kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология ткачества поясов на бёрдышке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ношение пояса всегда связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса считалось нарушением общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».
Часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употребляется в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология ткачества поясов на бёрдышке »

Технология  ткачества поясов  на дощечке  и бёрдышке   урок технологии 7 класс Автор: Васильева Наталья Анатольевна учитель технологии МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 Ширинский район Республика Хакасия

Технология ткачества поясов на дощечке и бёрдышке

урок технологии

7 класс

Автор: Васильева Наталья Анатольевна

учитель технологии МБОУ Жемчужненская СОШ № 1

Ширинский район Республика Хакасия

Тельник ( или сетка) – крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле. Черес или чересел,  чресленик, чресельник (от слова «чересла », то есть « поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель  кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.
  • Тельник ( или сетка) – крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле.
  • Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла », то есть « поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.
Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался. Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану . Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок — широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз. Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи.
  • Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками
  • Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался.
  • Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану .
  • Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок — широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз.
  • Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи.
Покромка или покрома, покромь – плетеный, тканый или валяный узкий пояс длиною до 3 метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза. Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трех метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обертывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины — на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы. В хакасском мужском костюме кушак (
  • Покромка или покрома, покромь – плетеный, тканый или валяный узкий пояс длиною до 3 метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза.
  • Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трех метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обертывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины — на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.
  • В хакасском мужском костюме кушак ("Хур») был длиной 7-9 м (чем длиннее, тем богаче).
Ношение пояса всегда связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса считалось нарушением общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова « распоясаться, поясничать и т.д.».  Часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употребляется в качестве оберега . Считалось, что подпоясанного человека « бес боится », снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д
  • Ношение пояса всегда связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса считалось нарушением общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова « распоясаться, поясничать и т.д.». Часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употребляется в качестве оберега . Считалось, что подпоясанного человека « бес боится », снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д
С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у белорусов, при переходе в новый дом, хозяин перетягивает всех членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок. Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая подходя к колодцу за водой, укладывала поясок на сруб колодца Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). Подметая дом, она завязывала поясок на веник.
  • С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у белорусов, при переходе в новый дом, хозяин перетягивает всех членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
  • Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое.
  • До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая подходя к колодцу за водой, укладывала поясок на сруб колодца
  • Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.
  • Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям.
  • Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка).
  • Подметая дом, она завязывала поясок на веник.
Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки.  Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в такой момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.». В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами.  В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.
  • Поясом связывали первый сноп урожая.
  • При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки.
  • Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в такой момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».
  • В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами.
  • В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода.
  • Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.
Ткачество на дощечках «кружках»

Ткачество

на дощечках

«кружках»

  • плакетки
В разных источниках можно найти потрясающие образцы китайских поясов, сотканных на дощечках из шелковых, серебряных и золотных нитей. Многие любители практической истории по всему миру осваивают эту удивительную технику. 
  • В разных источниках можно найти потрясающие образцы китайских поясов, сотканных на дощечках из шелковых, серебряных и золотных нитей. Многие любители практической истории по всему миру осваивают эту удивительную технику. 
Название «бёрдышко» произошло от слова «бердо» — деталь ткацкого стана, похожая на гребень с зубьями. Для изготовления бёрдышка мастера берут деревянную тонкую пластину (или фанеру) и выпиливают в ней продольные отверстия, образующие промежутки между зубьями, затем прожигают в середине каждого зуба круглое отверстие.
  • Название «бёрдышко» произошло от слова «бердо» — деталь ткацкого стана, похожая на гребень с зубьями.
  • Для изготовления бёрдышка мастера берут деревянную тонкую пластину (или фанеру) и выпиливают в ней продольные отверстия, образующие промежутки между зубьями, затем прожигают в середине каждого зуба круглое отверстие.
Ткачество на БЁРДЫШКЕ   Один конец пучка нитей привязывался к крюку, а второй закреплялся на поясе мастерицы. Когда бёрдышко приподнимали, то одна группа нитей оставалась на месте, а вторая уходила наверх, и в образовавшийся зев пробрасывалась нить утка. Затем бёрдышко опускали и действия возобновлялись 

Ткачество на БЁРДЫШКЕ

Один конец пучка нитей привязывался к крюку, а второй закреплялся на поясе мастерицы. Когда бёрдышко приподнимали, то одна группа нитей оставалась на месте, а вторая уходила наверх, и в образовавшийся зев пробрасывалась нить утка. Затем бёрдышко опускали и действия возобновлялись 

Традиции мастерства        

Традиции мастерства       

Практическая работа   «МАКЕТ ТКАЦКОГО СТАНКА,  ТКАЧЕСТВО»  Внимательно изучи карту и выполни макет ткацкого станка. Натяни нити основы разного цвета, Вдень в иглу нить утка и выполни полотняное Переплетение и сдвинь вилкой. Сними полотно и разрежь нити основы. Завяжи концы обрезанных ниток попарно. Сделай рамку.

Практическая работа «МАКЕТ ТКАЦКОГО СТАНКА, ТКАЧЕСТВО»

  • Внимательно изучи

карту и выполни макет

ткацкого станка.

  • Натяни нити основы

разного цвета,

  • Вдень в иглу нить утка

и выполни полотняное

Переплетение и сдвинь вилкой.

  • Сними полотно и разрежь

нити основы.

  • Завяжи концы обрезанных

ниток попарно. Сделай рамку.

Готовое изделие

Готовое изделие


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология ткачества поясов на бёрдышке

Автор: Васильева Наталья Анатольевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства