kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Толерантность и компетентный подход в обучении школьников, как главный фактор повышения качества образования на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толерантность – это отношение к окружающим людям, не допускающее насилия, принуждения, дискриминации из-за различий в национальности, образе жизни, личностных особенностей каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«Толерантность и компетентный подход в обучении школьников, как главный фактор повышения качества образования на уроках технологии.»

Проект  Тема: «Толерантность и компетентный подход в  обучении школьников как главный  фактор повышения качества  образования на уроках технологии.»  Учитель технологии и ИЗО  СОШ №3  Исаева Евгения Станиславовна

Проект

Тема: «Толерантность и компетентный подход в

обучении школьников как главный

фактор повышения качества

образования на уроках технологии.»

Учитель технологии и ИЗО СОШ №3 Исаева Евгения Станиславовна

Понятие толерантности Толерантность – это отношение к окружающим людям, не допускающее насилия, принуждения, дискриминации из-за различий в национальности, образе жизни, личностных особенностей каждого человека. Толерантность – это общечеловеческая ценность современного мира. Проблема толерантности особенно интересна и актуальна сегодня, так как вокруг нас очень много хаоса, неопределённости, трагедий. В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.

Понятие толерантности

Толерантность – это отношение к окружающим людям, не допускающее насилия, принуждения, дискриминации из-за различий в национальности, образе жизни, личностных особенностей каждого человека.

Толерантность – это общечеловеческая ценность современного мира. Проблема толерантности особенно интересна и актуальна сегодня, так как вокруг нас очень много хаоса, неопределённости, трагедий.

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.

Обоснование проекта На сегодняшний день наше государство является примером толерантности. Исторически сложилось так, что в нашей стране в дружбе и согласии проживают более 100 народов и народностей. При проживании на одной территории разных этнических групп возможны конфликты. Представители народов, живущих в Республике Казахстан, равноправны. Они живут в соответствии с традициями своего этноса, при желании посещают национальные культурные центры, где молодёжь получает возможность проникнуться духом нации. Вопрос толерантности в Республике Казахстан особенно актуален. Ведь помимо воспитания терпимости к людям, имеющим иной менталитет, ведущим другой образ жизни в условиях многонационального государства особое значение приобретает этническая толерантность. Именно терпимость способствует уважению, принятию и пониманию культур представителей этносов, живущих в Казахстане.

Обоснование проекта

На сегодняшний день наше государство является примером толерантности. Исторически сложилось так, что в нашей стране в дружбе и согласии проживают более 100 народов и народностей. При проживании на одной территории разных этнических групп возможны конфликты. Представители народов, живущих в Республике Казахстан, равноправны. Они живут в соответствии с традициями своего этноса, при желании посещают национальные культурные центры, где молодёжь получает возможность проникнуться духом нации.

Вопрос толерантности в Республике Казахстан особенно актуален. Ведь помимо воспитания терпимости к людям, имеющим иной менталитет, ведущим другой образ жизни в условиях многонационального государства особое значение приобретает этническая толерантность. Именно терпимость способствует уважению, принятию и пониманию культур представителей этносов, живущих в Казахстане.

Обоснование проекта В настоящее время наряду с положительными примерами толерантности встречаются и отрицательные нетерпимости на национальной, религиозной, бытовой почве. К сожалению, сейчас нет программы воспитания толерантности, нет методик, которые бы стали эффективным средством предупреждения проявления нетерпимости. Воспитание толерантности является наиболее эффективным средством против проявления нетерпимости в разных сферах жизни. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содействовать разработке методики воспитания толерантности на систематической основе, раскрывая культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, выступающие в качестве главных причин насилия.

Обоснование проекта

В настоящее время наряду с положительными примерами толерантности встречаются и отрицательные нетерпимости на национальной, религиозной, бытовой почве.

К сожалению, сейчас нет программы воспитания толерантности, нет методик, которые бы стали эффективным средством предупреждения проявления нетерпимости.

Воспитание толерантности является наиболее эффективным средством против проявления нетерпимости в разных сферах жизни.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содействовать разработке методики воспитания толерантности на систематической основе, раскрывая культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, выступающие в качестве главных причин насилия.

Модель и критерии оценки толерантности педагога

Модель и критерии оценки толерантности педагога

  • педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;
  • процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются норма и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни;
  • учет интересов всех участников воспитания;
  • поощрение и поддержка самодеятельности и самоуправления;
  • формирование паритетных отношений вместо административно-командных;
  • готовность педагогов и администрации к равноправному партнерству со всеми участниками педагогического процесса;
  • готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениями договорам в интересах дела;
  • переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.
Модель толерантного педагога  Педагог Использует знания по проблеме толерантности в процессе обучения и воспитания учащихся Умеет проводить исследования, составлять программы, методики воспитания толерантной личности Разрабатывает методики измерения уровня толерантности Умеет избегать конфликтов в процессе совместной деятельности Проявляет терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих Решает проблемы в системе «Ученик-ученик» (разных национальностей, вероисповеданий) Умеет разрешать внутриличностные и межличностные противоречия Проектирует зону толерантности в своей классе Занимается психолого-педагогическим образованием в вопросах толерантности

Модель толерантного педагога

Педагог

Использует знания по проблеме толерантности в процессе обучения и воспитания учащихся

Умеет проводить исследования, составлять программы, методики воспитания толерантной личности

Разрабатывает методики измерения уровня толерантности

Умеет избегать конфликтов в процессе совместной деятельности

Проявляет терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих

Решает проблемы в системе «Ученик-ученик» (разных национальностей, вероисповеданий)

Умеет разрешать внутриличностные и межличностные противоречия

Проектирует зону толерантности в своей классе

Занимается психолого-педагогическим образованием в вопросах толерантности

Цель и задачи проекта Цель:   Обеспечить профессиональную компетентность педагогов в области толерантности.   Задачи:

Цель и задачи проекта

Цель:

  •   Обеспечить профессиональную компетентность педагогов в области толерантности.

 

Задачи:

  •   Мобилизовать педагогический коллектив школы на участие в проекте
  • Изучить теоретические источники по теме проекта
  • Разработать критерии и методы диагностики уровня толерантности педагогов
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в области толерантности
  • Провести круглый стол для презентации и обсуждения полученных результатов
  • Подготовить отчёт по проекту
Толерантность - внутренняя установка и отношение личности к внешнему раздражителю, характеризующее принимающее отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Современное образование характеризуется внедрением компетентного подхода, в том числе и в подготовке учителей технологии. В современных социокультурных условиях учитель технологии должен иметь знания о культуре своего народа, знания о культурах других народов, по проблеме этнокультурных различий; следовать нормам поведения, отвечающим культуре межнациональных отношений; выбирать темы учебных заданий, отражающие этнокультурные особенности нашей многонациональной среды; испытывать готовность понимать этнокультурные ценности других народов и пр. Следовательно, с педагогических позиций целесообразно говорить о проработке профессионально-педагогических компетенций обусловленных этнокультурными факторами.
  • Толерантность - внутренняя установка и отношение личности к внешнему раздражителю, характеризующее принимающее отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
  • Современное образование характеризуется внедрением компетентного подхода, в том числе и в подготовке учителей технологии. В современных социокультурных условиях учитель технологии должен иметь знания о культуре своего народа, знания о культурах других народов, по проблеме этнокультурных различий; следовать нормам поведения, отвечающим культуре межнациональных отношений; выбирать темы учебных заданий, отражающие этнокультурные особенности нашей многонациональной среды; испытывать готовность понимать этнокультурные ценности других народов и пр. Следовательно, с педагогических позиций целесообразно говорить о проработке профессионально-педагогических компетенций обусловленных этнокультурными факторами.
В данной модели формирования этнокультурной толерантности у школьников в процессе изучения образовательной области «Технология», мы выделили ряд педагогических условий, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе лишь учителем, обладающим этнокультурной толерантностью. Рассмотрим данную модель подробнее: 1. Содержание образования (НРК). Национально-региональный компонент содержания образования определяется природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Обеспечивает учёт этнокультурных особенностей всех учащихся в процессе обучения, вводит в образовательный процесс местный социально-культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно-смысловую ориентацию учащихся, их социокультурную адаптацию и профессиональное развитие;
  • В данной модели формирования этнокультурной толерантности у школьников в процессе изучения образовательной области «Технология», мы выделили ряд педагогических условий, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе лишь учителем, обладающим этнокультурной толерантностью. Рассмотрим данную модель подробнее:
  • 1. Содержание образования (НРК). Национально-региональный компонент содержания образования определяется природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Обеспечивает учёт этнокультурных особенностей всех учащихся в процессе обучения, вводит в образовательный процесс местный социально-культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно-смысловую ориентацию учащихся, их социокультурную адаптацию и профессиональное развитие;
2. Реализация учителем ситуаций межэтнического вхаимодействия учащихся гарантированно обеспечивает соответствующее взаимодействие (получение учащимися позитивного опыта межнационального взаимодействия) и обеспечивает положительное отношение к данному опыту, развивает навыки межэтнической коммуникации; 3. Особенности личности учителя, её воспитательное влияние. Характеризуются статусом учителя, его референтностью и аттрактивностью; социальными и профессиональными установками учителя, а именно: диалогичностью общения с учениками, этнотолерантной направленностью.
  • 2. Реализация учителем ситуаций межэтнического вхаимодействия учащихся гарантированно обеспечивает соответствующее взаимодействие (получение учащимися позитивного опыта межнационального взаимодействия) и обеспечивает положительное отношение к данному опыту, развивает навыки межэтнической коммуникации;
  • 3. Особенности личности учителя, её воспитательное влияние. Характеризуются статусом учителя, его референтностью и аттрактивностью; социальными и профессиональными установками учителя, а именно: диалогичностью общения с учениками, этнотолерантной направленностью.
В рамках проблемы формирования этнокультурной толерантности на уроках технологии нам бы хотелось акцентировать внимание на уровнях и проявлениях толерантности в образовании (Дмитриев Е.Д.); 1. Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у учителя и ученика терпимости культурных различий и либеральное отношение к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимание относительности их точности. 2. Понимание и принятие другой культуры – предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям. Если учащийся принимает различия, то он признаёт и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять её.
  • В рамках проблемы формирования этнокультурной толерантности на уроках технологии нам бы хотелось акцентировать внимание на уровнях и проявлениях толерантности в образовании (Дмитриев Е.Д.);
  • 1. Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у учителя и ученика терпимости культурных различий и либеральное отношение к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимание относительности их точности.
  • 2. Понимание и принятие другой культуры – предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям. Если учащийся принимает различия, то он признаёт и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять её.
3.  Уважение культурных различий – предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий. 4. Утверждение культурных различий – на этой стадии учитель и ученик понимают, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция.  С учётом вышесказанного, на наш взгляд, ведущей компетенцией учителя технологии сегодня должна являться этнокультурная толерантность.  Профессиональная компетентность – качество действий учителя, которое обеспечивает эффективное решение профессиональных проблем и задач.
  • 3. Уважение культурных различий – предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий.
  • 4. Утверждение культурных различий – на этой стадии учитель и ученик понимают, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция.
  • С учётом вышесказанного, на наш взгляд, ведущей компетенцией учителя технологии сегодня должна являться этнокультурная толерантность.
  • Профессиональная компетентность – качество действий учителя, которое обеспечивает эффективное решение профессиональных проблем и задач.
Учителем используется при этом его жизненный опыт, имеющаяся квалификация, общепризнанные ценности, современными общеобразовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами, использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися.  Профессиональная компетентность является показателем внутреннего, субъективного содержания личности педагога, его сугубо индивидуальной профессиональной характеристикой. Она не может рассматриваться как результат механического внедрения в сознание педагога многообразных внешних воздействий, прежде всего профессиональных знаний. Профессиональная компетентность – есть итог той внутренней работы самой личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается и осваивается ею, порождая порой четко не осознаваемое умение в конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему.
  • Учителем используется при этом его жизненный опыт, имеющаяся квалификация, общепризнанные ценности, современными общеобразовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами, использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися.
  • Профессиональная компетентность является показателем внутреннего, субъективного содержания личности педагога, его сугубо индивидуальной профессиональной характеристикой. Она не может рассматриваться как результат механического внедрения в сознание педагога многообразных внешних воздействий, прежде всего профессиональных знаний. Профессиональная компетентность – есть итог той внутренней работы самой личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается и осваивается ею, порождая порой четко не осознаваемое умение в конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему.
При этом необходимо подчеркнуть, что основой творческой работы личности педагога над «выпестованием» своей профессиональной компетентности является внешнее воздействие и, прежде всего профессиональные знания, к которым педагог имеет доступ в течение всей профессиональной жизни.
  • При этом необходимо подчеркнуть, что основой творческой работы личности педагога над «выпестованием» своей профессиональной компетентности является внешнее воздействие и, прежде всего профессиональные знания, к которым педагог имеет доступ в течение всей профессиональной жизни.
Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

  • Рост профессиональной компетентности педагогов в области толерантности
  • Создание учебно-методического пакета по вопросам толерантности
  • Выработка рекомендаций по итогам круглого стола
  • Отчёт по проекту
Необходимые ресурсы  I . Кадровые: 1.      завуч по УВР 2.      психолог 3.      творческая группа из числа учителей 4.      социальный педагог 5.      библиотекарь   II . Информационные: 1.      литература по толерантности 2.      опыт работы по теме педагогов других учреждений образования 3.      методическое обеспечение процесса обучения учителей соответствующей литературой   III . Организационные: 1. организация семинаров, круглых столов для педагогов

Необходимые ресурсы

I . Кадровые:

1.      завуч по УВР

2.      психолог

3.      творческая группа из числа учителей

4.      социальный педагог

5.      библиотекарь

 

II . Информационные:

1.      литература по толерантности

2.      опыт работы по теме педагогов других учреждений образования

3.      методическое обеспечение процесса обучения учителей соответствующей литературой

 

III . Организационные:

1. организация семинаров, круглых столов для педагогов

Пользователи результатами проекта Педагоги, учащиеся, психолог, социальный педагог, родители.

Пользователи результатами проекта

Педагоги, учащиеся, психолог, социальный педагог, родители.

Вывод Повышение уровня толерантности педагогов коллектива повлечет за собой активизацию процесса воспитания толерантной личности молодого гражданина нашей республики. Система мероприятий по воспитанию культуры толерантных отношений даст положительный результат, Невозможно измерить в цифрах атмосферу в классе, межличностные отношения и т.п. Но эти изменения обязательно отразятся на личностном становлении каждого ребенка.

Вывод

Повышение уровня толерантности педагогов коллектива повлечет за собой активизацию процесса воспитания толерантной личности молодого гражданина нашей республики. Система мероприятий по воспитанию культуры толерантных отношений даст положительный результат, Невозможно измерить в цифрах атмосферу в классе, межличностные отношения и т.п.

Но эти изменения обязательно отразятся на личностном становлении каждого ребенка.

Литература: Байденко В.И. Концепция в профессиональном образовании. Высшее образование в России – 2004. - № 11. – с 35-41 Борисов П.П. Компетентностно – деятельный подход модернизация содержания образования. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 1. – с 58-61. Володарская А.А. Формирование ключевых компетенций у выпускников учреждений начального профессионального образования. НИИРО, 2004. – с 28. Вторина Е.А. проблема профессиональной компетентности учителя. Лучшие страницы педагогической прессы, - 2003, - № 2. – с 28-31.
  • Литература:
  • Байденко В.И. Концепция в профессиональном образовании. Высшее образование в России – 2004. - № 11. – с 35-41
  • Борисов П.П. Компетентностно – деятельный подход модернизация содержания образования. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 1. – с 58-61.
  • Володарская А.А. Формирование ключевых компетенций у выпускников учреждений начального профессионального образования. НИИРО, 2004. – с 28.
  • Вторина Е.А. проблема профессиональной компетентности учителя. Лучшие страницы педагогической прессы, - 2003, - № 2. – с 28-31.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исаева Евгения Станиславовна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Личностно-ориентированный подход в результате профильного обучения по географии "
    ["seo_title"] => string(91) "lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-riezul-tatie-profil-nogho-obuchieniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "154347"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421152015"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства