Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия
Развитие чувства осязания. Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой с помощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности (например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками».
В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увидели руками»:
- разглаживание пальцами руки детей поверхностей дощечек и объяснение учителя, какую поверхность они разглаживают;
- нахождение дощечек разных поверхностей строго по требованию учителя;
- определение видов поверхностей дощечек детьми в ходе контрольного опроса учителем;
Приспособлениями для различения цветов служили плоские деревянные катушки с разноцветными нитками из шелка, шерсти, хлопка. Вначале для детей выбирают контрастные цвета. Эти нитки разглядывают, щупают, называют тот или иной цвет. Затем малыши знакомят с нитками, одинаковыми по цвету. Например, подбираются две катушки с красными нитками, две с синими и одна с желтыми. Детям называют цвета, затем показывают катушки с одинаковыми цветами. И только после закрепления («Найти такую же катушку») смешиваются все пять катушек для определения ребенком цвета, требуемого учителем. Интересен факт, что после обучения по узнаванию цветов детей оставляют одних, чтобы они, если захотят, самостоятельно продолжали занятие.
После многолетней практики М. Монтессори убедилась, что дети всех возрастов любят игру в «катушки», поэтому, она сделала восемь серий цветов по восемь оттенков каждого цвета в двух экземплярах.
Для различения детьми цветов и поверхностей в школах М. Монтессори использовались целая серия лоскутков одинакового размера разных типов тканей (атласа, бархата, шерсти, шелка и других). Дети с завязанными глазами угадывают сорта тканей, предварительно изучив их, согласно трех приемов, описанных выше.
Чтобы у детей развивалось чувство веса, они пользовались отполированными дощечками одинакового размера, но сделанных из разных сортов деревьев, беря дощечку на ладонь, мальчики и девочки приучались распознавать по весу, из какого дерева она сделана.
Для различения ощущения тепла и холода пальчики детей окунали в посуду с водой разной температуры.
Чувство размера развивалось приборами, состоящими из цилиндров, которые находятся в углублениях разной величины, но одного того же диаметра. Есть цилиндры одного того же диаметра, но разной длины, поэтому углубления для цилиндров тоже разной величины. На торце цилиндров сделаны ручки в виде пуговки, чтобы дети могли их вытаскивать и вставлять опять на место. Малыши изучают углубления, сами цилиндры с помощью мальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в соответствующую нишу. Попыток бывает несколько. И только после многократных упражнений, если ребенок не устал и хочет заниматься с цилиндрами, ему завязывают глаза, чтоб он мог с помощью пальцев руки проделать игру с цилиндрами еще раз. Смена занятий происходит по желанию ребенка. Если он ничем не хочет заниматься, его в этот момент оставляют в покое.
Т. Л. Сухотина обнаружила в школах Монтессори интересное приспособление, обучающее детей сложению. Оно состоит из десяти брусков. Самый короткий из них – длиной 10сантиметров. Каждый брусок разделен на части по 10 сантиметров. Например, брусок длиной в 30 сантиметров разделен на три части. Самый длинный брусок имеет длину в 1 метр и разделен на 10 частей. Дети учатся выбирать самый короткий брусок, затем – самый короткий из оставшихся, и так далее.
Ребенок учится подбирать бруски одинаковой длины. С помощью брусков можно составлять различные варианты для обучения сложению и вычитанию.
Для развития слуха служит игра в «молчанку». Она приучает детей сосредоточиваться, быть внимательными. Окна занавешиваются. Дети сидят с закрытыми глазами, положив голову на руки. В это время учитель – уходит в самый дальний угол и шепотом произносит имена детей. Кто услышит ее шепот, должен на цыпочках, обходя других, подойти к педагогу. Если в группе оказались дети, так и не расслышавшие свое имя, учитель произносит его чуть-чуть громче. Иногда игра в «молчанку» состоит из того, что дети целенаправленно слушают тиканье часов или какой-нибудь другой звук. После такого рода игр общение учителя с детьми, по наблюдению М. Монтессори, становится теснее.
Рисование для детей ведется как свободная композиция, а также как заполнение понравившимся цветом формы разных геометрических фигур.
Совершенно необычно предлагает М. Монтессори проводить гимнастику рук. Она считает, что ребенку необходимы те движения и действия, которые, во-первых, способствуют мускульному развитию вообще, а во-вторых, понадобятся во всей его последующей жизни. Поэтому она разработала дидактический материал в виде рамок с прибитыми кусками материи, кожи, которые дети должны соединять и разъединять, застегивая на пуговицы, крючки, петли. Разработаны десять рамок со следующими видами работ:
- застегивание на большие пуговицы, нашитые на толстое сукно (платье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на полотно (нижнее белье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на кожу, с помощью крючка для обуви (ботинки);
- шнуровка – два куска материи с набивными дырочками (корсетик);
- шнуровка двух кожаных кусков с набивными дырочками (ботинки);
- застегивание металлических крючков и петель;
- застегивание маленьких металлических крючков на тоненькие нитяные петельки;
- завязывание бантов их двух широких цветных тесемок;
- завязывание тоненьких белых тесемочек;
- застегивание кнопок, липучек.
Выполнение ребенком этих упражнений помогало ему самостоятельно учиться застегивать пуговицы, шнуровать, работать с крючками, кнопками.
Т. Л. Сухотина наблюдала, как долгое время дети завязывают ленты в виде банта, зашнуровывают их, расстегивают и застегивают пуговицы, кнопки, крючки, приучаясь к тому, что самостоятельно могут ухаживать за собой в повседневной жизни и не зависеть от взрослых. Они сами выбирали себе занятия с лентами, крючками, пуговицами, шнурками.
Большой интерес вызвали в школах Монтессори упражнения на развитие координации движения и ориентация в окружающем мире. Упражнении связано с переливанием воды. Сначала все действия одно за другим показываются учителем. Он берет лейку, поднимает ее высоко и медленно наливает воду в сосуд, до полного наполнения. Ставит лейку на прежнее место, берет тряпку и вытирает оставшиеся капли. Затем берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает в него воду. Снова вытирает капли на столе и ставит сосуд. Учитель показывает медленно, сосредоточенно, четко, проявляя интерес к своему занятию. Когда ребенок поймет весь ход действий, ему предлагается повторить его (учитель при этом наблюдает). В заключение воду выливают, сосуд вытирают (уборка относится к ходу действий).
Упражнение варьируют. Ребенку дается задание:
Он должен налить из кувшина в стакан воды, спуститься по ступенькам, не расплескав ее, выйти во двор, обойти вокруг клумбы, вернуться назад и влить в кувшин воду из стакана. Обычно дети сами стараются усложнить задание, стремятся налить стакан полнее, чтобы труднее было нести, не расплескав.
Обучая маленьких ребят, Т. Л. Сухотина выделяет следующие преимущества работы с дидактическим материалом:
- устное объяснение блекнет перед конкретными действиями с самими приспособлениями;
- обучение с голоса заставляет работать только слуховую память. Работа с приспособлениями развивает зрительную и осязательную память;
- работа с дидактическим материалом проводится индивидуально с каждым ребенком; коллективное обучение по мере возможности упраздняется, но в одной комнате могут работать де