корзины, изделия в технике декупаж приобрели широкую популярность. С распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластиковых материалов, в том числе полимеров, область декоративного искусства стала тесно взаимодействовать друг с другом, объединяясь со скульптурой и графикой. Авторы стали использовать фотографические изображения в качестве художественных элементов и опираться на высокотехнологические машинные процессы при создании декоративных изделий.

Исходя из всего вышесказанного, декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития личностных образовательных результатов, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, а также обогащает личный опыт у школьников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников

Автор: Тетеря Светлана Ивановна

Дата: 26.05.2023

Номер свидетельства: 632476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства