Авторская программа кружкового занятия "Экодизайн и технология"
Авторская программа кружкового занятия "Экодизайн и технология"
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми этого возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, плести из бисера, валять из войлока, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми этого возраста.
Образовательная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В некоторых случаях это помогает ребенку найти для себя смысл жизни. В этом ее педагогическая целесообразность.
За основу программы взята авторская программа Зуевой Т.Н., а также методическая литература различных авторов по художественным ремеслам. Авторский вклад в разработку программы составляет около 50 %, поэтому программа может рассматриваться как авторская.
Специфика программы заключается в содержании программы, которое ориентировано в первую очередь на развитие мелкой моторики рук и навыков общения у детей с детьми и педагогом.
Актуальность программы состоит в том, что в обучении заложен индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка, который не может предоставить общеобразовательная школа.
Для того чтобы научить ребенка изготавливать ту или иную поделку, педагог должен обладать огромным терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Поэтому педагог должен быть готов в любой момент помочь ребенку, но не подменять его в работе.
Педагогические принципы:
непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
интеграция программных курсов, позволяющая осваивать не только отдельные области, а целостную картину мира;
развивающий характер обучения;
рациональное сочетание разных видов деятельности;
обеспечение психологического комфорта;
уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
формирование у ребенка адекватной самооценки;
создание ситуаций успеха;
личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
Цель программы - приобщение детей к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.
воспитывать терпение, аккуратность, любовь к Родине и своему народу.
Возраст обучающихся: 11-12 лет.
Срок реализации: 1 год.
Кол-во часов: 136 часов.
Формы организаций занятий: индивидуально – групповая (10-15 человек).
Режим занятий: занятия проводятся 4 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 40 минут
Факультативный курс «Эко дизайн и технология» реализуется в КГУ «Средняя школа №7» акимата г. Усть-Каменогорска в 5-ом классе.
Формы обучения: теоретические и практические занятия, выставки, посещение выставок, самостоятельные работы.
Методы обучения: рассматривание образцов, иллюстраций, применение, шаблонов, трафаретов, показ эскизов и способов работы с художественным материалом, познавательные игры, беседы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведении, истории, географии, биологии, музыки. При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования, математики.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно – практической деятельности.
Учебно-тематический план
к факультативу
«Эко дизайн и технология»
№ п/п
Название разделов, тем
теор.
часов
практ.
часов
всего часов
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Оригами
2
5
7
3
Бисероплетение
2
10
12
4
Макраме
2
22
24
5
Квиллинг
1
15
16
6
Традиционные народные куклы
1
3
4
7
Войлоковаляние
1
11
12
8
Вязание
1
15
16
9
Плетение из природного материала.
3
17
20
10
Текстиль
4
20
24
Итого: 136 часов
Содержание программы
Вводное занятие (1 час).
Общие сведения о технике безопасного труда при работе с различными инструментами. Инструменты и приспособления, необходимые для работы: ножницы, иглы, линейки, зубочистки, канцелярские ножи, пинцеты, баночки, формочки, шаблоны и т.д. Для чего они используются и как применяются.
Раздел 1. Оригами (8 часов)
Теоретический вопрос: Исторические сведения. Техника безопасности при работе с острыми и колющими инструментами, с клеем. Инструменты и приспособления. Приемы и техника выполнения поделок.
Теоретический вопрос:Техника безопасности при работе с бисером. Инструменты и материалы. Приемы бисероплетения. Плетение способом «скрутка». Плетение способом «низание дугами». Плетение способом «скрещенные оси». Приемы закрепления.
Практическая работа:изготовление бабочки, объемных фигур животных.
Раздел 3.Макраме (24 часа).
Теоретический вопрос:Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Приемы и техника выполнения поделок. Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите».
Практическая работа: Плетение фенечки, выполнение панно «Дерево» с использованием плоских узлов в технике макраме. Окончательное оформление панно.
Раздел 4.Квиллинг (16 часов).
Теоретический вопрос: Основные правила работы. Основные формы «капля», «треугольник». Основные формы «долька», «квадрат». Основные формы «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. Цветовое сочетание.
Практическая работа:Вырезание полосок для квиллинга, скручивание полосок, приклеивание. Практическая работа по изготовлению открытки в технике квиллинга. Сборка деталей. Окончательное оформление.
Раздел 5.Традиционные народные куклы (4 часа).
Теоретический вопрос: История кукол. Типы и виды кукол. Культовые и обрядовые куклы. Цветовое сочетание.
Теоретический вопрос: Исторические сведения о Войлоковаляние. Процесс получения войлока. Виды войлоковаляния. Материалы, инструменты, приспособления. Техника безопасности при работе с войлоком в технике «мокрое валяние».
Раздел 8. Плетение из природного материала (20 часов).
Теоретический вопрос: Исторические сведения о плетении из природного материала. Виды природного материала. Заготовка. Техника безопасности при работе с ножницами, острыми инструментами и приспособлениями. Виды плетения.
Практическая работа: изготовление птички,ослика, плетение подставочки под горячее.
Раздел 9. Работа из текстиля (24 часа).
Теоретический вопрос: домашние тапки - исторические сведения. Материал, инструменты и приспособления необходимые для пошива тапок. Т.Б. при работе с тканями, острыми и режущими инструментами.
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование и применение.
Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Инструменты и приспособления для бисероплетения, квиллинга, войлоковаляния, вязания.
Технологию выполнения изделий в технике войлоковаляния.
Основные приемы и элементы квиллинга.
Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы, вязания лицевых и изнаночных петель.
Технологию выполнения изделий в технике плетения из природного материала.
Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место.
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
Работать с электронагревательными приборами.
Выполнять правила техники безопасности.
Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
Приобрести навыки работы с лоскутками.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Сотрудничать со своими сверстницами, оказывать друг другу помощь, проявлять самостоятельность.
Приобрести навыки работы с природным материалом.
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, тестирование, викторина, конкурс, выставка, опрос, анкетирование. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, выставках. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким - то стандартом, а с исходными возможностями.
Педагог определяет 3 уровня усвоения программы детьми:
1. Высокий уровень.
Ребенок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребенок выполняет задания без особых затруднений.
2. Средний уровень.
Ребенок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.
3. Низкий уровень.
Ребенок в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет.
Формы подведения итогов реализации программы предполагаются разнообразные:
- выставки различного уровня (тематические, персональные, итоговые);
- участие в конкурсах;
- проектная деятельность.
Методические рекомендации
Организуя занятия с детьми педагог должен помнить, что важная задача – сформировать у ребенка положительную мотивацию предстоящей работы. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребенка, а процесс изготовления поделки – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей деятельности, дети ощущают прилив энергии, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.
Основной вид занятий – практический.
Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ презентаций, иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Практические работы.
При проведении практических работ в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у каждого ребенка имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
С первых занятий необходимо приучать учащихся к самостоятельной работе, так как при излишней опеке можно получить противоположный результат. Если ребята ждут подсказку, то становятся менее активными, нерешительными при выборе сюжета. Задача наставника-педагога так построить занятия, чтобы у учащихся появилось желание творчески и самостоятельно выполнять работы.
Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический комплект, включающий дидактический материал и методические разработки, раздаточный материал и наглядные пособия, ТСО:
1 – учебный стенд;
2 – библиотека для педагога и воспитанников;
3 – образцы изделий;
4 – инструкционные и технологические карты для изготовления данных изделий;
5 – демонстрационный материал «Схемы бисероплетения», «Типы и виды кукол»;
6 – рекламный стенд «Наши достижения»;
7 – банк достижений воспитанников;
8 – компьютерные презентации по темам: «Основы квиллинга», «Войлоковаляние», «Приемы бисероплетения», «Плетение бабочки из бисера», «Типы и виды кукол», «Изготовление куклы - Колокольчик», и др.;
9 – раздаточный материал по квиллингу: «Приемы изготовления форм квиллинга», «Образцы основных форм квиллинга», «Виды композиций»;
10 – раздаточный материал по работе с соломкой: «Образцы изготовления мотивов аппликации», «Лекала, выкройки деталей»;
11 – раздаточный материал по изготовлению куклы - Колокольчика, войлоковалянию, бисероплетению.
12 – подборка музыкальных произведений: классическая, казахская, русская музыка.
Для занятий имеется учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Имеется паспорт учебного кабинета. В кабинете оборудовано рабочее место педагога и 14 рабочих мест для учащихся.
В кабинете имеется своя библиотека по прикладному творчеству и по методике преподавания прикладных видов творчества
Материалы и инструменты для занятий по оригами и квиллингу.
Расходные материалына учебный год (примерно):
цветная и белая бумага форматом А-4 – 50 листов;
картон;
клей ПВА;
рамки для картин;
Инструменты:
зубочистки – 50шт.;
пинцеты – 5 шт.;
клеевой пистолет;
канцелярский нож – 5 шт.;
кисть клеевая – 5 шт.;
шаблоны различных форм;
линейки металлические – 8 шт.
Материалы и инструменты для бисероплетения.
Расходные материалы на учебный год:
бисер различных цветов – 8 шт.;
проволока – 6 м.;
Инструменты:
пинцеты – 8 шт.;
ножницы – 8 шт.;
мисочки – 8 шт.
Материалы и инструменты для макраме.
Расходные материалы на учебный год:
атласная лента (ширина 1-5 см);
шерстяные цветные нитки;
армированные нитки.
Инструменты:
ножницы;
игла для ручных работ.
Материалы и инструменты для изготовления традиционных народных кукол.
Расходные материалы на учебный год:
ткань х\б цветная – 30 см.;
нитки ирис (красные) - 2 шт.;
синтепон – 0,5 м.
Инструменты:
ножницы – 8 шт.;
линейки – 8 шт.;
шаблоны – 32 шт.;
карандаши простые – 8 шт.;
ластики – 8 шт.
Материалы и инструменты для изготовления мяча из войлока.
Расходные материалы на учебный год:
непряденая шерсть (белая, цветная) – 2400 гр.
капроновый носок – 8 шт.
дет. мыло – 4 шт.
капсула от игрушки;
емкость для воды – 4 шт.
Материалы и инструменты для изготовления вязанной игрушки.
Расходные материалы на учебный год:
шерстяные нитки - 50 гр.
синтепон – 20 см.
Инструменты:
спицы – 8 компл.;
ножницы – 8 шт.;
игла для ручной работы – 8 шт.
Материалы и инструменты для плетения из природного материала:
Расходные материалы на учебный год:
рогоз
суровая нить – 1 катушка;
кокосовая стружка (трава) – 100 гр.
Инструменты:
ножницы – 8 шт.;
шнуровалка – 8 шт.
ножницы – 8 шт.
Литература для педагога:
Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил. - (Советы для дома).
Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд - во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
Еременко Т. И. Иголка - волшебница. - М.: «Просвещение», 1998 г.
Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
Федотова М.В. Цветы из ткани. М.: «Культура и традиции», 2001 г.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт. - сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград. Учитель, 2008 – 250 с.
Литература для учащихся
1. Андреева Н.А. Рукоделие - полная энциклопедия. – Москва, 1999 г.
2. Власова А.А. Рукоделие в школе. - Санкт – Петербург, 2000 г.
3. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М., 2003г.
4.Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.- М.:«Легпромбытиздат», 1993.
5.Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Ростов - на - Дону: «Феникс», 2007г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативных занятий
«Эко дизайн и технология»
№ п/п
№ урока
Название темы
Всего часов
Из них теория
Из них практ.
Форма проведения
ИКТ и др. технолог.
Образовательный продукт
Вводное занятие (1 час)
1.
1.
Общие сведения о технике безопасного труда при работе с различными инструментам.
1
1
Урок теоретических знаний.
Презентация. Индивидуальная работа.
Запись в тетрадь.
Раздел 1. Оригами (7 часов)
2.
2.
Т. Б. при работе с острыми и колющими инструментами, с клеем. Инструменты и приспособления. Исторические сведения. Приемы и техника выполнения.
Т.Б. при работе с войлоком в технике «мокрое валяние». Исторические сведения о Войлоковаляние. Процесс получения войлока. Виды войлоковаляния. Материалы, инструменты, приспособления.
Раздел 8. Плетение из природного материала (20 часов).
28.
93
Исторические сведения о плетении из природного материала. Виды природного материала. Заготовка. Т.Б. при работе с ножницами, острыми инструментами и приспособлениями.
1
1
Комбинированный урок.
Презентация, наглядность, инструкционная и технологическая карты. Индивидуальная работа.
Сформированный пучек.
29
94-96
Плетение птицы.
3
1
2
Комбинированный урок
Презентация, наглядность, инструкционная и технологическая карты. Индивидуальная работа.
Готовая поделка
30
97-98
Формирование головы, туловища ослика.
2
1
1
Комбинированный урок.
Презентация, наглядность, инструкционная и технологическая карты. Работа в паре.
Сформированные голова, туловище.
31
99-102
Формирование капыт ослика.
4
1
3
Практический урок.
Презентация, наглядность, инструкционная и технологическая карты. Работа в паре.
Сформированный ослик (голова, туловище, капыта).
32
103-106
Формирование гривы, отделка. Декорирование ослика.
4
1
3
Практический урок.
Презентация, наглядность, инструкционная и технологическая карты. Работа в паре.
Готовая игрушка
33
107-112
Виды плетения. Плетение подставочки. Оформление кромки.
6
1
5
Комбинированный урок.
Презентация, наглядность, инструкционная и технологическая карты. Индивидуальная работа.
Готовая работа.
Раздел 9. Работа из текстиля (24часов).
34
113
Домашние тапки - исторические сведения. Материал, инструменты и приспособления необходимые для пошива тапок. Т.Б. при работе с тканями, острыми и режущими инструментами.
1
1
Комбинированный урок.
Наглядность, инструкционные и технологические карты.
Готовые выкройки.
35
114-117
Рисование выкройки по индивидуальным размерам.
4
2
2
Практический урок.
Наглядность, инструкционные и технологические карты.
Готовые выкройки.
36
118-121
Подбор ткани. Раскрой.
4
1
3
Практический урок.
Наглядность, инструкционные и технологические карты.
Готовые детали кроя.
37
122-131
Соединение деталей ручным стежком.
10
2
8
Практический урок.
Наглядность, инструкционные и технологические карты.
Готовое изделие.
38
132-136
Декорирование. Окончательная обработка изделия.
5
2
3
Комбинированный урок.
Наглядность, инструкционные и технологические карты.
- развитие слухового восприятия через рассказ и объяснение учителя;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, навыков, самоконтроля, усидчивости, через выполнение практической работы;
Воспитательные:
- интерес к предмету;
- умение работать самостоятельно;
- оказывать помощь сокласснику;
- нравственные качества (бережное отношение к инструментам, трудолюбие).
Оборудование:
- Материал: ткань х/б (ситец, сатин)-3 лоскута 24-24 см. разных цветов, 1 лоскут 15-8 см., кусочек непряденой шерсти или ваты, прочные нитки (для перевязки), белая ткань х/б 9-9см.
Инструменты:ножницы.
Наглядность:рисунок на доске,готовый образец, инструкционная карта.
Ход урока:
Организационно - подготовительный этап
- взаимное приветствие;
- определение отсутствующих;
- проверка готовности к занятию;
- настрой учащихся на работу, организация внимания.
Изучение нового материала:
Дорогие девочки, мы хотим вам загадать одну загадку, а вот отгадка - это и будет тема нашего с вами занятия.
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
- О какой игрушке говорится в загадке? Правильно о кукле.
-У кого из вас была игрушка - кукла?
- Наверное, для девочки кукла - это самая любимая игрушка.
- А кто-нибудь может нам немного рассказать о своей кукле, как ее звали, какая у нее была одежда, как вы играли с ней….
А знаете ли вы девочки, что куклы бывают разные? Те куклы, которыми вы играли, называются игровые (наглядность), есть еще куклы ритуальные, их делают люди в основном из соломы. На Руси есть замечательный праздник, который называется «Проводы зимы» народ веселится, поет песни, водит хороводы, а для того, чтобы зима побыстрее ушла, сжигают чучело из соломы. А есть еще куклы, которые называются обрядовые (наглядность), люди их использовали в основном как обереги, т.е. они оберегали людей от разных напастей.
И сегодня мы с вами научимся изготавливать обрядовую куклу, которая называется «Колокольчик». Эта куколка-веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
- Наши гости могут присоединится к нам и стать частниками нашего занятия. --Мы будем рады, думаем, что изготовление куклы колокольчика доставит и вам удовольствие.
-Для изготовления куклы нам понадобятся вот такие шаблоны.
- Какая это форма? (круг).
- Нужно эти шаблоны обвести на кусочках ткани, различного цвета из них мы с вами изготовим сарафан для нашей куклы.
- Давайте вспомним, как правильно обводить шаблон (нужно положить ткань на изнаночную сторону и приложить шаблон, если ткань темного цвета то мы обводим шаблон специальным светлым мелком, если ткань светлого цвета, то можно использовать карандаш).
-Теперь определимся с цветами сарафана, он должен быть ярким.
-Все круги должны быть разного цвета.
-Молодцы. Обвели.
-Теперь нам остается их только вырезать при помощи ножниц.
-А для этого давайте повторим Т.Б. при работе с острыми инструментами.
Используется мяч.
Девочки становятся полукругом, учитель в центре. Учитель кидает мяч, ученица ловит и говорит один из пунктов Т.Б. и т.д. (2 мин).
Практическая работа:
-Теперь мы вырезаем заготовки точно по намеченному контуру.
Большой круг:
-Начинаем работу с самого большого круга: на изнаночную сторону в центр (путем сложения круга) положим кусочек шерсти, предварительно сложив его в тугой комочек, для того, чтобы сделать голову нашей кукле, натягиваем ткань и ниточкой обвязываем, завязываем на два узелка, кончики нитки обрезаем. Расправляем складки.
Средний круг:
-Далее у нас осталось два кружка среднего и меньшего размера. Берем средний круг, определяем середину круга и накладываем на круг нашу заготовку, обматываем туго веревочкой. Концы нитки обрезаем.
Малый круг:
- Остался самый маленький круг. Берем маленький круг, определяем середину круга и накладываем на круг нашу заготовку, обматываем туго веревочкой. Концы нитки обрезаем.
- Расправляем складки сарафана.
Лицо:
- Ну, что ж, у нас у куклы будет цветное лицо? Нет, для лица мы используем однотонную ткань, прямоугольник, мы приготовили вам уже эти прямоугольники. Выберите кому какой нравиться. Определяем середину прямоугольника (путем сложения пополам). Накладываем его на голову куклы, делаем небольшие складочки и обматываем ниточкой, делая два узелка, концы отрезаем.
- Посмотрите, у вашей куклы получилось белое, светлое лицо.
Рукава, ладошки:
- Дальше нужно сделать ручки: с одной и другой стороны нужно подогнуть срез ткани на 1 - 1,5 см. внутрь, и к середине на 1 - 1,5 см. получились складочки, затем складываем еще раз пополам и перевязываем веревочкой, получился пышный рукав и ладошка. С другой стороны делаем тоже самое.
Платок:
- Для того чтобы наша кукла была красивая повяжем ей платок. Узелок можно завязать спереди, а можно сзади.
- Выберите заготовку какая больше подходит вашей кукле, можете вырезать сами по шаблону.
- Расправляем складки сарафана.
- И наша «Кукла - колокольчик» готова. Из таких кукол можно составит целый хоровод. (Девочки ставят своих кукол в хоровод)
- Вы захотите спросить, а можно ли нарисовать лицо, а я вам отвечу, в старину было не принято рисовать куклам лица, так как считалось, что в куклу с лицом может вселиться злой дух, поэтому все куклы были безлики.
Заключительный этап:
- Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми видами кукол, и сделали замечательных «Кукол - колокольчиков», посмотрите, какие они получились красивые, нарядные, глядя на них действительно становиться радостно, а радостно еще и от того, что мы их сделали сами. Если кто - то хочет, то может подарить свою куклу, ведь она несет радость и хорошее настроение.
- А теперь давайте уберем свои рабочие места и закончим наше занятие. Спасибо всем!
Приложение 2
Инструкционная карта.
«Кукла - Колокольчик».
«Кукла – Колокольчик» - это образ танцующей бабы или девочки.
Эту куклу дарили на добрую весть.
Является оберегом.
Обвести шаблоны (три разноцветных круга диаметрами 20 см, 18 см, 16 см.), шаблон для рукавов и головы куклы (белую ткань размером 20*8 см.), шаблон для косынки (ткань размером 15*15 см разрезанная по диагонали).
Вырезать точно по начерченному контуру.
Цветные лоскуты - круги наложить друг на друга. Перевернуть изнаночной стороной вверх, в центр положить вату.
Переворачиваем лоскуты и оформляем голову.
Перевязываем ниткой ткань по шее, образуя голову куклы и пышные юбки. Нижние края юбки должны быть на одном уровне. Конец нитки прижимаем пальцем и обвиваем её вокруг шеи куклы туго несколько раз. Затем завязываем 2 узелка. Нитку обрезаем.
Прямоугольным белым лоскутом ткани покрывают и перевязывают головку куклы. Свисающие по краям концы ткани должны быть одинаковой длины.
Нитку закрепляем тремя узелками, обрезаем.
Из оставшейся по бокам белой ткани складываем рукава - жгутики. Для этого подгибаем ткань внутрь наполовину, подворачиваем боковые срезы и стыкуем их.
Формируем манжеты или кулачки. Для этого отступаем от края, примерно 5 мм и сжимаем ткань гармошкой. Обматываем манжет цветной нитью. Завязываем 3 узелка и отрезаем нить.
Аналогично формируем вторую руку.
Надеваем кукле платок. Ткань для косынки располагаем уголком вниз. Верхний край загибаем внутрь, примерно на 5 мм. Куклу кладём по центру, закрываем ей лоб, делаем защип возле ушка и опускаем уголок косынки к подбородку, сначала с одной стороны, затем с другой.
12. Переворачиваем куклу лицом вниз, натягиваем концы платка и завязываем на два узла.