kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация учащихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

      От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задания «от и до». Опираясь на собственный опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие?

      Неинтересный урок технологии, по мнению пяти-шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», на котором «нет общения друг с другом».

      Почему учащиеся любят уроки кулинарии? Потому, что на них можно узнать много «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью («то нарезаешь, то украшаешь, то накрываешь на стол»), выполнять привлекательные задания(«учитель не заставляет»), работать в коллективе («нравится работать сообща, в одной команде»), получить быстрый результат («приготовленное блюдо можно съесть и оценить»), сразу же применить полученные знания и умения в жизни («в выходные я приготовила завтрак, и родители меня похвалили»).Таким образом пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Умение заинтересовать школьника – одно из направлений педагогического поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация учащихся на уроках технологии»

Активизация учащихся на уроках технологии

От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задания «от и до». Опираясь на собственный опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие?

Неинтересный урок технологии, по мнению пяти-шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», на котором «нет общения друг с другом».

Почему учащиеся любят уроки кулинарии? Потому, что на них можно узнать много «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью («то нарезаешь, то украшаешь, то накрываешь на стол»), выполнять привлекательные задания(«учитель не заставляет»), работать в коллективе («нравится работать сообща, в одной команде»), получить быстрый результат («приготовленное блюдо можно съесть и оценить»), сразу же применить полученные знания и умения в жизни («в выходные я приготовила завтрак, и родители меня похвалили»).Таким образом пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Умение заинтересовать школьника – одно из направлений педагогического поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

Превратить пассивных детей в «активных «можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина – основа любой деятельности. Нет мотива – нет деятельности – нет результата.

Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включения в состав учебной группы) и даже то, некоторые учащиеся из гордости не соглашаются с низкой, как они считают, оценкой их труда. При этом главное, на мой взгляд,- увлечённость учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделий. Ведь результат для пяти- и шестиклассников – абстрактное понятие, а интерес должен появиться уже в начале деятельности. Важная роль в активизации школьников принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества (Е.С.Полат), позволяющему учащимся помимо изучения программного материала общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

Предполагаемыми результатами применения данного метода являются следующие. Учащиеся должны: -добиться сплоченности и сконцентрировать свои усилия на выполнении общего задания в рамках отведенного времени;

-в процессе работы над заданием научиться выполнять функции добровольно принятой ими на себя роли;

-научиться анализировать результаты групповой работы и видеть взаимосвязь между сплоченностью коллектива и результатом, полученным при решении поставленной проблемы.

Рассмотрим, например, ситуацию, связанную с повторением в 6 классе изученного ранее материала. Учитель планирует урок, на котором шестиклассники должны, пользуясь записями в рабочей тетради, повторить то, что они узнали в 5 классе, изучая раздел «Элементы материаловедения». За прошедшее время дети многое забыли и учитель, начиная фронтальное повторение, фактически вынужден излагать материал заново. А есть ли у детей мотив, чтобы активно включится в повторение? Кто при данной форме работы несет ответственность за результат повторения? Ведь только учителю известно, что на основе изученного ранее материала построено содержание следующих разделов, включая тему «Раскрой швейных изделий». Но ученики этого не знают, и у них отсутствует прямой мотив («учу, чтобы не испортить свою ткань при раскрое»).В данном случае я решила применить технология обучения в малых группах с тем, чтобы переложить большую часть ответственности за повторение и усвоение на самих школьников.

Ниже приведен фрагмент урока, посвященного актуализации базовых знаний по разделу «Материаловедение 5 класс». Задача применения данной технологии обучения – повысить эффективность повторения и усвоения пройденного материала. Однако для детей это не может являться важным мотивом, чтобы начать активную работу. Нужно сформулировать для учащихся цель работы так, чтобы она была принята и понята каждым учащимся в классе. Соответственно изменяю формулировку: работая в команде (группе), повторить знания, полученные в 5 классе так, чтобы их усвоил каждый член команды. Также излагаю школьникам условия оценки: оценивается работа всей команды, при этом каждый в равной мере отвечает за её успех и должен быть готов ответить на вопрос учителя.


Структурирую ход работы:

1.Объединение учащихся в заранее спланированные группы (команды) приблизительно равные по суммарным возможностям, удобное размещение групп в кабинете.

2.Формулировка цели, понятной всем учащимся.

3.Изложение условия: оценка будет общей на всех.

4.Выбор учащимися ролей, которые они будут играть помимо выполнения основного задания: ведущего (следит за временем), организатора активной деятельности (инициирует активную работу каждого), оформителя (записывает ответы команды, выполняет схемы, зарисовки), организатора общения (пересекает конфликты), лидера (работает с самой трудной частью задания) и др. Список ролей должен быть написан на доске.

5.Проведение первого раунда: выполнение задания «Анализ образца ткани». Каждая команда получает свой образец ткани размером не менее 30x50 см (отличающийся по своему виду для каждой команды). Используя готовый план рассказа, данный учителем, и тетрадь за 5 класс, учащиеся анализируют образец ткани, составляют черновик и готовятся к рассказу перед классом. При выполнении основного задания каждый из них должен выполнять функции принятой им роли. План рассказа может состоять из следующих вопросов: это натуральная ткань? Какие волокна использовались при её изготовлении? Как можно определить у неё нить основы. Как определить лицевую и изнаночную стороны? Видите ли, вы какие-нибудь дефекты ткани? Для чего можно применить данную ткань? И т.д.

6.Отчет команд по итогам первого раунда. По очереди команды выходят в полном составе к доске, демонстрируют классу свой образец ткани и, используя черновик, рассказывают о проделанной работе. Учитель может остановить отчет в любой момент и попросить продолжить любого из данной команды или задать вопрос. Черновиком пользоваться\ можно, так как это продукт интеллектуальной работы всего мини-коллектива. Все остальные учащиеся ищут ошибки других команд, вносят исправления\ в свои черновики. В этом нет ничего плохого, так как оценка за этот этап не ставится, а наша основная цель заключается в том, чтобы все ученики усвоили учебный материал.

7.Проведение рефлексии.Задаю вопросы, связанные с организацией взаимодействия в командах удобен ли был черновик и как его можно усовершенствовать? Насколько быстро группа смогла организоваться для выполнения задания? Все ли были активны?

8.Проведение второго раунда: выполнение задания «Повторение базовых знаний». Команды получают одинаковую для всех карточку-задание, состоящую из 3-4 вопросов: как определить лицевую сторону у разных видов ткани? Прядение и ткачество – это одно и то же? Какими способами можно определить нить основы? Учащиеся самостоятельно делят вопросы между собой. Затем каждая ученица индивидуально ищет в тетради ответ на свой вопрос, повторяет его, а потом устно объясняет остальным. Все члены команды должны запомнить ответы. Время на выполнение задания ограничено.

9.Контроль знаний по второму заданию. Задаю вопросы из карточки задания ученикам любых команд так, чтобы проверить уровень подготовки всей команды. Каждой команде выставляется общая оценка. Если учащиеся не согласны с ней, то они могут самостоятельно подготовиться и прийти ответить ещё раз всей группой

10.Проведение повторной рефлексии. Последний этап посвящая организации взаимодействия в учебных мини-коллективах. Проверяю эмоциональное отношение детей к выбранной ими роли, прошу назвать самое сложное в работе, определить взаимосвязь между сплоченностью команды при выполнении задания и полученным результатом и др.

В течении учебного года технологию обучения в малых группах по методике сотрудничества я применяю на нескольких уроках при изучении разных тем. Получив определенный опыт совместной деятельности, учащиеся затем успешно решают поставленные предпринимательские задачи на открытом уроке в рамках предметной недели. Именно сформированное умение действовать в команде является основой для проведения «мозгового штурма».

Одной из основных задач, которую я ставлю перед собой, применяя на уроках обучение в малых группах по технологии о сотрудничества, является формирование таких ключевых компетенций школьника у как сопряженность личных интересов с потребностями мини-коллектива, способность взять на себя ответственность за решение, владение устной и письменной речью ( в частности составление и использование опорного плана при ответе), умение осуществлять быстрый поиск информации (в данном случае, ответ на вопрос в тетради), социальные умения (сотрудничество, коммуникативность и др.), умение оценить результат своей деятельности.

В заключении необходимо отметить, что применение метода обучения в малых группах способствует собранности и эмоциональному подъему учащихся, учит общаться друг с другом в процессе познавательной деятельности, активизирует их и в конечном счете повышает эффективность урока. При этом именно мотивации- «учу потому, что мне интересно» - стимулирует учащихся к началу деятельности, а увлеченность процессом повторения в команде позволяет усваивать знания более качественно. И это подтверждают результаты тестирования школьников.

Конечно, применение вышеописанной технологии обучения требует от учителя более тщательной подготовки к урокам, но разработанные карточки-задания, подобранные образцы ткани пополнят методический фонд кабинета и будут многократно использованы. На первых уроках возможны организационные трудности: кому с кем садиться, как быть, если состав групп намечен, а часть детей заболела и пр. Но практический опыт быстро приобретается. Главное, детям нравятся такие уроки.




Литература:

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат, Академия,1999/

Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора, Открытость. Деятельность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активизация учащихся на уроках технологии

Автор: Портнова Людмила Трофимовна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Использование ИКТ на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(43) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "131070"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416070251"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Презентация на тему: "Активизация  деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ""
    ["seo_title"] => string(116) "priezientatsiia-na-tiemu-aktivizatsiia-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "267822"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450462264"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Соввременные ИКТ на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(44) "sovvriemiennyie-ikt-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118290"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413099665"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "ИКТ на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(28) "ikt-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118294"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413100374"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Создание  презентаций  учащимися   на уроке  "Технология"   в 4 классе  с целью активизации познавательной деятельности   младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(154) "sozdaniie-priezientatsii-uchashchimisia-na-urokie-tiekhnologhiia-v-4-klassie-s-tsiel-iu-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124679"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414766810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства